Канны 2022: «Брат и сестра» – семейные узы нерушимые и разрушительные
20 мая в рамках Каннского фестиваля состоялась премьера фильма Арно Деплешена «Брат и сестра» / Frère Et Sœur (Brother And Sister), вошедшего в основной конкурс киносмотра. У постоянного участника киносмотра в Каннах на этот раз получилась пронзительная история о враждующих брате и сестре, столкнувшихся с потерей родителей.
Сюжет, как легко догадаться из названия вращается вокруг отношений брата и сестры, которым уже за пятьдесят: Элис (Марион Котийяр) – актриса, Луи (Мелвил Пупо) был учителем и поэтом. Они больше не разговаривают и избегают друг с друга уже более двадцати лет, но смерть родителей заставит их пути вновь пересечься. Начинается фильм с трагичного случая – Луи и его жена Фауния теряют шестилетнего сына. Элис приходит выразить свои соболезнования, но брат немедленно и со скандалом выгоняет ее, поскольку она ни разу не встречалась с ребенком.
Через пять лет родители героев, попадают в автомобильную аварию. Они пока живы, но трагический конец неизбежен, мать в коме, отец в сознании, но очень плох. Луи и Элис попытаются справиться со своей ненавистью друг к другу – это оказывается не так-то просто, особенно когда они теряют единственных людей, связывающих их. Причины этой ярости остались далеко в прошлом, и все уже забыли о ее происхождении. Жизнь членов семей и Элис, и Луи, подчинена этому чувству и они, и все окружающие без особых возражений играют свои роли в конфликте родственников.
Страсти в драме Деплешена накалены с самого начала, и картина не теряет ритм до самого финала, но это не идет в плюс фильму – «кричащий тон» не может заменить подлинных эмоций. Сценарий написан режиссером в соавторстве с Джули Пейр и наполнен диалогами достойными пера Шекспира, если бы повод был чуть больше, чем буря в стакане воды. Токсичные отношения брата и сестры рождают на экране своего рода театральную постановку без начала и конца.
Поскольку за весь фильм мы ничего нового не узнаем об Элис и Луи, об их прошлом, о причинах их взаимной ненависти, то им не получается сопереживать. Арно Деплешену удалось очень хорошо передать последствия враждебных отношений, но для полноценной драмы необходимо какое-то развитие событий, а его нет. Непонятно, зачем Луи и Элис, наконец, встречаются в кафе - для финальной ссоры или для тотального примирения, Деплешен просто обрывает сцену, так и не сказав ничего важного. Позже эмоциональный Луи выбирается на крышу, то ли собираясь броситься с края, то ли манипулируя сестрой. А затем… сцена тоже заканчивается ничем.
«Брат и сестра» хорошо иллюстрирует последствия враждебности, разрушительные как для героев, так и для всех окружающих, но из-за отсутствия какого-либо действия и развития характеров героев оставляет неловкое чувство, что вы случайно подсмотрели семейную сцену чужих для вас людей. Финал фильма тоже, мягко говоря, странный – не произойдет ничего из того, что вы ожидаете полтора часа.
Драма «Брат и сестра» получила, в основном негативные рецензии критиков. Впрочем, есть и такие, кто называет Деплешена «французским Бергманом». Подождем решения жюри, оно уже не за горами – его объявят в эту субботу, 28 мая.