Берлинале 2020: тривиальная экранизация популярных мемуаров
20 февраля в немецкой столице состоялась торжественная церемония открытия юбилейного 70 Берлинского международного кинофестиваля / Berlin International Film Festival, который продлится до 1 марта. Фильмом открытия стала основанная на мемуарах американки Джоанны Ракофф драма «Год работы «Сэлинджером» канадского режиссера Филиппа Фалардо с Сигурни Уивер и Маргарет Куэлли в главных ролях.
Действие картины разворачивается в 1990-х годах. Джоанна (Маргарет Куэлли) переезжает в Нью-Йорк с маленьким багажом за плечами и большой мечтой в сердце - стать выдающейся писательницей. Молодой мечтательнице сразу очень везет: она устраивается на работу в крупное литературное агентство влиятельной Маргарет (Сигурни Уивер).
По работе Джоанне приходится отвечать на письма почитателей важнейшего клиента агентства - Дж. Д. Сэлинджера, который все еще пользуется популярностью у читателей своим легендарным романом «Над пропастью во ржи». Из-за нескольких трагических событий, связанных с поклонниками писателя, - убийства Джона Леннона Марком Дэвидом Чепменом, который был задержан вместе с книгой «Над пропастью во ржи», и стрельбы Джона Хинкли-младшего в Рональда Рейгана - агентство сочло правильным следить за предупреждающими звоночками в письмах к автору.
Сам Сэлинджер в последний раз ответил на письмо поклонника в начале 1960-х, и с тех пор агентство отсылало всем однотипные отписки. Творческая натура Джоанны, которая вынуждена лишь механически набирать одни и те же строки, сопротивляется этому процессу. Она не может понять, почему запрещено отправлять поклонникам более сердечные ответы, ограничиваясь обезличенными письмами. В один прекрасный момент девушка нарушает правила, и за этим последуют неожиданные события. Но собственно здесь и заканчивается бунтарская натура главной героини, слишком милой и покладистой, чтобы стать персонажем, который приковывает внимание зрителя.
Стоит заметить, что Джоанна, собираясь на собеседование, не прочла ни строчки из Сэлинджера, и эту досадную оплошность она исправляет уже получив должность в литературном агентстве. В процессе работы девушка проникается интересом к автору. А иногда даже этот известный затворник и ворчун активно проявлял неподдельное любопытство и к ней, изредка давая советы – «Не медлите с ответом, отвечая на телефонные звонки. Вы же поэт!» или «Вам необходимо писать хоть по 15 минут в день». В итоге личная встреча двух телефонных собеседников станет для Джоанны важным событием в жизни.
Личная жизнь Джоанны получает стремительное развитие еще в самом начале ленты - она встречает в книжном магазине Дона (Дуглас Бут), и уже совсем скоро молодые люди начинают вместе снимать обветшалую квартиру в Нью-Йорке. Они ходят на поэтические вечера и держатся за руки. Но с написанием собственного романа у девушки как-то не клеится, поэтому сразу возникает вопрос – «А как же главная мечта?»
Маргарет Куэлли, которая сыграла девочку-хиппи в «Однажды в… Голливуде» Квентина Тарантино, здесь мила и обаятельна, но абсолютно неубедительна. Ее героиня получилась по-детски наивной и поразительно поверхностной.
Более яркая и привлекающая внимание фигура в картине – героиня, воплощенная Сигурни Уивер, в ее характере есть парадоксы и противоречия. Она настаивает, чтобы персонал все еще использовал печатные машинки, и относится к компьютерам и другой современной технике с большим презрением. Наблюдать за трансформацией Маргарет гораздо интереснее, чем за достаточно шаблонной Джоанной.
Роман Джоанны Ракофф, по которому снят фильм, - история о том, каково быть молодой и одинокой девушкой в огромном, чужом городе. Филипп Фалардо, чей фильм «Господин Лазар» был номинирован на премию Оскар, а лента «Клянусь, это не я» была отмечена наградами Берлинале, привнес в первоисточник вымышленные элементы, но в основном остался верным духу романа Ракофф.
Фалардо сделал попытку посмотреть на литературного классика издалека - глазами юной девушки, мечтающей найти себя в писательстве. Но, несмотря на имя автора в названии фильма, самого писателя здесь ничтожно мало. Это, скорее, кино о становлении личности молодой девушки, о ее стремлениях и разочарованиях, попытках обрести свой путь в жизни. Причем картина у Фалардо получилась достаточно тривиальной и скучной, что нельзя сказать, например, о книгах Дж. Д. Сэлинджера.
Подписывайтесь на наш Instagram и узнавайте первыми о главном в сфере кинобизнеса