Канны 2023: 15 самых ожидаемых премьер Каннского кинофестиваля
16 мая на Лазурном берегу начинается 76 Международный Каннский кинофестиваль/Festival international du film de Cannes. Перед стартом по традиции ПрофиСинема проанализировала программы, обратила внимание на некоторые особенности и выбрала самые интересные его премьеры.
Общий план
Итак, в этом году потоковые компании снова покажут своё кино в программе, но не в конкурсе — в этом смысле Канны остаются непримиримыми. Откроет фестиваль внеконкурсный показ костюмной драмы «Жанна Дюбарри» Майвенн, фильма, который сразу же выходит во французских кинотеатрах и только потом на Netflix. Одна из самых важных внеконкурсных премьер — «Убийцы цветочной луны» Мартина Скорсезе, Леонардо ДиКаприо и Apple TV+ с бюджетом 200 млн долларов. Осенью это кино увидят в кинотеатрах, а уже потом подписчики стриминга. В своём недавнем интервью Le Film Francais Тьерри Фремо говорил, что очень рад такому взаимопониманию: «Фильм пригласили вне конкурса, так как Apple понимает и уважает наши правила... Apple наглядно продемонстрировал своё желание работать с киноиндустрией, а значит, и с кинотеатрами, а также с Paramount Pictures... Происходит нечто хорошее, и я уверен, что другие потоковые сервисы последуют этому примеру».
Ещё одна особенность — за награды в конкурсе будут бороться шесть фильмов, снятых женщинами, и это рекорд Канн. По словам Фремо, так случилось не потому, что Канны на этот раз как-то специально старались, но просто снятых женщинами хороших фильмов стало больше, что немедленно отразилось на выборе фестиваля.
«Жанна Дюбарри» Майвенн — это ещё и первый большой проект с участием Джонни Деппа после скандальных обвинений в насилии и завершения громкого судебного процесса с бывшей женой Эмбер Хёрд. Кстати, вне конкурса же покажут и сериал Сэма Левинсона «Кумир», где одну из главных ролей сыграла Лили-Роуз Депп, дочь Деппа и Ванессы Паради. Некая семейственность — ещё одна особенность нынешних Канн. На экранах Лазурного берега также можно будет увидеть Итана Хоука («Странный образ жизни» Педро Альмодовара) и его дочь Майю Хоук («Город астероидов» Уэса Андерсона). А в конкурсной «Химере» Аличе Рорвахер снималась её сестра Альба Рорвахер.
Отдельно — об участии российского кино в программах. Его почти нет. Напоминаем, Канны, как и большинство кинофестивалей мира, в знак протеста против специальной военной операции России отказываются брать в свои программы кино, сделанное при поддержке государства. Но в Двухнедельнике режиссёров покажут игровой дебют документалиста Ильи Поволоцкого «Благодать» — на сайте он анонсируется как роуд-муви о совершеннолетии, визуально мощный фильм о путешествии отца и дочери по российской провинции, снятый в конце 2021 года «молодым и полностью независимым российским режиссёром». А в программе короткого метра участвует чешская «Электра» Дарьи Кощеевой, российской постановщицы анимационного кино, работающей за границей.
В целом программа в этом году сильная. ПрофиСинема уже писала отдельно о блокбастере Скорсезе, о «Жанне Дюбарри», о пятой части франшизы про Индиану Джонса, премьера которой также состоится в Каннах, о самом ожидаемом фильме нынешних Канн — научно-фантастическом ромкоме «Город астероидов» Уэса Андерсона. Из остальных участников программы мы выбрали ещё 15 премьер, которые ждем с особенным нетерпением.
Список ПрофиСинема
«Зона интересов» / «The Zone of Interest», Джонатан Глейзер (Основной конкурс)
Десять лет назад Джонатан Глейзер экранизировал блестящий фантастический роман Мишеля Фейбера «Побудь в моей шкуре», создав совершенно иную, не менее блестящую историю — фильм показывали в конкурсе Венеции, а затем он попал в многочисленные списки лучших в году и в десятилетии. «Зона интересов» — снова адаптация, сюжет, основанный на одноименном романе британского классика Мартина Эмиса. Действие романа происходит в Освенциме, история рассказывается от лица трех персонажей: двух нацистов и одного из евреев-заключённых. В одной из главных ролей в этом британо-американо-польском фильме Сандра Хюллер. И важнейшая деталь — у руля в производстве стояла компания A24, которая десять лет назад прокатывала «Побудь в моей шкуре». Но тогда она была мало кому известна, а сегодня превратилась в основного поставщика всего самого прекрасного, что появляется в оскаровских номинациях.
«Опавшие листья» / «Fallen Leaves», Аки Каурисмяки (Основной конкурс)
Бывший каменщик, мойщик посуды и почтальон, обладатель наград Канн, Берлина и Сан-Себастьяна, Аки Каурисмяки представит на Лазурном берегу «Опавшие листья», вдохновлённые знаменитым джазовым стандартом. Кино снимали в Хельсинки, и оно продолжит «пролетарскую» трилогию Каурисмяки, в которую вошли «Тени в раю», «Ариэль» и «Девушка со спичечной фабрики». Это нежная трагикомедия о любви двух очень одиноких людей. «Хотя до сих пор я создавал себе сомнительную репутацию, снимая в основном ненужные фильмы о насилии, но в конце концов, угнетённый всеми бессмысленными и преступными войнами, я написал историю о вещах, благодаря которым у человечества может быть будущее: о тоске по любви, надежде и уважении к другим», - так описывает свою новую работу режиссёр.
«О сухих травах» / «About Dry Grasses», Нури Бильге Джейлан (Основной конкурс)
Нури Бильге Джейлан, обладатель Золотой пальмовой ветви, режиссёр, чьи фильмы Турция уже пять раз выдвигала на Оскар, покажет на Лазурном берегу драму «О сухих травах», сделанную совместно с Arte France. Сценарий Джейлан писал в соавторстве со своей супругой Эбру Джейлан. Герой фильма, молодой учитель, четыре года работающий в деревне в Анатолии и надеющюйся получить распределение в Стамбул. Но внезапно две ученицы обвиняют его и его коллегу в домогательствах, и герой теряет надежду вырваться из трудной жизни, в которой он застрял.
«Химера» / «La Chimera», Аличе Рорвахер (Основной конкурс)
Сорокалетняя Аличе Рорвахер уже в третий раз в Каннском конкурсе (за «Чудеса» она получила гран-при жюри, а за «Счастливого Лазаря» — награду за сценарий). В её новой драме снимались Изабелла Росселлини, Джош О`Коннор, Альба Рорвахер. Действие разворачивается в 80-е годы прошлого века в мире расхитителей гробниц. Молодой британский археолог Артур оказывается втянут в события этого тёмного мира. А ещё у него есть необычный дар, связанный с его потерянной любовью. Идея «Химеры» оформилась у постановщицы в эпоху пандемии. «В этом фильме рассказывается о наших отношениях с прошлым и с мёртвыми, сценарий был написан во времена смерти», — говорила о «Химере» Рорвахер.
«Неравный брак» / «May December», Тодд Хейнс (Основной конкурс)
Тодд Хейнс часто бывает в каннском конкурсе, в 2015 году Руни Мара получила тут награду за роль в его «Кэрол», а «Мир, полный чудес» в 2017 году остался без призов. И вот новая попытка. «Неравный брак» — десятый полный метр Хейнса. Это драма о супружеской паре, об известной женщине и её гораздо более молодом муже. Их совместная жизнь начинает рушиться, когда к ним приезжает голливудская актриса, чтобы познакомиться с хозяйкой дома и сыграть её в кино. В главных ролях Джулиана Мур, уже работавшая у Хейнса («Спасение», «Вдали от рая», «Мир, полный чудес»), и Натали Портман, которая сотрудничает с ним впервые. Оператором фильма был Крис Бловелт, постоянный оператор Келли Райхардт.
«Старый дуб» / «The Old Oak», Кен Лоуч (Основной конкурс)
Кен Лоуч, несгибаемый социалист, главный непримиримый режиссёр Великобритании — один из немногих авторов, кто дважды получал Золотую пальмовую ветвь Канн. События в драме «Старый дуб» происходят в деревне на Северо-Востоке Англии, где закрылись шахты, люди чувствуют себя брошенными, так как власти занимаются не их проблемами, а устройством жизни сирийских беженцев. Паб «Старый дуб» является центром встречи местных, и его владелец однажды знакомится и заводит дружбу с одной из приезжих. Не исключено, это последний фильм режиссёра. «Мои способности ухудшаются, зрение уже совсем дрянь, — говорил Лоуч в недавнем интервью The Hollywood Reporter. — Я просто не уверен, что смогу сделать еще один круг. Как старая кляча на скачках Grand National, думающая «Боже! Я же упаду на первом же барьере».
«Монстр» / «Monster», Хирокадзу Корээда (Основной конкурс)
Почти каждый год на протяжении последнего десятилетия очередной фильм Хирокадзу Корээда непременно оказывается в конкурсе Канн или Венеции. В прошлом году его «Посредник» получил на Лазурном берегу приз за мужскую роль и награду экуменического жюри. Теперь он снова тут с «Монстром». Согласно официальному синопсису, это драма о школьнике, который ведёт себя странно, а его мать обвиняет во всем учителя. Истина выясняется по мере того, как история рассказывается от лица всех трёх героев. Фильм снят на японском языке, после двух «иностранных» проектов режиссёра (англо-французской «Правды» и корейского «Посредника»). Ну и «Монстр» — последняя работа великого композитора и оскаровского лауреата Рюити Сакамото, умершего в марте нынешнего года.
Дистрибьютор в России Русский Репортаж.
«Игра королевы» / «Firebrand», Карим Айнуз (Основной конкурс)
Бразилец Карим Айнуз, когда-то открытый именно в Каннах, в этом году в конкурсе фестиваля с англоязычной костюмной драмой «Игра королевы», адаптацией романа важной британской романистки в жанре исторической прозы Элизабет Фримантл «Королевский гамбит». Роман посвящен Кэтрин Парр, шестой и последней жене короля Генриха VIII, опекунше всех его детей, первой женщине в стране, публиковавшейся на английском языке под собственным именем, по сути, сыгравшей важнейшую роль в реформации Англии. Алисия Викандер в роли Кэтрин Парр, Джуд Лоу в роли Генриха VIII.
«Шея» / «Kubi», Такеши Китано (Каннские премьеры)
«Шея» — историческая драма Такеши Китано, которую он задумал тридцать лет назад, написал роман о так интересовавших его событиях и теперь экранизировал собственную книгу. «Шея» посвящена событиям в Хоннодзи в 1582 году. Самурай Мицухиде предал своего даймё Ода Нобунага, известного японского военачальника. Вместо того, чтобы по его приказу отправиться с войском на задание, самурай окружил храм Хоннодзи и вынудил находящегося там Нобунага совершить сэппуку. О причинах предательства самурая историки до сих пор спорят. Как пишет Variety, бюджет фильма составил 11,2 миллиона долларов, что намного больше, чем у большинства японских фильмов.
«Оккупированный город» / «Occupied City», Стив МакКуин (Специальные показы)
Документальный проект известного британского режиссёра и видеохудожника, оскаровского лауреата Стива МакКуина. Партнёрами его были компании А24 и Film4, а также Нидерландский кинофонд, Фонд Мондриана и Амстердамский фонд искусств. Четырёхчасовой фильм основан на книге иллюстраций «Атлас оккупированного города, Амстердам, 1940–1945», созданной писательницей и режиссёром Бьянкой Штигтер, женой МакКуина. Книга посвящена занятому нацистами городу как месту, в котором можно было спрятаться. Нидерланды и Амстердам прежде всего во время Второй мировой стали общеевропейским убежищем, в пересчете в процентах на душу населения больше всего людей скрывалось именно в этой стране.
«Странный образ жизни» / «Strange Way of Life», Педро Альмодовар (Специальные показы)
Один из главных режиссёров планеты, создатель своего уникального мира в кадре, Педро Альмодовар много раз участвовал в каннском конкурсе, но так и не получил Золотую пальмовую ветвь (что, конечно, совершенно абсурдно). Он был на Лазурном берегу в разных ипостасях, даже возглавлял жюри юбилейного 70-го выпуска, став первым за историю Канн испанцем на этом посту (в тот год свою первую «пальму» получил Рубен Эстлунд, нынешний глава каннского жюри). На сей раз Альмодовар представит тут свою короткометражку, вестерн с Итаном Хоуком и Педро Паскалем, снятый в южной Испании, свой второй англоязычный проект. По сюжету владелец ранчо приезжает навестить друга юности, ныне шерифа, которого не видел четверть века. Но они не просто будут вспоминать прошлое, видимо, им придется пересмотреть всю жизнь.
«Гипнотик» / «Hypnotic», Роберт Родригес (Полуночные показы)
Роберт Родригес написал первый вариант сценария «Гипнотика» более двадцати лет назад, называл его своим любимым проектом, и вот, наконец, любимый проект реализован и будет показан на Лазурном берегу. Известно, что речь в этом триллере идет о детективе, который пытается найти свою исчезнувшую среди бела дня дочь и попутно расследует серию неординарных ограблений, связанных с правительственным заговором и с экстрасенсами, влияющими на человечество. В главной роли Бен Аффлек, к работе над фильмом Родригес привлёк своих детей (сыновья помогали ему с созданием музыки, сценария и с монтажом, а дочь занималась раскадровкой).
Премьера в России намечена на 6 июля 2023 года (прокатчик - Централ Партнершип).
«Царство животных» / «Le Regne Animal», Тома Кайе (Особый взгляд)
Полнометражный дебют француза Тома Кайе «Истребители» с Адель Энель в 2014 году получил награды в каннском Двухнедельнике режиссеров, а затем и девять номинаций на Сезар, три из которых (в том числе за лучший дебют) выиграл. В общем, стал сенсацией. «Царство животных» — его второй фильм. Он открывает Особый взгляд. В одной из главных ролей снималась Адель Экзаркопулос. Наконец, у него очень интригующий анонс: в будущем некоторые люди мутировали куда-то в сторону животных, это взволновало цивилизацию и вызвало беспорядки, со временем общество адаптировалось к изменениям, мутантов пытаются лечить в закрытых заведениях, но однажды перевозивший группу этих существ грузовик попал в аварию, и заключенные сбежали.
«В наш день» / «In Our Day», Хон Сан Су (Двухнедельник режиссёров)
Мастер трогательного реализма, южнокореец Хон Сан Cу уже не просто ежегодно участвует в крупнейших мировых фестивалях, но выдаёт по два фильма за год. Например, зимой 2022 года его «Фильм писательницы» участвовал в конкурсе Берлинале (и получил гран-при жюри), а той же осенью «Поднимайтесь наверх» показали на кинофестивале в Торонто. «Наш день» закрывает каннский Двухнедельник режиссеров. В главной роли снова муза режиссёра Ким Мин-хи. И это опять что-то о красоте повседневности: женщина знакомится с одиноким пожилым соседом, у которого недавно умер котик, они едят, пьют и разговаривают, под бульканье лапши и стук стаканов течет время.
«Книга решений» / «The Book of Solutions», Мишель Гондри (Двухнедельник режиссёров)
Оскаровский лауреат, автор «Вечного сияния чистого разума» Мишель Гондри после семи лет увлечения короткометражками и анимацией возвращается к полному метру. Его новый фильм — комедия о сумасбродном режиссёре-любителе, который пытается победить внутренних демонов, вывозит съёмочную группу фильма в деревенский дом своей тётки, превращает его в киностудию, а попутно пишет книгу с советами на все случаи жизни. В главной роли восходящая звезда французского кино Пьер Нинэ («Ив Сен-Лоран», «Франц»).
Дистрибьютор в России Русский Репортаж.
76 Международный Каннский кинофестиваль пройдёт с 16 по 27 мая, победителей назовёт международное жюри под председательством шведского режиссёра Рубена Эстлунда.