Сандэнс 2024: «Призрачный свет» - нет повести печальнее на свете…
19 января на фестивале независимого кино Сандэнс прошла премьера фильма «Призрачный свет» / «Ghostlight» режиссеров Келли О’Салливан и Алекса Томпсона, которые работают с привычной для американского независимого кино темой горя. В картине простая, но очень трогательная история о том, как участие в любительской постановке помогает семье пережить недавнюю трагическую потерю.
В центре сюжета — семья рабочего Дэна Мюллера, чей сын незадолго до описываемых событий совершил самоубийство. Сам Мюллер кажется сдержанным человеком, однако порой он срывается и проявляет свой импульсивный нрав. Отношения Дэна с супругой тоже переживают не лучшие времена — после трагедии с сыном муж и жена незаметно отдаляются друг от друга. Шанс осознать произошедшее и пересобрать себя заново мужчина получает, неожиданно оказавшись в труппе любительского театра, занятого постановкой «Ромео и Джульетты».
Дэн не читал шекспировскую пьесу, не смотрел фильмов-экранизаций, дочка впервые знакомит его с «классикой» — фильмом «Ромео + Джульетта» 1996 года База Лурмана. Погружаясь в новый для него мир, он вдруг начинает замечать параллели между сценическим произведением и трагедией, случившейся в его реальной жизни.
Келли О’Салливан — актриса, открывшая у себя в последние годы способности к сценарному делу. «Призрачный свет» по своему построению напоминает ее предыдущий с Томпсоном фильм — драму «Святая Фрэнсис» / «Saint Frances», показанную на фестивале SXSW в 2019 году. Там речь также шла о проработке недавней личной драмы через опыт, внезапно данный герою. В «Святой Фрэнсис» рассказывается о женщине, сделавшей аборт и ставшей няней для шестилетнего ребенка.
К чертам, характеризующим авторский почерк О’Салливан можно отнести кажущуюся обыденность интонации. В обеих лентах она воздерживается от драматического пафоса и какого бы то ни было педалирования трагедии, все построено на полутонах. При этом сценарист с хирургической точностью расставляет акценты и подчеркивает детали, а также умело заявляет в своих историях определенные триггеры, которые органично и четко отыгрываются в нужные моменты. Порой подобная строго выстроенная структура кажется чересчур умозрительной, однако на помощь приходит органичное чувство юмора автора, которой удается находить баланс между драматическими и комическими компонентами картины.
Так, в «Призрачном свете» коллектив любительского театра представлен как довольно эксцентричное сообщество — а недавний выпускник колледжа, постоянно твердящий о необходимости координатора интимных сцен в театре, вообще выглядит карикатурой на последние тенденции в американской культуре и массмедиа. Не случайно неформальную лидершу любительского театра играет фактурная Долли де Леон — Эбигейл из остроумного и гротескного «Треугольника печали». «Призрачный свет» — картина, с одной стороны схожая с десятками других фильмов Сандэнса (трудные подростки, семьи в трауре), с другой — уникальная многогранностью своих эмоциональных оттенков.
Помимо основной трагической линии в фильме развивается вторая – своеобразный гимн подлинному искусству, которое способно, хоть отчасти, исцелить душу человека.