Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
20 мая 2024 14:28

Канны 2024: в «Мегалополисе» Фрэнсиса Форда Копполы Нью-Йорк стал Четвертым Римом

Канны 2024: в «Мегалополисе» Фрэнсиса Форда Копполы Нью-Йорк стал Четвертым Римом

16 мая в конкурсной программе 77 Каннского кинофестиваля состоялась мировая премьера нового фильма Фрэнсиса Форда Копполы «Мегалополис». 84-летний режиссер почтил премьеру в Гранд-театре Люмьер своим присутствием и удостоился десятиминутной овации. Мнения журналистов по поводу эпического полотна, по размаху сравнимого с голливудскими пеплумами Золотого века Голливуда, разделились: половина зала хлопала и была вполне удовлетворена увиденным, другая же часть прессы громко букала.

Фрэнсис Форд Коппола начал обдумывать будущий «Мегалополис» в начале 1980-х годов. Разработка проекта началась летом 2001 года с читки в Нью-Йорке, в которой приняли участие Роберт Де Ниро, Пол Ньюман, Лео Ди Каприо, Ума Турман, Джеймс Гандольфини и Рассел Кроу (ни один из них в итоге не сыграл в фильме). Но, в связи с трагедией 11 сентября, работа была остановлена. Реальность пугающе становилась похожа на утопию. В сценарии изначально присутствовала линия стареющего советского спутника, сошедшего с орбиты, упавшего на Землю и разрушившего полгорода.

Коппола даже подумывал о полном отказе от проекта в 2007 году, когда не смог найти понимания ни на одной из крупных голливудских студий. 


Прошли годы, Копполе исполнилось 80 лет, затем случилась пандемия, и это дало толчок к дальнейшей работе: «На самом деле я не работал над этим сценарием в течение 40 лет, как часто вижу в прессе, а скорее собирал заметки, которые мне казались интересными для будущего сценария, примеры политических карикатур и различных исторических тем. Так что на самом деле я писал этот сценарий, время от времени, только в последнюю дюжину лет. Кроме того, поскольку я снял много фильмов на самые разные темы и в разных стилях, я надеялся представить публике новый проект в моем самом личном стиле.

Референсом "Мегалополиса" можно назвать "Облик грядущего" Герберта Уэллса. Эта классика продюсера Александра Корды 1936 года рассказывает о построении мира завтрашнего дня, и я всегда помнил о ней».

В августе 2021 года он провел официальные переговоры с актерами и начал кастинг. Некоторые из них, например, Шайа ЛаБаф и Джон Войт, участвовали в предыдущих читках. Другие, такие как Лоуренс Фишберн, Джанкарло Эспозито, Джеймс Римар снимались в предыдущих фильмах Копполы. 

Самыми сложными были переговоры с Адамом Драйвером, который поначалу отказался, но потом все-таки согласился сыграть главную роль –Цезаря Катилину. 


Основные съемки начались в Trilith Studios в Фейетвилле, штат Джорджия, 7 ноября 2022 года и завершились 11 марта 2023 года.

«Мегаполис» — это римский эпос, действие которого происходит в воображаемой современной Америке. Борьба за будущее города Нового Рима – основной конфликт между Цезарем Катилиной, гениальным художником и изобретателем, стремящимся улучшить жизнь всех жителей мегаполиса, и его оппонентом, мэром Фрэнком Цицероном, который не хочет ничего менять, продолжая обслуживать интересы правящей элиты. Между ними разрывается светская львица Джулия Цицерон, дочь мэра. Полюбив Цезаря, она разделила его стремление к лучшему будущему, которое заслуживает человечество.

В основу сюжета «Мегалополиса» положена реальная заговора римского аристократа Луция Сергия Катилины, произошедшего в 63 г. до н.э. В центре событий оказался популярный политик, который пытался свергнуть Римскую республику. Коппола вспоминает: «Я подумал, все знают, что Америка — это реинкарнация республиканского Рима. И моим намерением стало написать римский эпос, действие которого происходит в современном Нью-Йорке, скопировавшем Древний Рим».

Начав разработку проекта, Коппола, в первую очередь, отталкивался от основного конфликта: «Когда я взялся писать "Мегалополис", я узнал о Катилине, и взяв за основу его историю, придумал своего персонажа». 


Луций Сергий Катилина (108 г. до н. э. – 62 г. до н. э.) был римским аристократом и солдатом, родившимся в патрицианской семье. Он хотел стать консулом, но проиграл выборы политическому оппоненту Марку Туллию Цицерону (106 г. до н.э. – 43 г. до н.э.). Цицерон был выдающимся писателем, поэтом, юристом, государственным деятелем и считался одним из величайших ораторов Рима. Именно это умение ораторского искусства стоило Катилине должности консула, поскольку Цицерон, как известно, обвинил его в Сенате. 

Но Коппола не был бы Копполой, если бы эта история не стала для него целым исследованием природы власти и человеческой натуры. Описание так называемого «Заговора Катилины» вошло в мировую историографию с точки зрения победителя – Цицерона, а Катилина представляется в нем, как непривлекательный интриган и заговорщик. Коппола же разворачивает конфликт на 180 градусов: «Я задавался вопросом, верно ли традиционное изображение Катилины, как отрицательного персонажа, а Цицерона как положительного. Катилина проиграл и был убит, а Цицерон победил. Но поскольку эту историю рассказывает выживший, я задался вопросом  а что, если бы то, что Катилина имел в виду для своего нового общества было благом, в то время как Цицерон, возможно, мог бы быть "реакционером". Поэтому перенеся действие истории в стилизованный Нью-Йорк, изображенный как центр мировой власти, я сделал Цицерона мэром во время больших финансовых потрясений, таких как финансовый кризис при бывшем мэре Динкинсе. Цезарь, в свою очередь, стал выдающимся строителем, великим архитектором, дизайнером и ученым».

Актерский состав фильма по мере развития проекта претерпевал изменения. 


Старый друг и постоянный соратник Копполы Джеймс Каан попросил эпизодическую роль, и режиссер создал для него персонажа Nash «The Fixer» Berman. Но Каан внезапно умер, и великий Дастин Хоффман предложил себя на эту небольшую эпизодическую роль. 

В результате главных героев сыграли Адам Драйвер и Джанкарло Эспозито. Коппола все время мотивировал актеров к полному эмоциональному погружению в роль. Адам Драйвер вспоминает, что режиссер считал поначалу его игру недостаточно смелой, не вполне соответствующей замыслу: «Это пришло ко мне в самый подходящий момент. Мне понравилось, как он это делал. Это казалось бунтарским. Лучший пример импровизации, появившейся в фильме, сцена с Джулией и Цезарем на мероприятии в Мэдисон-Сквер-Гарден. Мы импровизировали с перетягиванием веревки накануне и в день сцены. Сначала с реальной веревкой, затем продолжили импровизацию без нее и сняли сцену. Если подумать, это не имеет реального смысла, но эмоционально и визуально это имело смысл. Философия Копполы явно отражена в фильме».

К Джанкарло Эспозито, сыгравшему мэра Цицерона, напоминающего первого чернокожего мэра Нью-Йорка Дэвида Динкинса, у режиссера был другой подход: «Почти каждый день я получал сообщения от Фрэнсиса с просьбой найти "слово на день" и идею. Большую часть времени они были связаны с жизнью или, может быть, с персонажем, но иногда и нет. Я не хочу говорить "директива", потому что это немного похоже на диктатора, это совсем не так. Этот метод подразумевал, о чем может быть снята сцена сегодня».


Коппола часто говорил, что хотел хорошо провести время и по-настоящему развлечься, снимая «Мегалополис». Он также отметил, что ему никогда так не нравилось работать с актерами, как на площадке «Мегалополиса». Его вдохновила готовность актеров искать нестандартное в персонажах, а затем находить скрытые решения, позволяющие разрешить их смятение или слабость. 

Джон Войт и Шайа ЛаБаф, сыгравшие деда и внука — Гамильтона Красса III, самого богатого человека Нью-Йорка и самовлюбленного, хитрого и подлого Клодио, отмечают, что никогда у них не было столько свободы на съемках для импровизаций. Джон Войт, описывая работу режиссера, сказал: «Френсис сразу заявил: "Сценарий — это всего лишь кости, и нам придется выяснить, что это такое". Вот как он работает. Там много импровизации. Он видит то, что на экране, и он тут же, на съемочной площадке, меняет курс и говорит: "Давайте пойдем в этом направлении". Не думаю, что я когда-либо работал с более открытым процессом. То, что я сделал, и те спонтанные моменты, которые произошли, не могли бы случиться при других обстоятельствах. Он создал для нас очень необычные условия для работы». 

Персонаж Фунди Ромейн Лоуренса Фишберна — рассказчик, его голос звучит за кадром. Фунди — верный помощник, телохранитель, водитель и друг Цезаря. Хотя изначально Фишберну была предложена другая роль: «Фрэнсис связался со мной и прислал сценарий. Он сказал: "Предлагаю тебе роль мэра Цицерона". Но я подумал, что Фунди — мой персонаж, потому что он был поэтом, философом и историком. У этой истории был рассказчик, и я спросил Фрэнсиса, будет ли он рассматривать меня и в этом качестве. Я чувствовал, что для меня это лучший способ передать дух произведения тембром моего голоса. 


Я был так молод, начиная работать с Копполой. Мне было всего 15, когда меня взяли в "Апокалипсис сегодня". Мои отношения с Фрэнсисом во многом являются отношениями отца и сына. У меня не было бы такой карьеры и я бы не сделал тот выбор, который сделал как художник, если бы я не работал с ним. Он был одним из моих величайших учителей и покровителей. У меня была возможность много раз сотрудничать с Копполой: в "Апокалипсисе сегодня", "От всего сердца" (из которого меня вырезали), "Бойцовой рыбке", "Клубе Коттон", "Садах камней", а теперь и в "Мегалополисе". Всего шесть фильмов. Это большое счастье просто находиться рядом с Фрэнсисом и наблюдать за его работой».

Визуальное решение фильма продиктовано жанром. Для Копполы это был сложный кусок работы, и в части бюджета, и в части художественного воплощения: «У меня было представление о том, как должен выглядеть фильм, и я хотел, чтобы сначала он был похож на тканую фреску или гобелен, а не на фильм, поэтому мне нужны были образы, которые могли бы выразить это неуловимое чувство». 

Не только визуальные эффекты, но и декорации, и костюмы создают образ будущего. Они красивы, богаты, и несут смысловую нагрузку, буквально создавая персонажей. Противостояние главных героев, например, отражено в контрасте их одежды. 


Идея живой архитектуры будущего, вырастающей из природных форм, легла в основу многих футуристических интерьеров. Как сказал Коппола: «Я прошу зрителей принять фильм, в котором обстановка более метафорична. Если они захотят, они могут немного поработать, чтобы заполнить логику сеттинга компонентами истории, или они могут просто рассматривать ее как метафору и не беспокоиться о том, насколько это практично».

Серьезной проблемой фильма в прокате видится диссонанс между визуальным рядом и его содержательной частью. Зрителю предлагают слишком много думать на шоу, которое само по себе захватывает внимание. Режиссер стремился вложить в одну картину так много разных смыслов – и исторические параллели, социальные и экологические проблемы, и семейные отношения, проблемы принятия обществом нововведений, проблеме взаимоотношений гения и власти, и т.д., и т.п. – что их хватило бы еще на несколько фильмов. Из-за этого создается ощущение скороговорки. И почти два с половиной часа становятся достаточно утомительным опытом, когда чувствуешь себя студентом, которому нужно выучить полугодовой курс за ночь.

Фрэнсис Форд Коппола известен своей склонностью брать на себя финансовые риски ради воплощения дорогостоящих замыслов и сохранения творческой свободы. Например, сценарий легендарного «Апокалипсиса сегодня», получив ряд отказов от продюсеров, был реализован силами собственной студии Копполы — American Zoetrope. Часть бюджета была обеспечена за счет гонораров и отчислений от двух фильмов «Крестного отца». В итоге лента получила Золотую пальмовую ветвь и восемь номинаций на Оскар (две из которых увенчались победой).


А вот мюзикл «От всего сердца» 1981 года потерпел крах в прокате, после чего Коппола долгие годы возвращал банку вложенные в производство деньги. В беседе с журналистами по поводу «Мегалополиса» режиссер отметил, что для него не важна материальная сторона вопроса. Он готов вложить собственные средства и не переживает о благополучии своих наследников, поскольку те «обладают талантом, знаниями и самостоятельно добиваются всех высот».

28 марта 2024 в Лос-Анджелесе в кинотеатре Universal CityWalk IMAX фильм был впервые показан продюсерам, дистрибьюторам и друзьям режиссера. 

Первые зрители тогда отмечали, что новая работа знаменитого режиссера «визуально впечатляет и захватывает внимание». Лента похожа на авангардные и экспериментальные фильмы 60-х, несмотря на свой высокобюджетный масштаб. 

На Каннском кинорынке полным ходом идут продажи прав на картину. Уже известно, что фильм продан многим зарубежным дистрибьюторам, включая Constantin Film для Германии и всех немецкоязычных территорий, Eagle Pictures для Италии, Tripictures для Испании, Entertainment Film Distributors Limited для Великобритании и Le Pacte для Франции. На данный момент у проекта пока нет прокатчика в США. 

Автор:
Нина Ромодановская

Другие новости по сюжету Канны 2024

Все новости о фильме

Другие статьи по теме Международный Каннский кинофестиваль/Festival international du film de Cannes

Фоторепортажи по теме Международный Каннский кинофестиваль/Festival international du film de Cannes

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама