Канны 2024: 15 самых ожидаемых премьер Каннского кинофестиваля
14 мая во Франции стартует 77 Каннский международный кинофестиваль / Festival international du film de Cannes. ПрофиСинема проанализировала его анонсированные программы и по традиции рассказывает о самых ожидаемых премьерах, особенностях конкурса и внеконкурсным программ, а также об интересных трендах Канн, которые заметны уже сегодня.
Россия, Украина, англоязычное кино
Чуть меньше года назад в интервью ПрофиСинема корреспондент Канн по Восточной Европе и странам бывшего СССР Жоэль Шапрон говорил о своей уверенности, что Канны 2024 точно возьмут в конкурс фильмы если не из России, то российских независимых авторов, которые уехали из страны. Так и произошло. В основной программе фестиваля за награды будет бороться «Лимонов, баллада об Эдичке» / «Limonov — the Ballad» Кирилла Серебренникова (фильм с Беном Уишоу в заглавной роли, адаптация французского романа Эмманюэля Каррера «Лимонов»). Кроме того, в конкурсе оказалась «Анора» / «Anora» Шона Бэйкера, где одну из главных ролей сыграл Юра Борисов. Впрочем, об основной теме мировых новостей и о практике всей индустрии поддерживать Украину Канны не забывают. Так, в числе спецпоказов заявлен новый фильм Сергея Лозницы «Вторжение» / «The Invasion».
Но важнейший тренд нынешнего года на Лазурном берегу другой. Мировая пресса уже обратила внимание на огромное присутствие англоязычного кино и его представителей во всех фестивальных сферах. Жюри конкурса возглавляет Грета Гервиг, Почетную Пальму вручат Джорджу Лукасу, одной из самых громких внеконкурсных премьер обещает стать «Фуриоса: Хроники Безумного Макса» Джорджа Миллера, очередная часть его знаменитой франшизы. Но главное, в основной конкурсной программе целых десять фильмов на английском языке, это больше половины конкурса, и кажется самый высокий показатель за последнее десятилетие.
Если продолжать географическую тему, то заметно внимание к Азии — на постере фестиваля кадр из «Августовской рапсодии» Акиры Куросавы, киарт Двухнедельника режиссеров создал Такеши Китано, а еще одна Почетная Золотая пальмовая ветвь достанется японской студии Ghibli Хаяо Миядзаки — впервые в истории фестиваля эту награду получит целая творческая группа. Также в общей каннской линейке — три фильма от режиссеров из Индии или индийского происхождения, есть и три фильма из Китая и один из Гонконга — то что глава Канн Тьерри Фремо в комментарии Deadline назвал долгожданным возвращением страны, которая в последнее время все меньше присутствует на международной киносцене.
Есть и внезапное наблюдение — в Особом взгляде сразу несколько сюжетов посвящены правам животных. Например, «Суд над собакой» / «Dog on Trial («Le Proces du Chien») Летиции Дош. Режиссерский дебют популярной французской актрисы — комедия о защитнице прав животных, адвокате, которая идет на все, чтобы уберечь своего клиента — собаку, — от смертной казни. «Это история пса, который идет в суд, в нашем мире, где у людей все больше вопросов к судебным органам, фильм, полон великих идей», — так охарактеризовал дебют Дош Тьерри Фремо. Еще один пример — драма «Черный пес» / «Black Dog» («Gou Zhen») китайца Гуаня Ху. Кажется, это фильм совсем иного рода — история освободившегося из тюрьмы мужчины, который должен уничтожать бродячих собак (перед Олимпиадой 2008 года в Пекине китайское правительство таким образом решало проблему бездомных животных), но привязывается к одной из своих потенциальных жертв.
Итак, программа в этом году вполне впечатляющая, хотя на первый взгляд, как многие уже отмечали, не обещающая важных открытий и новых имен. Кроме всего вышеназванного, ПрофиСинема выбрала еще 15 фильмов, чьи премьеры ждет с особым интересом.
Самые ожидаемые фильмы 77 Каннского кинофестиваля по версии ПрофиСинема
«Ученик» / «The Apprentice», Али Аббаси (Основной конкурс)
Выпускник тегеранского политехнического Али Аббаси остается гражданином Ирана, хотя живет в Копенгагене и уже дважды за свои фильмы выдвигался на Оскар — от Дании и от Швеции. Его дебют «Шелли» участвовал в Панораме Берлинале. Следующие, «На границе миров» и «Убийца "Священный паук"», с успехом показывали, соответственно, в Особом взгляде и в Основном конкурсе Канн, и оба не остались без наград. Новая попытка совсем уж оригинальная — история молодого Дональда Трампа и его наставника, прокурора Нью-Йорка Рона Кона, когда-то активно помогавшего сенатору Джозефу Маккарти искать в Америке коммунистов. В роли Трампа Себастьян Стэн (марвелловский «Зимний солдат»), в роли Иванки Трамп Мария Бакалова, номинантка на Оскар за «Бората 2». А Кона сыграет звезда «Наследников» и обладатель Золотого глобуса Джереми Стронг. И у него в этой ипостаси было несколько славных предшественников — когда-то Рона Кона играли Аль Пачино («Ангелы в Америке») и Джеймс Вудс («Гражданин Кон»).
«Мегалополис» / «Megalopolis», Фрэнсис Форд Коппола (Основной конкурс)
Монументальный проект великого режиссера, кульминация всего его творчества. Задумал его Коппола в конце 70-х, начал реализовывать в начале 80-х, потом отложил проект и работал на студии, чтобы иметь возможность финансировать «Мегалополис» из своего кармана, в начале нулевых отснял часть материала в Нью-Йорке, но его работу прервало 11 сентября, и проект снова на долгие годы лег в стол. В конце десятых Коппола продал часть своих виноградников, чтобы завершить фильм и вот привозит итог своих многолетних трудов в Канны. Согласно анонсу, это история восстановления Нью-Йорка после сокрушительного финансового кризиса. В актерском составе — Адам Драйвер, Шайя ЛаБаф, Обри Плаза, Лоренс Фишберн, Джейсон Шварцман, Форест Уитакер, Джон Войт.
«Доброта в своем роде» / «Kinds of Kindness», Йоргос Лантимос (Основной конкурс)
Первая совместная работа греческого режиссера Йоргоса Лантимоса и голливудской звезды Эммы Стоун «Фаворитка» в 2018 году начала свой путь на Венецианском кинофестивале, заработала 10 номинаций на премию Оскар и получила одну статуэтку. Затем были «Бедные-несчастные», которые выиграли Мостру, собрали в прокате колоссальные $113 млн, получили 11 номинаций на премию Киноакадемии и в итоге забрали четыре Оскара, в том числе за лучшую женскую роль для Стоун. «Доброта в своем роде» — их третий проект. О фильме известно, что это антология, состоящая из трех независимых историй. Одна вращается вокруг человека, пытающегося восстановить контроль над своей жизнью. Вторая рассказывает о полицейском, чья жена потерялась в море и вернулась совсем непохожей на себя. А третья — о женщине, пытающейся разузнать все о загадочном духовном лидере. Во всех трех историях задействованы практически одни и те же актеры. Кроме Стоун, в кадре появятся Джесси Племонс, Уиллем Дефо, Маргарет Куэлли
«Саван» / «The Shrouds», Дэвид Кроненберг (Основной конкурс)
Дэвиду Кроненбергу недавно исполнился 81 год, но он продолжает снимать и работает все в том же жанре боди-хоррора, который его и прославил. «Саван» расскажет о бизнесмене-новаторе и безутешном вдовце, создавшем устройство, которое позволяет пользователю наблюдать за покойными. Герой придумал кладбище нового типа, где скорбящие могут увидеть разлагающиеся тела своих близких. Но однажды могилы на новом кладбище начинают вскрывать, и он вынужден задуматься о том, к чему привело его новаторство. Главная роль в «Саване» досталась Венсану Касселю, когда-то работавшему с Кроненбергом в «Опасном методе».
Фильм куплен в российский прокат и появится на наших экранах в октябре 2024 года. Дистрибьютором выступит компания Наше Кино.
«О, Канада» / «Oh, Canada», Пол Шредер (Основной конкурс)
Свой новый фильм в каннском конкурсе покажет и Пол Шредер, сценарист Скорсезе («Таксист», «Бешеный бык», «Последнее искушение Христа») и Брайана Де Пальмы («Одержимость»). «О, Канада» — экранизация романа «Оставленные» покойного друга Шредера Рассела Бэнкса. Он о режиссере-документалисте, таинственном американце, когда-то бежавшем в Канаду, прожившем там полжизни и на грани жизни и смерти вроде бы решившем рассказать всю правду о себе. В главных ролях Ричард Гир (редко появляющийся в кино, как говорят, из-за его непримиримой позиции по Тибету и ответной лоббистской деятельности Китая) и Джейкоб Элроди.
«Партенопа» / «Parthenope», Паоло Соррентино (Основной конкурс)
В седьмой раз в каннском конкурсе оказывается итальянский режиссер Паоло Соррентино. Его новая работа — снова дань его родному Неаполю (тело мифической сирены Партенопы, бросившейся в море, вынесло как раз к берегам нынешнего Неаполя, и город первоначально носил ее имя). По словам режиссера, фильм посвящен жизни женщины по имени Партенопа с момента ее рождения в 1950 году до наших дней, женщине, которая «носит имя своего города, но не является ни сиреной, ни мифом». В главных ролях молодая актриса, почти новичок, Селесте Делла Порта, а также Гэри Олдман.
«Птица» / «Bird», Андреа Арнольд (Основной конкурс)
Британка Андреа Арнольд часто бывала в Каннах — она трижды участвовала в каннском конкурсе (и не оставалась без наград), была членом жюри Основной программы, Особого взгляда, Недели критики. И вот она сняла свой первый за восемь лет фильм и снова едет попытать счастья на Лазурный берег. «Птица» — история взросления девочки-подростка в британском пригороде, растущей в сквоте с отцом и старшим братом. Девочку играет дебютантка Ники Адамс, также в фильме снимались Франц Роговский и Барри Кеоган, а последний ради работы с Арнольд даже отказался от участия в сиквеле «Гладиатора» Ридли Скотта.
«Второй акт» / «Le Deuxieme Acte», Квентин Дюпье (Вне конкурса, фильм открытия)
Фильмы парижанина Квентина Дюпье («Оленья кожа», «Жвалы», «Невероятно, но факт», «Даааааали!») — это самые причудливые, увлекательные, смешные и пугающие французские фильмы десятилетия, которые при этом крайне редко оказывались в фестивальных конкурсах. И вот его «Второй акт» выбран фильмом открытия Канн. Правда, снова вне конкурса, но все же это определенно признание. Во «Втором акте» снимались Леа Сейду, Венсан Линдон, Луи Гаррель и Рафаэль Кенар. О фильме известно, что это черная комедия о женщине, ее отце, ее избраннике и его друге, первоначально называвшаяся «За нашу прекрасную профессию», и что снимали фильм где-то в департаменте Дордонь в здании аэропорта, которое раньше было рестораном.
«Горизонты. Часть 1» / «Horizon», Кевин Костнер (Вне конкурса)
На Лазурном берегу состоится и премьера первой части эпического вестерна от большого любителя жанра, оскаровского лауреата Кевина Костнера. Сама эпопея о завоевании американского Запада во времена Гражданской войны планируется в виде четырех фильмов, каждый из которых длится чуть менее трех часов, а первые две выходят на мировые экраны уже этим летом. «Горизонты» привлекают своим актерским составом — в ролях, кроме самого Костнера, присутствуют Джена Мэлоун, Сиенна Миллер, Сэм Уортингтон, Люк Уилсон, Джованни Рибизи, Дэнни Хьюстон и многие другие. Костнер, работающий над проектом с 1988 года, внес в его бюджет порядка $20 млн собственных денег (вообще же производственный бюджет только первых двух фильмов — около $100 млн).
В российский прокат фильм выпустит Парадиз 27 июня.
«Слухи» / «Rumours», Эван Джонсон, Гален Джонсон, Гай Мэддин (Вне конкурса)
Один из самых эксцентричных режиссеров современности канадец Гай Мэддин воссоединился со своими давними соавторами братьями Эваном и Галеном Джонсонами для работы над очередным фильмом со странным сюжетом. Его описывают так: комедия о семи лидерах самых богатых либеральных демократий мира, которые встретились на саммите G7, заблудились в лесу и столкнулись с опасностью, пытаясь подготовить предварительное заявление относительно глобального кризиса. В главных ролях — Кейт Бланшетт, Алисия Викандер, а также Чарльз Дэнс и Рой Дюпуа, и кажется, это должен быть самый коммерческий проект культового канадца.
«Эрнест Коул, Потерянные и найденные» / «Ernest Cole, Lost and Found», Рауль Пек (Спецпоказы)
Бывший министр культуры Гаити, бывший глава государственной французской киношколы, а ныне известный документалист (оскаровский номинант и обладатель премии Сезар) Рауль Пек продолжает создавать портреты знаменитых темнокожих людей на фоне эпохи. Создатель «Лумумба: Смерть пророка», «Я вам не негр» (о Джеймсе Болдуине), на этот раз он снял фильм об Эрнесте Коуле — первом независимом фотографе Южной Африки, чьи фотографии показали миру несправедливость эпохи апартеида, изгнаннике, поселившемся в США, давно умершем, несметное количество негативов которого после его смерти были обнаружены в банковском сейфе (и правообладатели до сих пор за них судятся). Фильм Пека расскажет историю Коула через воспоминания самых близких ему людей и через изображения, которые он запечатлел своей камерой.
«Серфер» / «The Surfer», Лоркан Финнеган (Полуночные показы)
Фильмы голливудской звезды, оскаровского лауреата и племянника Фрэнсиса Форда Копполы Николаса Кейджа собрали по всему миру в сумме около $6,3 млрд. Но за последние лет семь актер стал и звездой культового кино, снимаясь в таких странных и диких проектах, как «Мэнди» Паноса Косматоса, «Свинья» Майкла Сарноски или «Герой наших снов» Кристофера Боргли. И вот на подходе новый интригующий проект, «Серфер». Кейдж играет жителя США, вернувшегося с сыном в родную Австралию и столкнувшегося с бандой серферов на пляже своего детства. Режиссер фильма —ирландец Лоркан Финнеган, автор удивительного абсурдистского триллера «Вивариум», премьера которого также состоялась когда-то в Каннах.
«Женщины на балконе» / «The Balconette», Ноэми Мерлан (Полуночные показы)
Известная французская актриса Ноэми Мерлан прославилась на весь мир, сыграв вместе с Адель Энель в «Портрете девушки в огне» Селин Сьямма. А скоро она появится в заглавной роли в перезапуске знаменитой эротической серии «Эммануэль». Но еще она постановщица и сценаристка, и в каннской программе Полуночные показы состоится премьера ее фильма «Женщины на балконе», в котором она также сыграла одну из главных ролей. Фильм описывается как кровавый комедийный хоррор о трех женщинах, во время катастрофически жаркой погоды в Марселе засевших в одной квартире и фантазирующих о загадочном соседе из дома напротив.
«Это не я» / «C’Est Pas Moi», Леос Каракс (Каннские премьеры)
После триумфа «Аннетт» на Лазурный берег возвращается культовый французский режиссер Леос Каракс. «Это не я», вопреки названию, как раз о самом авторе. В анонсе продюсеров CG Cinéma отмечено, что это кино «свободной формы», в котором Каракс заново открывает для себя фигуры из своего творчества и, анализируя свою сорокалетнюю фильмографию, вспоминает определяющие моменты своей карьеры, одновременно отражая политическую эволюцию времени. Каракс воссоединился с оператором Каролин Шампентье и художником-постановщиком Флорианом Сансоном, которые работали над «Аннетт» и «Корпорацией "Святые моторы"». В титрах значится и его любимый актер Дени Лаван, а это значит, что в сюжете появится месье Мёрд.
«Септембер говорит» / «September Says», Ариана Лабед (Особый взгляд)
Определенно самый большой интерес в конкурсе Особый взгляд вызывает полнометражный дебют Арианы Лабед, актрисы, обладательницы венецианского кубка Вольпи, звезды Афины Цангари («Аттенберг») и Йоргоса Лантимоса («Альпы», «Лобстер») и жены последнего. «Септембер говорит» — экранизация готического романа «Сестры» британки Дэйзи Джонсон, истории о двух погодках, Септембер и Джули, которые вынуждены переехать в деревню с их матерью, страдающей биполярным расстройством. «Это еще один первый фильм от человека, которого вы раньше знали как актрису и который оказался уверенным в себе режиссером», — так охарактеризовал дебют Лабед глава Канн Тьерри Фремо.
77 Каннский кинофестиваль пройдет на Лазурном берегу с 14 по 25 мая, его победителей определит международное жюри под председательством американской постановщицы и актрисы Греты Гервиг.