Берлинале 2024: «Моя семья» – все, что нажито непосильным трудом
16 февраля в рамках специальных гала-показов на Берлинале прошла премьера трагикомедии «Моя семья» / «Treasure» немецкого режиссера Юлии фон Хайнц со Стивеном Фраем и Линой Данэм в главных ролях. Картина стала завершением трилогии «Последствия», в которую также вошли «Путешествие Ханны» / Hannas Reise 2013 года и «А завтра весь мир» / Und morgen die ganze Welt 2020 года. Цикл посвящен последствиям Холокоста в Германии и во всем мире.
Юлия фон Хайнц не новичок на фестивалях. В 2007 году она дебютировала на Берлинале с подростковой драмой «Предисловие», за которую получила приз. «А завтра весь мир» был показан в конкурсе 77 Венецианского кинофестиваля и получил номинацию на лучший фильм German Film Awards 2021. Лента «Моя семья» попала во внеконкурсную программу Берлинале.
Действие картины, основанной на автобиографическом романе Лили Бретт «Слишком много мужчин» 1999 года, разворачивается в 1991 году. После падения железного занавеса, журналистка из «Rolling Stone» Рут и ее отец Эдек, переживший Холокост, отправляются в турне на родину, в Польшу. Они посетят Варшаву, Лодзь, Краков и концентрационный лагерь Освенцим-Биркенау. Рут хочет узнать историю своей семьи. Эдек, когда-то принявший решение навсегда покинуть Польшу и покончить с прошлым, сопровождает дочь прежде всего для того, чтобы присматривать за ней. Весельчак и кутила, считающий себя еще вполне привлекательным мужчиной, заводит новых друзей и подружек, пьет, поет, танцует, получает удовольствие от поездки и не хочет ничего вспоминать. Чего не скажешь о Рут, закомплексованной, полной, сидящей на странной диете, одинокой 36-летней женщине. Она недовольна поездкой, отсутствием плана и навязчивостью отца.
Только когда они побывали в бывшем доме семьи и познакомились с польской семьей, которая там живет, отношение Эдека начало меняться. Впервые в жизни отец и дочь по-настоящему становятся ближе друг к другу. И он, наконец, преодолев страх вновь пережить боль утрат, делится с дочерью своим сокровищем – воспоминаниями о прошлом, молодости, семье.
Дуэт сильно постаревшего Стивена Фрая и располневшей Лины Данэм удивительно органичен. Отец зовет дочь нежно «Тыковка», а ее это нереально бесит. Она пародирует его плохой английский! и польский акцент, а он обижается: «Мой английский не настолько плох!». Они явно любят друг друга, но проявления заботы как-то неловки и нередко создают комичные ситуации, и оба актера отлично проигрывают их. Вообще, снять в роли польских евреев комедийных актеров – британца и американскую звезду сериала «Девочек», оказалось очень удачным решением немецкой постановщицы. Для любого европейского актера это было бы слишком личным высказыванием. Кроме того, в фильме много специфических шуток по поводу Холокоста и отношений между поляками и евреями, которые тоже, наверное, были бы не так смешны, будь они чуть больше личными.
В этом году на Сандэнсе была показана очень похожая картина – «Настоящую боль» / «A Real Pain», срежиссированная Джесси Айзенбергом по его же сценарию, за который он получил Премию Уолдо Солта в секции Американская драма. Фильм о путешествии двух кузенов в Польшу в поисках своих корней под ноктюрны Шопена. Спустя тридцать лет после событий, показанных в «Моей семье», американцы едут по точно такому же маршруту, осматривают Освенцим, который молодые поляки называют музеем. Кладут камушки на еврейские могилы и стоят у дома, где жила их бабушка. Фильм Айзенберга поддержан Польским киноинститутом и практически не затрагивает (за исключением одного эпизода) тему отношения поляков к евреям.
«Моя семья» – немецко-французская копродукция (в Польше было снято только несколько обязательных натурных сцен) более правдоподобно описывает ситуацию. На всем делаются деньги – на специальных турах для евреев «Our roots», малограмотных экскурсиях в концлагерь и даже продаже личных вещей их владельцам, присвоенных когда-то новыми квартирантами.
Правда, без Шопена тоже не обошлось.