Венеция 2024: «Мария» — Анджелина Джоли играет Каллас
29 августа в основном конкурсе 81 Венецианского кинофестиваля прошла премьера, основанной на реальных событиях, картины «Мария» / «Maria» Пабло Ларраина. После фильмов «Джеки» с Натали Портман в главной роли и «Спенсер» с Кристен Стюарт, режиссер решил представить портрет Марии Каллас, а воплотила оперную диву на экране Анджелина Джоли.
Ларраин до этого пять раз становился участником основного конкурса Венецианского кинофестиваля: здесь он представлял драму о работнике морга «Вскрытие» в 2010 году, «Джеки» — о Жаклин Кеннеди в 2016, историю семьи хореографов «Эма» в 2019 году, «Спенсер» — о принцессе Диане в 2021, а с пятой попытки, в прошлом году, его фильм «Граф» удостоился приза за лучший сценарий.
Сценарий к картине Ларраина написал создатель «Острых козырьков» Стивен Найт, который также работал и над другим проектом трилогии чилийского режиссера об известных и сломленных женщинах — «Спенсер».
Фильм начинается в Париже 1977 года, когда Каллас дает интервью, которое стало для нее последним и оказывается…воображаемым. Она живет в своей парижской квартире в обществе слуги Феруччо и домработницы Бруты (великолепные второстепенные роли прекрасных итальянских актеров Пьерфранческо Фавино и Альбы Рорвахер), то расхаживает по комнатам как привидение в белом халате, то гуляет по солнечному осеннему открыточному Парижу, и постоянно находится под действием сильнодействующих лекарств, постепенно разрушающих ее организм.
Приехавший к ней воображаемый журналист Mandrax (ничего не напоминает?) в исполнении Коди-Смита МакФи начинает интервью с фразы: «Я хотел бы пройти вместе с вами по вашей жизни». Так зритель погружаться в бурную и трагическую судьбу певицы, которую она пыталась переосмыслить за несколько дней до смерти.
«Термин "дива" часто сопровождается множеством негативных коннотаций. Я заново открыла для себя это слово, работая над фильмом "Мария", и у меня к нему теперь иное отношение. Часто восприятие женщины другими людьми слишком сильно определяет, кто она и кем она была. Я думаю, что Мария была одним из самых трудолюбивых людей, которые никому и никогда не причиняли вреда», — отметила Джоли на пресс-конференции, также рассказав, что репетировала почти семь месяцев, оперные арии.
Мария одержима многими вещами — в первую очередь Аристотелем Онассисом, худобой, препаратами, которые она постоянно принимает. Каллас не может слушать свои старые записи, в них она чувствует совершенство, которое сейчас причиняет ей нестерпимую боль. Миф о «Ла Каллас» — голосе, который восхищал весь мир — держит Марию в плену. Теперь, с уходом Онассиса, ее голос стал намного слабее, и она решила, что если не может вернуть Ла Каллас, то какой смысл жить, и оперная дива медленно угасает.
Ларраин неслучайно пригласил в проект именно Джоли — он выставляет ее на обозрение, как красивую и величественную картину, на которую можно смотреть бесконечно. Сама же история получилась несколько неестественной, лишенной деталей и полноты.
Зритель точно знает, к чему все приведет и наблюдает за неотвратимыми событиями в течение роковой последней недели Каллас, жизнь которой проносится перед глазами. Ключевые флэшбеки связаны с Аристотелем Онассисом, греческим судоходным магнатом, в которого Каллас влюбилась в конце 50-х (и который впоследствии бросил ее ради Жаклин Кеннеди).
Во всех трех фильмах Ларраина о знаковых женских фигурах XX века место действия имеет важное значение: резиденции главных героинь становятся их «тюрьмами», позолоченными клетками, из которых не выбраться. Для Джеки — это Белый дом, для Дианы — загородное поместье королевы Елизаветы, для Марии — ее роскошная квартира в столице Франции.
Увы, возвращение Анджелины Джоли на экран после трехлетнего перерыва не стало новым этапом творчества актрисы. Паблисити фильма выпустило пресс-релиз с большим количеством подробностей работы над фильмом. Например, что Джоли провела месяцы, обучаясь оперному пению, что ее настоящий голос смешивался со знаменитым голосом Каллас всякий раз, когда зритель слышит отрывок из очередной арии.
Несмотря на это, есть что-то неживое в том, что Джоли на самом деле делает на экране — временами кажется, что она играет женщину, которая играет Марию Каллас. Все вроде бы на месте: костюмы соответствуют образу, декорации прекрасные, локации узнаваемые, актеры великолепные, драматизм событий умопомрачительный. Но, к сожалению, до оперы не дотягивает, так… оперетта.