Берлинале 2020: «Дау. Наташа» – много шума из ничего
26 февраля в рамках основного конкурса 70 Берлинского международного кинофестиваля, проходящего в столице Германии с 20 февраля по 1 марта, состоялся показ картины Ильи Хржановского «Дау. Наташа». Фильм задолго до премьеры обрел скандальную славу и был одним из ожидаемых в конкурсе. Увы, не всем ожиданиям суждено сбываться.
Проект «Дау» поражает своим размахом. Специально для съемок построили здание Института под Харьковом, создатели сообщали о дотошном подборе реквизита, соответствующего сталинской эпохе (почему-то особое внимание уделяя женскому белью), о скрупулезно воссоздаваемых на съемках условиях быта того времени. Огромное количество непрофессиональных актеров буквально жили в Институте, вживаясь в роль. Сценария не было, реплики актеры придумывали себе сами.
Два года продолжался съемочный период, еще шесть лет шел монтаж и на выходе получилось около 700 часов материала, из которого было смонтировано примерно полтора десятка эпизодов разного хронометража – от видеоинсталляций до полнометражных фильмов, некоторые из которых длятся более 6 часов.
Все это планировалось демонстрировать в формате иммерсивного театра: в отдельных, специально оформленных залах, под аккомпанемент соответствующей музыки, где зритель не просто бы смотрел кино, а проживал его. Создатели громко заявляли о рождении искусства нового типа.
Первым (и сразу заметим последним) городом, где прошли показы «нового искусства» в том виде, в котором задумывали его авторы стал Париж. Отечественная критика приняла проект, в основном, восторженно. Писали о том, что получилось нечто новое, невообразимое, опередившее свое время - этакий монументальный мультимедийный эстетский, экспериментальный, романтически – порнографический, новаторский проект, разоблачение тоталитарно – сталинского режима. Создателями были обещаны аналогичные события в разных столицах Европы, в том числе Лондоне и Берлине.
Увы, запущенный с помпой парижский проект тихо закончился, как ехидно пишет фестивальная пресса – в связи с несоответствием показанных фильмов обещаниям создателей и малым количеством зрителей. С аналогичными представлениями в Берлине и Лондоне также не задалось.
Непосредственно перед Берлинале отечественный Минкульт подлил масла в огонь: увидел в фильмах что-то запретное и отказал в выдаче прокатного удостоверения. Так что причин ждать фестивального показа одного из фрагментов этого эксперимента, фильма «Дау. Наташа», было более чем достаточно.
Действие начинается в буфете учреждения, где работают две женщины – зрелая, уставшая от жизни Наташа и молодая, своевольная Ольга. Их отношения похожи на отношения между старшей и младшей сестрами с большой разницей в возрасте – они одновременно любят, ревнуют и ненавидят друг друга. Наташа, как старшая по возрасту и должности все время понукает Ольгой, а последняя бунтует и не подчиняется.
В институте разрабатывают секретные оборонные проекты. За кадром периодически звучит квазинаучный текст (бедный Ландау, услышав отдельные фразы перевернулся бы в гробу). Приглашенный биохимик, француз (!) Люк Биге и местный доктор Блинов работают над установкой, которая должна повысить выносливость советских солдат.
Фильм перенасыщен натуралистичными сценами - герои много пьют, дерутся, применяют обсценную лексику, иногда блюют, и, случается, занимаются сексом. Все это запечатлено на 35 мм. пленке нервными ручными камерами. Картинка выдержана в мрачных черно-белых тонах и действие ограничено двумя тремя интерьерами: буфетом института, квартирой одной из героинь, да еще особым отделом, где начальник СБ Владимир Ажиппо будет заставлять Наташу стать сексотом и стучать на сотрудников института.
Увы, вне антуража специально оформленных театров, без громил охранников и советских гимнов сталинской эпохи картина особого впечатления не производит. Скандальные эпизоды, которыми были полны заметки после премьеры в Париже, не поражают воображение, Берлин видел и пострашнее, даже в этом году было показано несколько картин с более шокирующими сценами. Достаточно вспомнить «Сибирь» Абеля Феррары с расстрелом обнаженных мужчин и ребенка.
После парижских показов, коллеги критики смаковали «шокирующие откровенные эпизоды и сцены насилия». Секс и обнаженка в «Дау. Наташе» есть, однако вялую сцену пьяного совокупления (говорят реального) Наташи и Люка за пропаганду порнографии мог принять разве что отечественный Минкульт, это скорее контрпропаганда.
Режиссёр декларировал, что он не снимает кино, а воссоздаёт жизнь. После лозунгов о скрупулезном воссоздании атмосферы сталинской эпохи неприятно удивил язык фильма. Не к месту вплетаемый мат в нормальный литературный язык буфетчиц выглядит скорее фальшивым, чем жизненным или шокирующим. «Ой, блин» в устах буфетчицы из 50 – явный анахронизм. Авторы то ли не знали, то ли забыли, что у определенных социальных слоев мат не является обсценной лексикой, люди не матерятся - они матом разговаривают.
Обилие штампов: буфетчица - сексот, учёный - слегка не в себе, особист - сволочь, подопытные солдаты - оболваненные пропагандой, ещё немного, все это могло бы сойти за художественный приём, но увы.
После просмотра «Дау. Наташа» осталось недоумение, зачем (пусть даже это только фрагмент от целого) затевался циклопический кинематографический проект. Ничего нового о сущности сталинизма в картине, не прозвучало. О сути тоталитарных режимов и существовании человека в них гораздо жестче и ярче уже было сказано и в литературе, и в кинематографе. Достаточно вспомнить классические ленты Алексея Германа, Александра Прошкина, Андрея Смирнова.
Замах на рубль, удар - на копейку. Результатом мегаломанского кинематографического эксперимента, как бы этого не отрицали создатели, стал своеобразный неотцензурированный «Дом 2» в декорациях сталинской эпохи. Что ж, у этого жанра тоже есть свои поклонники.
Альберт Эйнштейн (тоже физик) говорил: «Никаким количеством экспериментов нельзя доказать теорию, но достаточно одного эксперимента, чтобы ее опровергнуть». Эксперимент Хржановского – Адоньева наглядно показал, что кино не существует без сценария, режиссуры и работы с актерами. И в этом его безусловная ценность.
Подписывайтесь на наш Instagram и узнавайте первыми о главном в сфере кинобизнеса