Венеция 2021: «Дюна» Дени Вильнева – все только начинается
2 сентября в рамках 78 Международного Венецианского кинофестиваля состоялась премьера самого ожидаемого фильма киносмотра: вне конкурса показали масштабную картину «Дюна» / «Dune» Дени Вильнева. У адаптации одного из главных sci-fi-романов мира Фрэнка Герберта есть один, пожалуй, единственный минус — это всего лишь первая часть истории.
Фантастической вселенной Герберта вдохновлялись многие кинематографисты. Роман «Дюна» 1965 года долгое время считался не подлежащим экранизации: чилийско-французский режиссер Алехандро Ходоровски безуспешно пытался взяться за него в 1970-х годах. А фильм Дэвида Линча 1984 года некоторые называют неудачной экранизацией, но это весьма спорное утверждение; он — потрясающий и по-хорошему странный. Сам Линч недоволен своей лентой и объясняет это тем, что ему не доверили финальный монтаж картины.
Дени Вильнев не раз говорил, что мечтал экранизировать «Дюну» всю свою жизнь. Масштаб его фильмов увеличивается с каждым новым проектом, и книга «Дюна» настолько велика и эпична, что режиссер, видимо, решил подождать некоторое время, чтобы наконец взяться за проект. Мало того, что роман Герберта огромен в прямом смысле слова, он еще и труднодоступен для экранизации, в нем переплетены притчи о колониальном угнетении, зависимости, экологической катастрофе, освобождении и многом другом, они слишком обширные, чтобы вместить их на плоских киноэкранах. Но Дени Вильнев бережно и мастерски управился с текстом произведения.
Действие происходит в 10191 году на пустынной планете Арракис, богатой веществом спайс, необходимым для межпланетных путешествий. Коренные обитатели планеты -фримены, люди пустыни, которые нашли способы выжить в суровых условиях. Император всех планет ставит во главе Арракиса главу благородной семьи, герцога Лето Атрейдеса (Оскар Айзек). Он переезжает на эту неприветливую, выжженную планету со своей наложницей леди Джессикой (Ребекка Фергюсон) и сыном Полом (Тимоти Шаламе), и спустя время становится ясно, что император втянул герцога в паутину обмана.
Основное внимание, конечно, приковано к новоявленному секс-символу Голливуда и мечте девочек-подростков Тимоти Шаламе в роли Пола, наследника герцогства благородного дома Атрейдесов, он играет свою роль с бесстрастностью достойной лучшего применения. Пару ему составляет синеглазая Зендея, она играет одну из жителей Арракиса – Чани – мы видим ее в серии снов главного героя, прежде чем она материализуется в реальной жизни.
Оркестровый саундтрек Ханса Циммера пробирает до мурашек. Кропотливый труд художников постановщиков и костюмеров тоже невозможно не отметить – на глазах фантастический мир буквально оживает. Несомненное достоинство картины в том, что подобно первым частям легендарных «Звездных войн» Джорджа Лукаса, Вильневу удалось создать цельную вселенную, в существование которой начинаешь верить с первых кадров. Характеры героев, мотивация их действий проработаны великолепно. Что особенно ценно, передан дух книги.
Это только первая часть «Дюны», и она заканчивается примерно на середине книги. Вторая запланированная часть адаптации сейчас в разработке. Наверняка фанаты будут ждать ее с нетерпением. Как сказал один из главных героев фильма в последнем кадре «Дюны»: «Все только начинается»!
Вильнев недавно отметил, что смотреть «Дюну» на экране телевизора было бы все равно, что кататься на скоростном катере в ванне, фильм снят для большого экрана. У отечественных зрителей такая возможность появится совсем скоро. В России «Дюна» стартует в прокате 16 сентября, дистрибьютор — UPI.