Венеция 2021: детская травма Паоло Соррентино в фильме «Рука Бога»
3 сентября в рамках 78 Международного Венецианского кинофестиваля состоялась премьера нового фильма итальянского режиссера Паоло Соррентино «Рука Бога» / «The Hand of God», вошедшего в основной конкурс киносмотра. Возвращаясь в Неаполь к событиям, изменившим его жизнь, в самом личном фильме Соррентино вспоминает свою юность.
В 16 лет Паоло Соррентино вернулся домой и обнаружил, что его родители погибли в результате утечки газа. Вечером в день трагедии будущий режиссер был на футбольном стадионе, наблюдая, как Диего Марадона играет за местную команду «Наполи», болельщиком которой он был с детства. Впоследствии Соррентино скажет абсолютно серьезно, что Марадона, которого звали «Рука Бога», спас ему жизнь.
Более трех десятилетий спустя, сняв уже десяток фильмов, в том числе оскароносную «Великую красоту», итальянский режиссер возвращается к своей юности, превратив травмирующие события из прошлого в картину про взросление и поиски своего призвания в жизни. «Рука Бога» — самый откровенный и личный фильм Соррентино.
Фабьетто (Филиппо Скотти) – главный герой автобиографического фильма – подросток, живущий в 1980-х годах в оживленном портовом Неаполе. Он чувствительный и внимательный к жизни вокруг. Фабьетто окружен вниманием и лаской своих родителей, его самого интересует только кино и футбол и уже начинают очень интересовать женщины. Весь город обсуждает будет ли Марадона играть за любимую команду Наполи. В это же время, в Неаполе проходят съемки фильма известного кинорежиссера, Фабьетто проводит время, наблюдая за съемками, и увлекается молодой актрисой.
Однажды, родители решают поехать в горы на уикенд и зовут с собой сына. Но Марадона уже перешел играть в Наполи, и вечером будет матч с участием кумира. Молодой человек отказывается от отдыха в горах в пользу футбола. Это решение спасает ему жизнь. После смерти родителей привычный и такой удобный мир рушится. Фабьетто пытается разобраться, что ему делать дальше. Соррентино своим фильмом выясняет, как трагедия повлияла на него, сделала его тем, кто он есть сегодня.
Возможно, слишком личный материал сыграл с Соррентино злую шутку. «Рука Бога» получилась очень неровной. Первая половина фильма энергичная, яркая, гротескная, густонаселенная экстравагантными персонажами и абсурдом. Маленький монах, который предсказывает безумной тетке, что она забеременеет. Семидесятилетний жених, говорящий через электронный усилитель, последняя надежда выйти замуж сорокалетней очень полной кузины. Бабушка, глава семейства, сидящая на семейных обедах в мехах и объедающаяся моцарелой. Мать, готовая разыграть любого. Баронесса, которая живет этажом выше и считает, что все окружающие должны ей прислуживать. Все это исчезает со смертью родителей.
Во второй части Соррентино резко меняет тональность фильма, что безусловно оправданно сюжетно. Однако, чрезмерная, на наш взгляд, жалость к своему герою, избыток пафоса и полное отсутствие самоиронии не идут на пользу картине. Сначала эмоциональная история о жизни неаполитанской семьи постепенно становится автобиографическим рассказом на тему «Как я стал великим режиссером». Перенос реальных событий жизни автора в художественное произведение выглядит эгоцентрической творческой реакцией на трагедию.
Фильм был снят Netflix и скоро выйдет на стриминговой платформе.