Берлинале 2024: «Вне времени» Ассайаса – пандемия и цветущий яблоневый сад
16 февраля в рамках основного конкурса Берлинского кинофестиваля состоялся показ картины «Вне времени» Оливье Ассайаса. Пандемия коронавируса, изменившая мир в 2020, заключает в старом родительском доме двух братьев и их возлюбленных. Они ссорятся и мирятся, играют в теннис, пекут крепы и ведут разговоры на протяжении почти двух часов экранного времени.
Разговоры персонажей о том, как лучше дезинфицировать поверхности или чистить посуду, что съесть на ужин или какой фильм посмотреть вечером перемежаются с репрезентацией дома детства главных героев. Здесь прошлое проникает в настоящее. Каждая комната, каждая книга и каждый предмет напоминают им об их детстве и пробуждают воспоминания, иногда счастливые, иногда не очень. Эти истории объединяют и одновременно разделяют братьев, они по-своему справляются со своими страхами и переживаниями, а зрителю суждено заскучать уже на первых тридцати минутах…
Начало фильма – почти что начало пандемии: апрель 2020 года, когда каждый старался не только соблюдать социальную дистанцию в общественных местах, но и, по возможности, полную изоляцию от окружающего мира. Кинорежиссер Этьен и его брат Пол, музыкальный журналист, ведущий подкаст, вместе со своими девушками Морган и Кэрол отрезаны от шумного города в старом доме посреди цветущих деревьев.
«Это не совсем фильм о пандемии и локдауне, он – о людях, оказавшихся в вынужденной изоляции – четверке, пытающейся понять друг друга и будто бы сцепленной вместе, и поэтому в нем много комедийных элементов. Но если я вдруг решу снять сериал о пандемии коронавируса, то он будет сильно отличаться от того, что я снял сейчас», – сказал режиссер на пресс-конференции после показа.
Красивая и безмятежная природа не избавляет героев от тревожных состояний, спровоцированных пандемией коронавируса, вторгающейся в их работу и повседневные дела. С ситуацией изоляции справиться им с каждым днем все сложнее.
Актриса Нора Хамзави на пресс-конференции отметила, что «природа в фильме играет особую роль, она отражает другое – гармоничное – измерение, отделенное и отдаленное от локдауна».
Признаков самой болезни здесь не наблюдается, но она проходит фоном – через нервозность Этьена и Пола, новостные сводки и радионовости, санитайзеры и обучающие видео по правильному мытью рук. Все эти элементы возвращают в не так давно минувшую «эру ковида», но истинный смысл этой затеи можно уловить с трудом. Каждый пережил реальность того времени с масками, разлукой с родными и изоляцией самостоятельно, у каждого из нас своя история, и возвращаться в то время вряд ли кому-то захочется.
Однако режиссер решил включить в историю многочисленные автобиографические элементы, и это делает фильм более живым, но, к сожалению, не более интересным.
Ассайас представляет свою работу в Берлине впервые, это восемнадцатая полнометражная лента в его карьере. Он постоянный участник Канн и Венеции и обладатель режиссерской награды Каннского кинофестиваля за «Персонального покупателя» с Кристен Стюарт.
На экране появляются в основном четыре главных героя в исполнении Венсана Макена, Миши Лекота, Нины Д'Урсо и Норы Хамзави, остальные мелькают на экране телефона или планшета. Эта картина продолжает творческое партнерство режиссера с Макеном и Хамзави, они также снялись в его фильме «Двойная жизнь» 2018 года, а также в сериале 2022 года «Ирма Веп» производства HBO.