Канны 2023: Мадам Дюбарри открыла фестиваль
16 мая 76 Каннский кинофестиваль открылся фильмом «Жанна Дюбарри» / «Jeanne du Barry» французской актрисы и режиссера Майвенн Беско. По красной дорожке перед премьерой прошлись Майвенн, Джонни Депп, представший в роли французского монарха Людовика XV, Пьер Ришар и другие кинематографисты, работавшие над лентой.
Сама Майвенн сыграла куртизанку, ставшую графиней. Незаконнорожденная дочь монаха и кухарки поднялась так высоко, как только могла, заслужив место фаворитки Людовика XV в его последние годы. Автор показывает Жанну как не очень красивую, но сексуальную и умную куртизанку, которая читает книги и презирает дворцовый этикет. Мадам Дюбарри считается бунтаркой, хотя самым крупным ее протестом становится переодевание в мужское платье к всеобщему возмущению двора. По существу, она вообще никогда серьезно не оспаривала что-либо в версальском укладе жизни...
Первое важное завоевание Жанны — граф Дюбарри, подхалим и сибарит, роль которого талантливо исполнил Мельвиль Пупо. Граф видит очевидную социальную выгоду в представлении своей любовницы королю. План сработал. Людовик впечатлен бесстрашием куртизанки. Взгляд глаза в глаза, после чего Жанна делает ироничный реверанс и все. Правитель Франции сражен женщиной, которая даже не имеет аристократических корней.
Кастинг фильма нестандартен — роль Людовика XV исполнил вышедший из опалы Джонни Депп, графа Ришелье — 88 летний Пьер Ришар. Присутствие Деппа настаивает зрителя на кино, претендующее на арт-мейнстрим, однако на экране разворачивается классическая бульварная мелодрама. Депп появляется на экране примерно на двадцатой минуте. Актер практически лишен реплик: Майвенн делает ставку на мимику и крупные планы уставшего, обильно загримированного лица. В одной из лучших сцен фильма Жанна наблюдает через двустороннее зеркало за утренним этикетом короля — целая толпа придворных, включая дочерей, заходит в его спальню, чтобы разбудить, вымыть и побрить. Невозмутимое лицо Деппа здесь выглядит особенно уместно: он обменивается лукавыми взглядами с женщиной за стеклом, спасаясь от скуки монотонного обряда.
Пьер Ришар присутствует на экране много, говорит мало, и исполняет скорее роль свадебного генерала. Единственный эпизод с актером, который как-то влияет на развитие сюжета – это «дегустирование» куртизанки престарелым графом прежде чем предложить ее королю — правда сей процесс по большей части происходит за кадром. Вообще, для фильма на столь щекотливую тему, все снято столь по-пуритански, что даже нашему минкульту не к чему будет придраться. Никакой обнаженки, сцен секса, употребления веществ и т.п. Видимо, кто платит, тот и заказывает музыку, а финансирование от Red Sea Foundation (некоммерческая культурная организация, зарегистрированная в Саудовской Аравии) означает, что никаким другим проект просто не мог быть.
Согласно Майвенн, при французском дворе было только два живых человека – Людовик и Жанна. Остальные – безжизненные куклы, единственная цель которых в том, чтобы либо мешать, либо помогать главным героям. У кукол нет и не может быть объемных характеров. Несмотря на то, что фильм снимался в Версале, в кадре от великолепного замка осталось жалкая тень – пара натурных сцен в режиме и несколько эпизодов в интерьерах. Драматургически картина напоминает скорее серию виньеток, демонстрирующую тотальную стилевую разобщенность. Энергичное начало мелодрамы завершается натянутой помпезностью: особенно наглядно это проявляется в сцене появления Марии-Антуанетты (Полин Поллман).
Майвенн пытается поднять множество тем — социальное неравенство, феодальные пережитки, феминизм, расизм и пр. измы, но, очевидно, не в полной мере справляется со всеми ними. Тем не менее, несмотря на общую неуклюжесть фильма, дуэт Депп-Майвенн гармоничен, эмоционально наполнен, и зритель сопереживает неминуемому расставанию героев.
Кстати, как и «Мария-Антуанетта» Копполы, этот фильм заканчивается задолго до финала с гильотиной.
Историческая драма «Жанна Дюбарри», выйдет в России. О формате проката и датах его начала не сообщается — при этом дистрибьюторами станут кинокомпания Russian WorldVision и онлайн-кинотеатр Okko. Отечественный релиз ленты стал возможен в том числе из-за того, что RWV приняла участие в производстве проекта.