Венеция 2024: «Битлджус Битлджус»…
28 августа начал свою работу 81 Венецианский кинофестиваль. Фильмом открытия смотра на острове Лидо стало комедийное фэнтези выдающегося визионера Тима Бертона «Битлджус Битлджус» / «Beetlejuice Beetlejuice». Один из самых ожидаемых фильмов Мостры, долгожданное продолжение «Битлджуса» 1988 года, вышедшее спустя несколько десятилетий.
На Венецианском кинофестивале Бертон уже был, когда получал почетного Золотого льва за жизненные достижения в 2007 году. Режиссер не выпускал полнометражных фильмов пять лет – с момента выхода «Битлджус Битлджус» в 2019. Сценарий картины «Битлджус Битлджус» написан шоураннерами сериала «Уэнсдэй» Альфредом Гофом и Майлзом Милларом, первые серии которого снял сам Бертон. Главную роль там исполняла Дженна Ортега, которая сейчас блистает в сиквеле. Бертон отметил, что именно работа над сериалом придала ему «заряд энергии», чтобы полноценно вернуться к кинопроизводству.
События фильма «Битлджус Битлджус» развиваются в том же доме в Коннектикуте, в Винтер-Ривер, куда спустя много лет приезжает три поколения семьи Дитц после неожиданной семейной трагедии.
Жизнь Лидии, все еще преследуемой Битлджусом, переворачивается с ног на голову, когда ее мятежная дочь Астрид обнаруживает на чердаке таинственную модель города, и портал в загробную жизнь случайно открывается. Теперь лишь вопрос времени, когда кто-то произнесет имя Битлджуса три раза, и этот демон вернется, чтобы опять привнести в мир раздор и хаос.
Главные роли, помимо Ортеги, исполнили Майкл Китон, Вайнона Райдер, Кэтрин О`Хара, Моника Беллуччи, Джастин Теру и Уиллем Дефо.
Сценаристы и режиссер так мастерски обошли проблему с не подтвердившими свое участие в сиквеле актерами, такими как Алек Болдуин, Джина Дэвис и особенно Джеффри Джонс, сыгравшими главные роли в первом фильме, что остается только в очередной раз восхититься их изобретательности.
«Фильм знаменует долгожданное возвращение одной из самых знаковых историй Тима Бертона и является подтверждением необычайного визионерского таланта автора – главного виртуоза своего времени. Для Венеции большая честь провести мировую премьеру новой работы Бертона, которая отличается удивительным размахом творческого воображения и головокружительным ритмом», – сказал художественный руководитель фестиваля Альберто Барбера.
Сам Бертон отметил, что для него этот фильм знаменует «возвращение к корням, к импровизационному и свободному духу оригинала»: «За последние несколько лет я немного разочаровался в киноиндустрии, и я будто бы потерял себя. А потом осознал, что единственный способ преуспеть и получать удовольствие от процесса — по-настоящему любить свою работу. Я искренне наслаждался съемками этого фильма».
Потребовалось много лет, чтобы режиссер смог вернуться к «Битлджусу», несмотря на постоянные требования фанатов о сиквеле, потому что, по его словам, он никогда не понимал, почему фильм имел такой сумасшедший успех. В итоге съемки прошли в рекордно короткие сроки, Бертон поощрял импровизацию на съемочной площадке, а финал был в итоге переделан в процессе. Даже спецэффекты были сделаны быстро, что придает фильму эффект старых, уютных картин Бертона ранних лет.
Так же, как и в 1988 году, Бертон явно получает массу удовольствия от работы по визуализации загробного мира. Здесь, в колл-центре работает разношерстная команда призраков, а одним из самых ярких персонажей становится детектив (Уиллем Дефо), который руководит отделом по расследованию преступлений загробной жизни.
На пользу фильму «Битлджус Битлджус» и разумный хронометраж – один час и 45 минут, и потрясающий ретро-саундтрек.
Остается лишь посетовать на то, что роль потрясающей Моники Беллуччи оказалась слишком невнятной, а ее присутствие на экране ограничилось несколькими минутами.