Венеция 2024: «Один на один: Джон и Йоко» — семейный портрет на фоне истории
Во внеконкурсной программе 81 Венецианского международного кинофестиваля прошла премьера документального фильма Кевина Макдональда «Один на один: Джон и Йоко» / «One to One: John & Yoko». Шотландский режиссер исследует музыкальный, личный, художественный, социальный и политический мир Джона и Йоко на фоне драматических событий американской истории.
Нью-Йорк 1970-х годов: Уотергейт, Студия 54, антивоенные марши, Боб Дилан, The Factory Энди Уорхола. Казалось бы, об этой эпохе снято столько, что ничего нового уже сказать нельзя. Однако, Кевину Макдональду это безусловно удалось.
В этот период жизни Джон Леннон и Йоко Оно активно занимаются политикой. Они пишут антивоенные песни (война во Вьетнаме в самом разгаре), устраивают акции по защите политических заключенных, борются за равные права для всех, независимо от расы и пола. Пара уверена, что их телефоны прослушивают американские спецслужбы, и записывает все свои разговоры. Эти, ранее нигде не публиковавшиеся записи, так же, как и множество фотографий и видео, снятых Джоном и Йоко для домашнего архива составляют основу фильма. Название картине дал благотворительный концерт «One to One», который организовали Джон Леннон и Йоко Оно в пользу детей с особыми потребностями. Единственный полноценный концерт Леннона между последним выступлением Beatles в 1966 и его смертью в 1980 году.
«Один на один: Джон и Йоко» сделан как коллаж — уникальные кадры и записи звонков идут вразнобой, но создают объемные образы двух очень одаренных людей, любящих друг друга, безумно популярных и одновременно абсолютно открытых миру, использующих свою известность на благие дела. Восстановленные и ремастерированные кадры с концерта «One to One» с ремиксованным звуком, над которым работал сын музыканта Шон Оно Леннон, дают огромный эмоциональный заряд.
В заявлении режиссера для официального каталога фестиваля сказано: «Я хотел снять фильм, который удивил бы и порадовал даже самого преданного поклонника Джона Леннона и Йоко Оно, сосредоточившись на коротком периоде в их жизни и рассказав историю через их собственные слова, образы и музыку. Созданный на основе 16-миллиметровой кинопленки единственного полноценного концерта, который Джон дал после ухода из Beatles (пересканированной и отредактированной так, чтобы ее не узнали те, кто видел выпуск VHS 1980-х годов), фильм, я надеюсь, познакомит зрителей с более интимной версией Джона и Йоко, а также отразит их политические радикальные взгляды и художественные эксперименты».
Макдональд не просто показывает уникальные кадры из жизни звездной пары, но, используя фрагменты телевизионных программ, мастерски передает атмосферу времени. Герои как бы переключают каналы и попадают то на рекламу, то на развлекательное ток-шоу, то на спортивную или политическую передачу, погружая зрителя в прошлое, что дает возможность взглянуть на события того времени так, будто они происходят здесь и сейчас глазами Джона и Йоко. Уникальный подход Макдональда к материалу позволяет заглянуть в жизнь легендарной пары, но также перекидывает мост между событиями Америки 1970-х годов и нашим современным социальным и политическим климатом.