Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
26 мая 2023 22:49

Канны 2023: метафизические исследования Аличе Рорвахер в «Химере»

Канны 2023: метафизические исследования Аличе Рорвахер в «Химере»

26 мая на Каннском кинофестивале состоялась премьера картины Аличе Рорвахер «Химера», вошедшей в основной конкурс смотра. В своем фильме, с которым она в третий раз борется за Золотую пальмовую ветвь, режиссер говорит об Италии как о бесценной сокровищнице, о земной и неземной любви и о цене, которую приходится платить, найдя «ключ к загробной жизни».

Фильм был встречен каннской публикой девятиминутными овациями, продолжительность которых может сравниться только данью, отданной фильму Мартина Скорсезе «Убийцы цветочной луны», показанным вне конкурса.

В этом году Рорвахер была номинирована на премию Оскар в категории Лучший короткометражный игровой фильм за ленту «Ученицы», а известность и награды в Каннах она получила намного раньше – в 2014 году ее фильм «Чудеса» удостоился Гран-при жюри, а спустя четыре года, в 2018 году, «Счастливый Лазарь» отметили призом за лучший сценарий.


В новой картине режиссер пытается нащупать взаимосвязь между прошлым и настоящим Италии. Действие разворачивается в 1980-е годы, зритель погружается в мир расхитителей гробниц этрусков (древняя Этрурия, современная Тоскана). Рорвахер призналась, что идея «Химеры» оформилась у нее во время пандемии.

«В Этрурии итальянском регионе, где я живу, история всегда изобиловала археологическими открытиями. В восьмидесятых и девяностых годах достаточно было зайти в кофейню, чтобы услышать рассказы об очередных находках ваз, ювелирных украшений, фрагментов древних статуй. Очень часто эти находки были связаны с гробницами, которые образуют мост между современностью и древностью. Осознание того, что эти символы прошлых жизней повлияли на мое мировоззрение всегда подпитывало меня. Моя личная история является частью коллективной», – отмечает Рорвахер.

Роли в фильме исполнили Изабелла Росселлини, Джош О'Коннор, Альба Рорвахер и другие.

Главный герой Артур (Джош О'Коннор) – странствующий британский археолог, а по совместительству расхититель древних гробниц вместе с бандой томбароли, добывающей артефакты для незаконной торговли. Артур безошибочно может определить, где зарыты бесценные сокровища этрусков. Затем грабители могил, не питая особенных сентиментальных чувств к своим находкам, продают их за копейки таинственному дилеру по имени Спартако, который затем делает поддельные документы о происхождении и легально продает иностранцам за целое состояние. Рассорить томбароли способно только настоящее этрусское сокровище – потрясающей красоты бесценная статуя Химеры.


Однако параллельно зритель узнает и тайны Артура, которого преследуют призраки прошлого, а именно потерянная возлюбленная. Изабелла Росселлини играет мать умершей девушки Артура, в которой соединяются в равной степени эксцентричность, граничащая с чудаковатостью, и внутренняя сила.

«Я познакомилась с Аличе через ее сестру Альбу. Я знала, что она снимает фильмы, и мне захотелось ознакомится с ее работами. Я была просто поражена ее талантом и тем, как она совмещает свой индивидуальный подход к кино с традициями великих итальянских мастеров. Ее фильмы основаны на уроках неореализма, на некоторых элементах из картин Федерико Феллини, но все-таки главное в ее работах – присутствие некоего духовного измерения, которое очевидно проглядывается в «Химере». Поначалу фильм кажется просто историей о расхитителях гробниц, но вскоре можно обнаружить нечто гораздо более глубокое, скрывающееся под поверхностью. Когда я прочитала сценарий, то сказала Аличе, что этот фильм, в частности, о смерти. Она поправила меня: «Нет, Изабелла, это фильм о жизни после смерти», и уже в самом начале съемок, я поняла, что это правда», – рассказывает Росселлини о начале работы с Рорвахер.


Сама режиссер отмечает, что ей важно добавлять отчасти сказочные элементы в фильмы и заставлять зрителя думать: «В эпоху, когда мы тонем в обыденном повествовании – от тысяч телесериалов до этикеток на продуктах питания в супермаркетах, – мне нравится по-другому рассказывать истории. Мне также важно изучать личность своих персонажей. Важно уметь как отождествлять себя с другими, так и смотреть на людей с некоторой дистанции, с точки зрения перспективы. Я хотела в очередной раз напомнить зрителям, что вместо того, чтобы просто наблюдать за сюжетом истории, лучше погрузиться в нее, обдумать и интерпретировать по-своему».

Отдельный смысловой слой в картине - творческая интерпретация художественного видения Феллини, иногда мимолетными намеками, как тени по экрану пробегают кадры, которые ты как будто бы точно видел у великого мастера. А иногда это практически прямые цитаты, идеально ложащиеся в канву фильма, как, например, эпизод с гробницей, полной артефактов,  когда краска исчезает с росписей, после того как она впервые за два тысячелетия оказывается открытой, и туда проникает воздух, точно на эти древности достаточно просто взглянуть, чтобы лишить их красоты и таинственности.

В «Химере» древности скрываются всего в нескольких сантиметрах (иногда и метрах) под поверхностью настоящего, но, извлеченные наружу, они могут нарушить обычный порядок вещей и жизни людей. Поэтому к прошлому нужно относиться так же бережно, как и к его бесценным сокровищам, ведь границы между жизнью и смертью, современностью и древностью очень хрупкие.

Автор:
Матвей Ромодановский

Другие новости по сюжету Канны 2023

Все новости о фильме

Другие статьи по теме Международный Каннский кинофестиваль/Festival international du film de Cannes

Фоторепортажи по теме Международный Каннский кинофестиваль/Festival international du film de Cannes

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама