«Игра королевы»: как жена Генриха VIII стала важной фигурой в истории Англии
21 мая на Каннском кинофестивале прошла премьера костюмной драмы Карима Айнуза «Игра королевы» / «Firebrand», включенной в основной конкурс. Для бразильского режиссера, уже выигравшего в каннской секции Особый взгляд пару лет назад, этот фильм стал англоязычным дебютом, основанном на известном романе Элизабет Фримантл «Королевский гамбит» об эпохе Тюдоров.
Эта история, если быть еще точнее, посвящена Кэтрин Парр, шестой и последней жене короля Генриха VIII, опекунше всех его детей, женщине, которая сыграла важнейшую роль в реформации Англии. Ее воплотила на экране Алисия Викандер (изначально должна была сыграть Мишель Уильямс), роль Генриха VIII исполнил Джуд Лоу. Адаптированный сценарий написали Джессика и Генриетта Эшворт.
«Когда мне предложили стать режиссером фильма, я был очень озадачен и с трудом мог вспомнить, кем был Генрих VIII. Я не сильно интересуюсь историей и не сторонник монархии, – сказал на пресс-конференции режиссер. – Но когда я прочитал сценарий и стал больше погружаться в историю, то осознал, что в Кэтрин была, если можно так выразиться, та же ДНК, что и в персонажах, которых я снимал раньше, – полных сопротивления и жизнестойкости. Я был восхищен ею».
В начале фильма мы застаем Кэтрин, выполняющей роль регентши в отсутствии короля Генриха VIII, который находится за границей в военном походе. В отсутствие короля Кэтрин тайком отправляется навестить Энн Аскью (Эрин Доэрти), протестантку и ее давнюю подругу, чья проповедь, пропитанная современными идеями, адресована не только персонажам истории, но и зрителям фильма.
Викандер сыграла Кэтрин Парр с непроницаемым спокойствием, она привнесла несколько характерных черт в исторический портрет последней жены Генриха VIII, но уже ближе к финалу картины. Реальная Парр действительно была умной и образованной женщиной, которая опубликовала несколько книг и выступала за образование женщин. Она привнесла протестантские идеи в патриархальную Англию и сделала все возможное, чтобы в итоге ее падчерица Елизавета взошла на престол.
Викандер отмечает, что для нее было непросто войти в роль женщины в таком положении – постоянно чувствующей опасность, исходящую от ее мужа, предыдущие жены которого были казнены: «Она может отстаивать свои убеждения, но при этом осознавать, что они ее буквально могут убить, если заговорить слишком громко. Кэтрин нужно было найти другие способы заставить свои идеи «проникнуть» в окружающих. Если вы живете в реальности, подобной ее, у вас должна быть весомая причина и достаточно смелости вставать по утрам, зная, что вас могут убить в любую минуту».
Джуд Лоу до невозможности убедителен в роли напыщенного, раздражительного и подозревающего всех и вся в измене Генриха VIII, он все еще надеется навязать свою волю окружению, капризно меняет свое настроение, чтобы держать придворных в напряжении. Он, безусловно, осознает всю шаткость своих брачных союзов, везде видит потенциальных врагов и конкурентов, поэтому его супружеские отношения с самого начала подавлены скрытой (и чаще ощутимой) паранойей. Для короля свойственен жесткий контроль и женоненавистничество, он как будто постоянно напоминает своим избранницам, что их ждет эшафот. Осознавая значимость своей роли, Джуд Лоу признался, что стремился добавить нечто новое в уже узнаваемый образ Генриха VIII.
«Этот, когда-то казавшийся идеальным, молодой принц, красивый и энергичный, романтичный музыкант превратился в болезненно тучного, жалкого и гниющего старика уже в среднем возрасте. Он создал мир, где никто даже не мог сказать ему, что он умирает. Ему говорили о могуществе с самого детства, и его статус рос до тех пор, пока он не увидел себя вторым после Бога. Этот ложный статус, очевидно, повлиял на и без того жестокого человека», – сказал актер.
За последнее время на экранах появился целый ряд проектов (как фильмов, так и сериалов) о британской монархии, каждый из которых пытался, некоторым образом, изменить представление общественности об этом устаревшем институте. Действие фильма Айнуза разворачивается в середине XVI века, когда король все еще воспринимался как божественная фигура. Генрих VIII порвал с римско-католической церковью из-за ее отказа признать недействительным его первый брак, а затем стал опасаться, что протестантские реформаторы могут подорвать всю систему власти. Фильм «Игра королевы» в свою очередь достаточно вольно интерпретирует книгу Фримантл и представляет Кэтрин едва ли не самой главной фигурой, способствующей радикальным переменам в Англии.
«Многое известно о тираническом правлении Генриха VIII, о самом короле и тех, кто погиб от его рук, но в этом фильме внимание я старался сосредоточить на женщине, которой удалось не только выжить, но и преуспеть в своем деле и сделать, казалось бы, невозможное в то время, – объяснил режиссер свою главную задачу в работе над фильмом. – Это возможность представить широкой аудитории вдохновляющий портрет уникального исторического персонажа, который, к моему большому удивлению, до сих пор не появлялся на большом экране».