«Фильм, фильм, фильм… но мост лучше»: в Венеции показали «Официальный конкурс»
На 78 Международном Венецианском кинофестивале прошла премьера картины с говорящим названием «Официальный конкурс» режиссеров Гастона Дюпра и Мариано Кона. Комедия с Пенелопой Крус, Антонио Бандерасом и Оскаром Мартинесом в главных ролях далека от серьезных картин смотра, поднимающих вечные философские вопросы. Но авторы настолько виртуозно иронизируют над миром кинематографа, с его ярмаркой тщеславия в виде крупнейших фестивалей и кинонаград, что лучшего место для премьеры чем Венеция сложно представить.
80-летний миллиардер Умберто Суарес (Хосе Луис Гомес) после празднования своего юбилея внезапно задумывается о том, чем он запомнится потомкам. Желая оставить след в истории, Суарес выбирает между чем-то монументальным и материальным, например, мостом, спроектированным известным архитектором, и духовным, например профинансировать съемки великого фильма.
После маркетингового исследования, проведенного ближайшим помощником, миллиардер приглашает эксцентричного режиссера, лауреата многочисленных премий Лолу Куэвас (Пенелопа Крус). Предыдущие фильмы Лолы называются «Дымка», «Пустота» и «Перевернутый дождь». Ей выдается карт-бланш на подбор исполнителей главных ролей, при условии, что они будут «лучшие». Лола останавливает свой выбор на двух известных актерах. Феликсе Риверо (Антонио Бандерас) работает в основном в мейнстрим-проектах, а Иван Торрес (Оскар Мартинес) играет главные роли в классическом театре и преподает мастерство в актерской школе. Феликс и Иван, которые по задумке Куэвас должны играть родных братьев, - полные противоположности друг друга. Феликс – классический шоумен и мачо, сексуальный, развязный, имеющий скандальную репутацию. Иван – интеллигент и зануда, презирающий шоу-бизнес, широкой публике не столь известен, но признанный в профессиональных кругах. Единственное, что объединяет главных героев – это непомерно раздутое эго.
В течение девятидневного репетиционного периода, который является неотъемлемой частью процесса подготовки к съемкам, неприязнь, возникшая между Феликсом и Иваном, перерастает в почти открытый конфликт. Ситуация подогревается абсурдными упражнениями, которым их подвергает Лола. «Я много страдаю из-за своих фильмов», - говорит она и ожидает того же и от своих актеров. «Чтобы вы ощутили давление», - говорит она, подвешивая огромный валун над двумя мужчинами, когда они репетируют одну из ключевых сцен фильма. Или, например, она связывает их между собой и заставляет смотреть, как их и ее трофеи разрушаются в промышленном измельчителе. В числе прочих уничтожается и несколько знаковых наград (зал рыдал от смеха на этом эпизоде) – Кубок Вольпи, приз Гойя, Золотая пальмовая ветвь и даже особенно дорогой Ивану приз от детей с проблемами развития.
В «Официальном конкурсе» очень интересные актерские работы Антонио Бандераса и Оскара Мартинеса в не совсем типичном для них комедийном ключе. Пенелопа Крус – блистательно сыгравшая в фильме Педро Альмодовара «Параллельные матери», премьера которого также недавно состоялась на Венецианском кинофестивале, – демонстрирует и здесь все грани своего мастерства. Ее Лола Куэвас довольно забавная, но не карикатурная.
Авторам удалось создать «стильный мир», в котором живут персонажи «Официального конкурса». Во многом это заслуга дизайнера по костюмам Ванды Моралес и художника-постановщика Алена Байне. Эффектные наряды Лолы Куэвас наилучшим образом отражают ее экстравагантность. Особое удовольствие узнавания доставили сцены представления картины на некоем фестивале, подозрительно похожем на Каннский.
«Официальный конкурс» — обаятельный и ироничный фильм, один из немногих в программе Венецианского кинофестиваля, который наверняка будет востребован массовым зрителем.
В России релиз запланирован на 10 марта 2022. Дистрибьютор – ПРОвзгляд.