Канны 2024: «Серфер» на грани нервного срыва
18 мая в рамках 77 Каннского кинофестиваля прошла премьера картины Лоркана Финнегана «Серфер», включенной в программу Полуночные показы. Фильм начинается как летнее роуд-муви, трансформируется в напряженный психологический триллер и заканчивается как классическая ревендж-история. Главные роли исполнили Николас Кейдж и Джулиан МакМэхон.
Ирландский режиссер уже представлял в Каннах фильм «Вивариум» с Имоджен Путс и Джесси Айзенбергом в главных ролях, который был отобран для участия в Неделе критики в 2019 году. «Серфер» – четвертый полнометражный фильм Финнегана, который как раз специализируется на психологических триллерах с элементами хоррора (все его полные и короткие метры не выходили за пределы жанра). Как и в его ранних работах, «Серфер» начинается в реалистическом ключе, но быстро приобретает пугающие, абсурдистские черты.
Обладатель премии Оскар Кейдж ранее уже был на Каннском кинофестивале – в 1990 году представляя фильм Дэвида Линча «Дикие сердцем», получивший в итоге Золотую пальмовую ветвь. В 2016 году актер вернулся на Круазет с фильмом «Человек человеку волк» Пола Шредера, который был представлен в программе Двухнедельник режиссеров.
Прожив много лет в США, главный герой, имя которого не упоминается, возвращается в Австралию, в свой родной городок с лазурными пляжами для серфинга. Он хочет покататься в родных краях с сыном-подростком, а заодно приобрести здесь дом и перебраться насовсем. Но местная банда серферов под названием Bay Boys заявляет свои права на владение уединенным пляжем его детства. Группа загорелых, накаченных парней с белозубыми (и совсем не добрыми) улыбками утверждают, что это их пляж и он вместе с сыном должен возвращаться туда, откуда пришел. Однако «серфер» оказывается не так прост, как кажется, он решает остаться на пляже и объявить войну тем, кто его контролирует. Когда противостояние героя и банды серферов выходит из-под контроля, пострадать может абсолютно каждый, чья нога ступит на злополучный берег.
Идиллический пляж с золотистым песком и бирюзовой водой в начале фильма принимает устрашающие черты уже в его середине. Выжженный солнцем и наполненный всевозможными дикими животными, птицами и насекомыми Австралии – от ядовитых змей и пауков до хищных кукабарр, он становится тюрьмой для главного героя.
Звуки здесь играют немаловажную роль – то усиливаясь, то намеренно затихая до гулкой тишины: жужжание насекомых, шипение испаряющейся воды с раскаленного асфальта, крик брошенного человека. Все сливается в единую «мелодию», которая погружает зрителя в нарастающее безумие. Персонаж Кейджа намеренно страдает и отчаянно сражается за пляж, уже плохо понимая, зачем он ему вообще нужен. Герой становится не похож на самого себя, знакомые перестают его узнавать, а прохожие принимают за бездомного. По ходу сюжета вопросов о мотивации «серфера» возникает все больше, а ответы придут почти сразу, как его ноги коснуться воды с «запретного пляжа».
Фильм является совместным производством Австралии и Ирландии. Продюсировали проект создатели таких фильмов, как «Вышка», «Обитель зла: Раккун-Сити» и «Синяя бездна». Сценарий написал Томас Мартин, и, несмотря на название, он не предполагает, что главный герой будет покорять волну.
Кейдж в очередной раз исполняет потрясающую партию в фильме – раскрывая все новые грани безумия, подобные которым можно увидеть разве что в кровавом трэш-боевике, покорившем Сандэнс, «Мэнди».
После премьеры в Каннах и аплодисментов Кейдж взял микрофон и спросил, как сказать фразу «Съешь крысу!» (один из самых ярких и запоминающихся моментов из фильма, вызвавший восторженную реакцию зрителей) по-французски и радостно проскандировал прокричал «Mange un rat!» вместе с Тьерри Фремо.
«Серфер» – это история об аутсайдере, человеке, потерявшем все и мечтающим вернуть свою жизнь (и прошлое) обратно. Главный герой проходит за полтора часа фильма удивительную – и даже пугающую – психологическую и физическую трансформацию.
Как отмечает сам режиссер, он вдохновлялся австралийским кино новой волны и хотел, чтобы этот фильм стал «взглядом со стороны», субъективным опытом человека, пытающегося примириться с самим собой: «Я решил снять фильм, который будет похож на странный сон, исследующий материализм, идентичность, подавленную память, маскулинность, отчаяние человека и его возрождение».
В России в кинотеатральный прокат фильм выпустит компания Global Film. Дата релиза пока не объявлена.