Дневники Сандэнса 2024: приятное послевкусие
Фестиваль независимого кино Сандэнс практически завершился. Десять фестивальных дней пролетели, как обычно, очень быстро. Уже завтра жюри объявит победителей, и придет время покидать гостеприимный штат Юта. В этом дневнике поделюсь своими личными открытиями, иногда приятными, а иногда неожиданными.
Самое приятное для меня открытие — это качество просмотренных фильмов. За более чем десятилетний фестивальный опыт я привык к тому, что вау-эффект испытываешь, как правило, на фестивалях первой тройки: Канны – Венеция – Берлин. Причем у каждого смотра есть свои слабые стороны. Берлинале известен своей любовью к социальным фильмам, преимущественно с левым (в классическом смысле этого слова) уклоном, поэтому вряд ли удастся вспомнить победителей смотра уже через пять лет. Над Каннским фестивалем довлеют финансовые и политические интересы. Он больше ассоциируется с красными дорожками, бриллиантами, дорогими машинами, смокингами и вечерними платьями. Венеция ратует за чистое искусство, которое, как известно, массам до лампочки, и так же, как и Канны тщательно следит за «глянцевой» стороной фестиваля.
В отличии от других крупных фестивалей Сандэнс начисто лишен гламурной составляющей. Представить здесь себе красную дорожку, где бы позировали звезды и селебрити с обнаженными спинами или выгуливали свои бабочки обладатели смокингов, чтобы сразу после дорожки покинуть Дворец фестивалей просто невозможно. Нет, вру, представить можно, но выглядело бы это ужасно смешно. Да и Дворца фестивалей здесь никакого нет. На премьерных показах и зрители, и группа в одеты обычно кэжуал. Некоторые в горнолыжных штанах, свитер и пуховик – это норма. Поэтому все внимание без остатка посвящено кино. Завсегдатаи говорят, что программа этого года была не очень сильная. Не знаю, мне сравнивать не с чем, скажу лишь, что первые несколько дней я ходил в абсолютном восторге от уровня фильмов. Было ощущение своеобразного «кислородного» отравления свежим, отличным кино. Наверное, впервые за много лет фестивального смотрения кино понимаешь, что фраза: «Жюри стоит перед сложным выбором» — это не затертый журналистский штамп, а чистая правда.
Среди моих личных фаворитов «Королевы» из программы Мировая драма, «Солнечный берег» из Американской драмы, «Твой монстр» из Полночных показов, практически все фильмы на которые удалось попасть из секции Премьеры: «Странные сказки» — совершенно чумовая и лихо сделанная картина в духе «Убить Билла», «Призрачный свет» - интимная и потрясающе светлая история о силе искусства, «Моя старая задница» - грустное и очень трогательное повествование о первой любви, «Лохматые предки» — гениальное кино без единого диалога с мощнейшим эмоциональным зарядом, «Американское общество негров-волшебников» — постмодернистское переосмысление проблем расовой сегрегации, легкое по форме, глубокое по содержанию. Уверен, что большая часть этих фильмов, так или иначе прозвучит в мировом прокате, и мы увидим их, как минимум, в номинантах самых престижных международных кинопремий.
Еще одно открытие Сандэнса – это реакция зала при просмотре буквально каждого фестивального фильма. Наша аккредитация позволяла посетить показы нескольких картин с обычными зрителями, которые покупают билеты за деньги. Такой чуткой аудитории я давно не встречал. Люди смеются, хлопают, бросают реплики, аплодируют. На одном особенно душещипательном моменте на премьере «Солнечного берега» буквально весь зал захлюпал носом.
Интересно, что в Парк-Сити у Сандэнса есть спутник, или, если хотите младший брат — Сламдэнс / Slamdance — гораздо менее известный, но существующий тоже достаточно давно, он проходит с 1995 года примерно в те же даты и ограничен только Парк-Сити. Сламдэнс отбирает фильмы бюджет которых ограничен 1 миллионом долларов, и в нем принимают участие преимущественно дебютанты. Смотр был основан режиссерами Дэном Мирвишом, Джоном Фицджеральдом, Шейном Куном и Питером Бакстером после того, как им не удалось показать свои работы на Сандэнсе. Сами основатели заявляли, что удивлены столь долгим существованием Сламдэнса, а фестиваль позиционируется как авангард для авангарда. Издание IndieWire сравнило его с «Духом неуправляемого подростка».
Какие картины получат призы Сандэнса этого года мы узнаем уже скоро. Следите за обновлениями на ProfiCinema.com