TIFF 2019: рождение безумия в новом фильме Тодда Филлипса «Джокер»
В рамках 44 Международного фестиваля в Торонто / Toronto International Film Festival прошла североамериканская премьера картины о заклятом враге Бэтмена - «Джокер» / «Joker» Тодда Филлипса. Фильм забрал главный приз 76 Венецианского кинофестиваля - Золотого льва. В нем рассказывается альтернативная история Артура Флека, от которого отвернулось общество и он постепенно превратился в Джокера.
Действие фильма разворачивается в начале 1980-х в Готэм-сити – городе, являющемся симбиозом преступности и коррупции, в котором социальная пропасть, отделяющая богатых от бедных, не имеет границ. Артур Флек работает как проклятый в рекламном агентстве, а сам не теряет надежды стать стендап-комиком. Однако его шутки не понимают, а безумный смех распугивает всех вокруг. Он - одиночка. Он – изгой. Его презирают, иногда даже ненавидят. Его бьют и проклинают. Флек живет той жизнью, которой и не пожелаешь врагу, он дико кричит от безысходности и вот-вот сорвется.
Артур Флек никогда не знал отца, а его мама тяжело больна. Он проводит время у больничной кровати, а мать все жалуется на жизнь и твердит о долгах бывших работодателей, но при этом просит сына выжимать из себя улыбку несмотря ни на что. Вечерами Артур сидит в своей грязной квартире и мечтает о том, как станет известным комиком и будет веселить миллионы.
Но жизнь не благосклонна к чудаковатому парню, его постоянно отвергают, избивают, унижают. Постепенно Флек начинает сходить с ума, и превращение в культового злодея с безумной улыбкой не заставляет себя долго ждать. В его душе рождается хаос, который он с радостью (и зловещим смехом!) подарит окружающему миру.
Над сценарием работали Тодд Филлипс и Скотт Сильвер, и он не основывается на комиксах и абсолютно оригинален. Сложно предположить, как Филлипс, режиссер знаменитой трилогии «Мальчишник в Вегасе» и других экстраординарных комедий, смог выдать настолько мрачную и серьезную работу. Он не раз признавался, что очарован фильмами 70-х, которые глубоко исследовали характер главного героя. И действительно, в фильме угадываются отсылки к работам Мартина Скорсезе конца 1970-х и начала 1980-х – «Таксист» и «Король комедии».
Большинство фанатов графических романов и фильмов по ним думали, что знают все о Джокере, но не тут-то было. Филлипс, показывая его предысторию, выводит зрителей на новый уровень познания одного из самых известных злодеев комиксов. Он исследует глубинную сущность персонажа, его страх и тревоги, которые становятся первопричинами всех его поступков. Джокер бескомпромиссен, анархичен и не жалует богачей и власть имущих. Он жаждет посеять хаос и отомстить тем, кто выбросил его на задворки общества.
Погружение Хоакина Феникса в своего персонажа просто невероятно. Иногда трудно угадать, в какой момент в нем рождается переживание, а в какой – произрастает безумие. Стоит ли ждать сравнений с другими актерами, игравшими Джокера, – Джеком Николсоном, Хитом Леджером, Джаредом Лето? Да. Оправданы ли они? Нет. Джокер в исполнении Феникса стоит особняком, это тот самый образ сумасшедшего человека с гримом клоуна, который навсегда врезается в память.
Роль ведущего ток-шоу, которое постоянно смотрит Флек, Мюррея Франклина играет неподражаемый Роберт Де Ниро. Он же исполнил главную роль в «Таксисте» Скорсезе – фильме, на который почтительно ссылается Филлипс. В картине также задействованы: Зази Битц, Марк Мэрон, Бретт Каллен и другие.
Фильм по-настоящему сенсационный, не потому что о нем все говорят и он забирает фестивальные награды, а так как рассказывает о герое комиксов уникальным и абсолютно не супергеройским языком. Зритель в итоге получает психологически выверенный портрет суперзлодея, прописанный в его развитии - от одинокого аутсайдера до сумасшедшего убийцы.
Подписывайтесь на наш Instagram и узнавайте первыми о главном в сфере кинобизнеса