Венеция 2022: «Инишеринские Банши» — от дружбы до ненависти один шаг
5 сентября в основном конкурсе 79 Венецианского кинофестиваля прошла премьера фильма «Инишеринские Банши» / «The Banshees of Inisherin» Мартина МакДоны. Режиссер воссоединяет на экране Колина Фаррелла и Брендана Глисона в трагикомедии о мужской гордости и уязвленных чувствах, действие которой разворачивается в 1923 году на вымышленном ирландском острове Инишерин.
«Инишеринские Банши» – первый фильм МакДоны за пять лет после «Трех билбордов на границе Эббинга, Миссури» 2017 года. «Инишеринские Банши» стал третьей частью серии пьес МакДоны, получившей название «Трилогия островов Аран». Две другие - «Калека Инишмаана» и «Лейтенант Инишмора» поставлены на театральной сцене. Пьесы связаны между собой местом действия. Все они демонстрируют творческий почерк МакДоны, полный черного юмора и насилия.
Фаррелл и Глисон исполнили главные роли в криминальной комедии МакДоны «Залечь на дно в Брюгге» далекого 2008 года о двух наемных убийцах, пытающихся скрыться в маленьком европейском городе. На этот раз Фаррелл играет простодушного молочника Падрайка, который живет с сестрой Шивон (Керри Кондон) и заботится о домашнем хозяйстве – коровах и миниатюрном ослике, а Глисон исполнил роль сдержанного Колма, играющего на скрипке и пишущего новую музыкальную пьесу под названием «Инишеринские Банши».
Однажды Колм сообщает Падрайку, что их дружбе пришел конец. Он настаивает на том, что больше никогда не хочет с ним разговаривать или распивать пинту пива. Что может оказаться весьма непросто, ведь они живут на маленьком острове с одним-единственным пабом. Падрайк сбит с толку заявлением Колма, но тот непреклонен и даже говорит о членовредительстве в случае несогласия «бывшего друга» прекратить общение.
Причина столь радикального решения заключается в том, что Колм понимает, что он стремительно стареет, поэтому хочет сосредоточиться на своей музыкальной работе, а не «тратить время» на друга. Дело не в Падрайке, а в его душевном состоянии музыканта: он устал от «бесцельной болтовни и хочет немного покоя».
Очень символично, что события фильма разворачиваются во время гражданской войны в Ирландии 1922-23 годов, которой нет в кадре, но мы слышим ее отголоски – ружейную стрельбу и артиллерийскую канонаду, война где-то рядом, всего в нескольких километрах от острова. Разрыв дружбы Колма и Падрайка – это своего рода тоже микровойна, причины которой не совсем ясны, возникший конфликт очень быстро обостряется, а последствия будут разрушительны. Многозначительно и название фильма. Банши – в ирландском фольклоре женщины-духи, которые служат предвестниками смерти, одна из которых, кстати, бродит по острову.
Среди других персонажей фильма – Доминик Кирни (Барри Кеогана) и его отец-полицейский (Гэри Лайдон).
Музыка Картера Беруэлла, работавшего над всеми другими фильмами МакДоны, а также картинами «Старикам тут не место» и «После прочтения сжечь» братьев Коэнов, усиливает мощь и великолепие как самого сюжета, так и «декораций» – ошеломляющих изумрудно-зеленых пейзажей западного побережья Ирландии.
Фильм также будет показан на Международном кинофестивале в Торонто в этом же месяце.