Канны 2024: «О, Канада» - последняя исповедь документалиста
В конкурсной программе 77 Каннского кинофестиваля 17 мая прошел показ драмы «О, Канада», режиссера и сценариста Пола Шредера. В главных ролях звезды мирового кино – Ричард Гир и Ума Турман. Картина основана на романе Рассела Бэнкса и посвящена памяти писателя, чья работа также вдохновила Шредера на создание фильма «Страдание» 1998 года.
Фильм посвящён жизни Леонарда Файфа (Ричард Гир в наши дни, Джейкоб Элорди во флешбэках), измученного последней стадией рака режиссёра-документалиста левых взглядов, который уехал из США в Канаду, чтобы избежать призыва на войну во Вьетнаме. Леонард решил дать подробное видеоинтервью своим бывшим студентам Малкольму и Диане (Майкл Империоли и Виктория Хилл) в присутствии своей жены Эммы (Ума Турман). Как политический документалист, Леонард придаёт большое значение честности. Он раздраженно настаивает на том, чтобы рассказать неприукрашенную правду о своей жизни – к растущему дискомфорту Эммы. Однако, истощенный болезнью и находясь под действием лекарств, он часто теряет нить повествования и зачастую рассказывает одну и ту же историю совершенно по-разному. Зрителю приходится самому отделять вымысел от правды.
История начинается в 1960-х годах как сага о юношеском идеализме, максимализме и жажде перемен. Леонард в то время – муж наследницы огромного состояния Алисии (Кристин Фросет). Родственники жены видят в нем будущего управляющего семейного бизнеса, а он мечтает совсем о другом и уезжает в короткую деловую поездку в северный штат на границе с Канадой. Командировка, из которой он уже не вернется к своей старой семье.
Рассказ Леонарда показан в виде флешбэков с закадровым голосом, либо на крупных планах в видеоинтервью. Сидя перед камерой, Леонарду неинтересно говорить о своем творчестве. Он согласился дать это интервью ради Эммы, потребовав, чтобы она была в комнате (поначалу она второстепенный персонаж, но постепенно значение ее роли нарастает и перед нами уже дуэт, разыгрывающий драму жизни, вспоминающий не всегда удобные моменты и снова все переживающий как вчера). Теоретически вопросы задает Малкольм, но на практике Леонард сам, как и всегда, берет руководство съемками в свои руки.
Зритель видит его жизнь как мозаику, которая попеременно то складывается, то разваливается. Еще более дезориентирует, когда Гир заменяет Элорди во флешбэках. Использование различных колористических решений и пропорций изображения усиливает этот эффект. С одной стороны, фрагментированная структура приводит к отсутствию ясности. С другой, в этом-то и суть фильма. Постепенное раскрытие истории великого документалиста спускает его с пьедестала, но и делает более человечным, прошлые ошибки тяжело признать, они больно ранят близких, но и одновременно приносят умиротворение душе, и в этом безусловно сильная сторона этого глубокого, хотя и кажущего немного расфокусированным фильма.
Фестивальная пресса приняла драму «О, Канада!» скорее негативно, в рейтинге журнала Screen она занимает пока последнее место, с результатом всего 1,8 балла. На мой взгляд, это незаслуженно низкая оценка.