Сандэнс 2024: «Лохматые предки» - «и из слов одни местоименья»
19 декабря на фестивале независимого кино Сандэнс прошла премьера фильма «Лохматые предки» / «Sasquatch Sunset». Братья Дэвид и Нэйтан Зеллнер сняли картину, в которой нет ни одной реплики и очень много натурализма. Далеко не все профессионалы выдержали это зрелище до конца. Мнения критиков, как это часто бывает, полярны – от полного восторга, до абсолютного неприятия.
Братья Зеллнеры, в режиссерском комментарии на сайте фестиваля рассказали, что они увлеклись снежным человеком еще в детстве, впервые увидев короткометражку Паттерсона-Гимлина, снятую в 1967 году в Северной Калифорнии, рассказывающую о большом длинноруком неопознанном субъекте, бредущем по лесу. По словам создателей фильма, это была женщина-снежный человек. Знаменитые кадры в течение десятилетий многократно пыталось подтвердить или опровергнуть множество исследователей.
Затем был снят сериал «В поисках…» (1977–1982), который посвящен разнообразным странным и загадочным явлениям, от НЛО до Лохнесского чудовища, также оказавший значительное влияние на авторов. Хотя официальная наука не подтверждает существование загадочных существ, но легенды об обезьяноподобных лесных жителях, которые живут в лесах Северной Америки, продолжает волновать исследователей.
Впервые Зеллнеры воплотили таинственное существо на экране в абсурдистском короткометражном фильме «Журнал рождения снежного человека № 2», премьера которого состоялась на кинофестивале Сандэнс в 2011 году.
Несколько лет продолжалась разработка полного метра «в стол». Дэвид использовал написание сценария, по его словам, «скорее как успокаивающее средство и, казалось, что это фильм, который невозможно снять». Работая над лентой «Лохматые предки», Зеллнеры изучали поведение животных и консультировались как с криптозоологами, так и с энтузиастами сообщества по изучению снежного человека. «Снежный человек — главный элемент американской мифологии, но интересно, что во многих частях света есть своя версия, включая гималайского йети или китайского Йерен, или австралийский Йоуи. Так что, может быть, это не совсем легенда, и мы очень серьезно подходили к своей работе», — утверждают Зеллнеры в одном из интервью.
Зеллнеры годами безуспешно предлагали идею фильма потенциальным продюсерам, пока не обратились к актеру Джесси Айзенбергу. «Нам было почти неловко давать ему сценарий, потому что это абсолютно ненормально для звезды играть такую роль. Но мы с самого начала знали, что он будет хорош, если согласится», — говорит Дэвид Зеллнер.
Айзенберг так описывает свои первые впечатления от сценария: «Дэвид сказал мне, что опасается предлагать мне такой сценарий, где не будет диалогов, и зритель не увидит моего лица. Это и правда то, чего ты не хочешь услышать, как актер. Однако на третьей странице я понял, что это как раз то, что я хочу сыграть, абсолютно идеальное сочетание необычного, даже совершенно безумного и эзотерического, это такая история, которая находит отклик на человеческом уровне гораздо сильнее, чем многие истории о людях. Это один из пяти величайших киносценариев, которые я читал в своей жизни. Впервые я присоединился к фильму в качестве продюсера, преодолев неписаное актерское правило: "Никогда не следует вкладывать деньги в фильм". Но я решил, что сделаю все, чтобы эта картина появилась на свет».
Позднее к команде присоединился датский продюсер Ларс Кнудсен. В результате была снята драматическая и проникновенная история жизни семьи снежных людей на протяжении одного года. Для режиссеров принципиально было снимать фильм без диалогов и закадрового текста, и показать события полностью с точки зрения существ.
Небольшая семейная группа из четырех снежных людей мирно сосуществует с дикой природой, занимается собирательством, иногда примитивной рыбной ловлей. В кадре постоянно присутствуют дикие животные, которые не пугаются существ. Бигфуты, хотя и разумны, но ведут себя как животные не знающие стеснения и табу: открыто испражняются, совокупляются, кидаются фекалиями. Уровень натурализма местами зашкаливает, ни с какого другого показа фильма для прессы и индастри не уходило столько людей.
И поначалу совершенно невозможно поверить, что в образе единственной женской особи – красавица Райли Кио, а одного из мужских персонажей играет сам Джесси Айзенберг. Общаются они при помощи мимики и нечленораздельных звуков, которые выражают весь спектр эмоций от скорби до восторга. Пластический грим потрясающий, на уровне последней «Планеты обезьян». Эти костюмы – одновременно и творческий вызов актерам, и полная свобода самовыражения.
Великолепная операторская работа Майкла Джулакисо в фильме «Лохматые предки» представляет на экране первозданную красоту природы северной Калифорнии. Пролог, в котором камера терпеливо наблюдает за постепенно восходящим над туманными лесистыми горами солнцем, задает тон всему последующему действию. Четыре времени года – четыре состояния природы, частью которой остается снежный человек, становятся еще одними персонажами картины.
Но Homo Sapiens, который давно не в ладах с окружающим миром, неотвратимо надвигается на снежного человека, прокладывая дороги, вырубая леса, строя города и заводы, и сужает ореал его существования, но, как бы в насмешку, при этом, создает музеи. Зритель постепенно начинает сочувствовать этим существам, испытывает искреннюю тревогу, когда последний детеныш в семье перестает дышать, или, когда персонаж Айзенберга попадает в ловушку под гигантским бревном. Оригинальное название фильма («Sasquatch Sunset») само по себе добавляет сдержанную напряженность – может быть это семейство последнее, и мы видим закат снежного человека?