Сандэнс 2024: «Американское общество негров-волшебников» - чтобы белый человек был счастлив
20 января в программе Премьеры кинофестиваля Сандэнс прошел показ картины Коби Либия «Американское общество негров-волшебников» / «The American Society Of Magical Negroes». Режиссер в своей дебютной работе совместил остроумную сатиру, фантастику и романтическую комедию, при этом акцентировав внимание на том, как для чернокожих людей важно держаться сообща и заботиться друг о друге.
На Сандэнсе за всю его 40-летнюю историю было показано множество фильмов, в которых до мельчайших подробностей были разобраны расовые проблемы в США, среди самых ярких недавних работ – «Уважаемые белые люди» 2014 года и «Простите за беспокойство» 2018 года. Но «Американское общество негров-волшебников» сильно отличается от всех предыдущих проектов хотя бы потому, что переносит место действия в магическое пространство, напоминающее мир «Волшебных тварей».
Стоит заметить, что впервые о «неграх-волшебниках» («magical negro»), чернокожих персонажах в голливудском кино, которые «обслуживают» белых персонажей,заговорил Спайк Ли еще в 2001 году.
По сюжету фильма молодой не очень удачливый художник Арен завербован в тайное общество чернокожих волшебников, которые посвящают свою жизнь делу первостепенной важности: облегчению жизни белых людей. «Мы буквально спасаем этот чертов мир», – заявляет старый волшебник Роджер, который и приводит Арена на собеседование в Американское общество негров-волшебников, называя его «фирмой по обслуживанию важных клиентов».
Общество было создано еще в XVIII веке на рабских плантациях Томаса Джефферсона в Вирджинии. На протяжении веков, по мнению членов Общества, их деятельность самым эффективным способом предотвращает насилие со стороны белых и, в итоге, становится спасением для чернокожих.
Общество постоянно призывает в свои ряды новых членов, которые для начала проходят курс обучения на примерах из произведений искусства, где чернокожие персонажи второго плана на телевидении, в полнометражном кино или в литературе существуют исключительно для того, чтобы дополнить сюжетную линию белого главного героя.
Во второй половине фильм превращается из сатирической комедии в ромком: Арен попадает в любовный треугольник. Его первый клиент Джейсон – технический специалист в амбициозном IT-стартапе, и обязанность Арена – льстить самолюбию Джейсона и всеми силами помогать ему подниматься по карьерной лестнице. Однако их отношения становятся очень напряженными, когда оба мужчины влюбляются в коллегу Лиззи.
Фильм не только поднимает – очень непринужденно и с юмором – серьезные вопросы о расовых различиях и распространенных стереотипах, связанных с ними, но и снят на очень высоком художественном и техническом уровне. Операторскую работу и визуальные эффекты можно смело поставить в один ряд с голливудскими блокбастерами.
Исполнивший главную роль Джастис Смит был замечен в этом году в другом фильме фестиваля Сандэнс – хорроре «Я видел сияние телевизора» / «I saw the TV Glow» режиссера Джейн Шенбрун из программы Полночь. И эти его актерские работы, скорее всего, останутся не только в истории Сандэнса 2024, но еще получат признание у зрителей.
Коби Либий, выступивший в фильме «Американское общество негров-волшебников» в качестве автора сценария и режиссера картины, пока более известен как актер, снимавшийся в таких проектах, как «Девочки», «Джессика Джонс», «Государственный секретарь», «Сомнение», «Вечность», «Альфа-дом» и других. Он изучал театральную режиссуру в Йельском университете и комедийное мастерство в тренинг-центре The Second City в Чикаго. У Либия получился очень удачный дебют, который определенно займет свое место в панораме картин об американской культуре.