Канны 2024: «Саван» Дэвида Кроненберга – смерть не разлучит нас
20 мая в основной конкурсной программе 77 Каннского кинофестиваля состоялась мировая премьера нового фильма Дэвида Кроненберга «Саван» / «The Shrouds». Режиссер остается верен себе – в фильме много технологий будущего, телесных трансформаций и страшных снов. Герои будут искать связь с умершими, одновременно запутываясь в своих отношениях и теориях заговора.
Режиссер с завидной регулярностью появляется в конкурсе Канн. Его фильм 1996 года «Автокатастрофа» получил Приз жюри фестиваля, в конкурсной программе участвовали еще пять его работ: «Паук» (2002), «Оправданная жестокость» (2005), «Космополис» (2012), «Звездная карта» (2014) и «Преступления будущего» (2022). В 2006 году он также был удостоен престижной премии киносмотра Золотой тренер в рамках секции Двухнедельник режиссеров.
Свой первый полнометражный фильм «Стерео» о телепатии и экспериментах над мозгом человека Кроненберг снял в 1969 году, и вот, на протяжении десятилетий, режиссер продолжает изучать физические и психологические механизмы человеческого существования, всевозможные научные эксперименты, посвященные этим процессам. «Саван» – метафизическое исследование скорби человека.
Для Кроненберга тема поиска связи с мертвыми очень личная: «Я написал сценарий фильма, когда переживал сложные времена после смерти моей жены, которая покинула этот мир семь лет назад. Это событие глубоко ранило меня. И фильм, который должен был стать техническим исследованием, постепенно превратился в эмоциональное и личное исследование».
По сюжету 50-летний бизнесмен Карш, безутешный после смерти своей жены, изобретает революционную систему GraveTech, которая позволяет живым наблюдать за усопшими близкими в их саванах. Лично для него это способ избавиться от горя и отчаяния после смерти любимой.
Однажды Карш случайно замечает какие-то странные наросты, появляющиеся на скелете его жены, и обращается к ее сестре-близнецу Терри. Она делится своей теорией о том, что это устройства слежения, оставшиеся после тайных экспериментальных операций, которым врачи подвергали ее сестру. На этом загадки не заканчиваются – девять могил на кладбище с высокотехнологичной технологией GraveTech оскверняются, а данные с их хранилищ становятся недоступными. Чтобы избежать пиар-скандала и уничтожения своего бизнеса (несколько стран уже заинтересованы во внедрении новой технологии), Карш решает провести расследование самостоятельно.
Кроненберг также отмечает, что в фильм об электронных саванах заложил метафору о кино, что в некотором смысле эти технологичные плащаницы, которые изобретает герой, «снимают кино о загробной жизни, о тлении тела, это своего рода кинотеатр надгробий». И для работ Кроненберга это не кажется чем-то странным или неестественным, а, скорее, очень подходит ему.
В истории нет размышлений о бессмертии или о воскрешении мертвых, как можно было подумать в начале, здесь мертвые продолжают жить в сознании близких людей, и те проецируют их на живых. Здесь искусственный интеллект – электронный помощник Ханни, управляющая компьютером и телефоном Карша – выходит из-под контроля и пугает своего обладателя.
Однако изначально интригующая загадка со смертью жены героя и таинственным вандализмом на кладбище фактически не приводит к соответствующей логичной развязке. У Кроненберга получилось очень нудное и мрачное исследование возможности применения технологий в похоронном бизнесе, который становится для главного героя смыслом жизни. Тема проживания скорби в итоге зацикливается на безудержном наблюдении за разложением тела любимого человека и стенаниям о невозможности «обладать этим телом».
Венсан Кассель возвращается к сотрудничеству с режиссером после роли второго плана в фильме «Порок на экспорт» 2007 года. С Дайан Крюгер и Гаем Пирсом Кроненберг работает впервые.
Фильм канадского режиссера был достаточно холодно встречен зрителями, а в рейтинге журнала Screen набрал 2.2 балла. Картина выйдет в российский прокат в октябре 2024 года. Дистрибьютором выступит компания Наше Кино.