Праздник, который всегда с тобой: в прокате «Хэллоуин»
18 октября в прокат выходит страшно ожидаемый фильм от режиссера Дэвида Гордона Грина, сценариста Дэнни МакБрайда и все с той же Джейми Ли Кертис в главной роли. Это новый «Хэллоуин», он же, вероятно, последний. Автор оригинального фильма Джон Карпентер, написавший для продолжения музыку и числящийся в титрах исполнительным продюсером, высказал такое мнение. С благодарностью за наше счастливое детство вспоминаем о влиянии оригинала на мир.
Пережившая ряд потрясений и изменений идея нового фильма о бывшей бэбиситерше Лори Строуд и маньяке Майкле Майерсе в итоге превратилась в то, что мы и получили. Фильм игнорирует все неудачные продолжения «Хэллоуина» 1978 года. В год сорокалетия оригинала во вселенной имени Лори и Майкла также прошло сорок лет. У Лори есть дочка и внучка, обе они в той или иной степени выросли под влиянием ПТСР их мамы и бабушки. В один прекрасный день Майкл сбегает из психушки, где провел все эти годы, и возвращается в городок Хэддэнфилд, у него тут есть незаконченное дело.
Кое-что в сюжет добавили, кое-какие детали прошлого героев прояснили. Судя по реакции мировой критики (премьера состоялась в Торонто, затем «Хэллоуин» был показан еще на ряде кинофестивалей), сиквел в порядке. Его называют лучшим из всех продолжений, полностью удовлетворительным, возвращением к корням. Бурных восторгов и серьезных качественных сравнений с культовым предшественником при этом не наблюдается. В общем и целом, фанаты, видимо, будут довольны, прогнозы по сборам в первые выходные североамериканского проката - $60 млн. Оригинал не затмить, да сиквел даже и не пытается этого делать. Зато он отлично может привлечь внимание к юбиляру. Тем более, что в год сорокалетия «Хэллоуин» 1978г. выпустили на широкие экраны в разных странах мира. Ближайший город, где эту классику жанра можно было посмотреть в рамках юбилейной кампании – это Хельсинки (судя по списку задействованных кинотеатров, опубликованному Cinelife Entertainment). Но ничто не мешает нам еще раз оценить, какое влияние оказал на мировое кино независимый, низкобюджетный и во время производства ни на что особо не претендовавший шедевр Джона Карпентера.
Майкл Майерс и критика чистого разума
Сценарий «Хэллоуина» 1978г. был написан за 10 дней. Сам фильм с бюджетом 325 тыс. долларов, с малоизвестными актерами, снятый 30-летним Карпентером, был сделан за 20 дней. Он стал самым успешным независимым хоррором, собравшим в мировом прокате $70 млн., каноном целого поджанра слэшера (убийца-психопат, преследующий жертв-подростков). Его влияние ощущается и по сей день в самых разных новых кинопродуктах. В «Очень странных делах» от Netflix с их музыкой, в «Не дыши» Федерико Альвареса с его методом съемки, в «Оно» Дэвида Роберта Митчелла, который в принципе отдал дань уважения аудиовизуальной эстетике фильма Карпентера.
Одна из самых сильных сторон истории о Лори и Майкле Майерсе – это элемент тайны, то невыясненное об убийце, что щекотало нервы аудитории, ничего не знавшей об этом психопате, даже почти не видевшей его скрытого за маской лица. Другой важнейший элемент - музыка. Фильм с ограниченным бюджетом, «Хэллоуин» и вызываемый им страх очень сильно зависели от звука и саундтрека. Его музыкальная тема – это едва ли не самая известная тема из ужастиков, Карпентер, сын учителя музыки, тогда сам написал ее. Вроде бы беспощадный «Хэллоуин» на самом деле выстроен не на литрах крови, а на ожидании, на выступлении из темноты белой маски неизвестного, на ловкости, с которой авторы и актеры заставляли зрителя волноваться.
Конечно, были социальные подтексты, фильм бы не стал таким популярным, не будь он связан с реальностью. «Хэллоуин» появился в эпоху бума нянь в Америке, во времена, когда в подсознании американского родителя прочно сидело ощущение опасности со стороны неизвестной девушки для их ребенка, а в подсознании самой девушки – то же пугающее чувство чего-то ужасного, что ждет ее в не родном для нее доме. Уважаемые авторы в своих текстах и книгах совершенно серьезно разбирали, как «Хэллоуин» работает с образами родителей, оставивших своих маленьких детей на попечении посторонних (родителей же почти нет в фильме), как тут критикуется добрачный секс (выживание персонажей прямо пропорционально богатству их сексуального опыта), как в кадре показаны темные стороны среднестатистического американского пригорода, его мнимая безопасность. Но все это не снижает ценности «Хэллоуина», как вещи в себе, как радостного ужастика, чьи страхи не очень хочется объяснять, как истории о маске ценой в пару долларов, которая напугала Америку и стала классикой.
«Хэллоуин» любит женщин
Есть нечто, что делает этот классический хоррор особо актуальным в наши дни. «Хэллоуин» любит и уважает женщин. Речь не только о теории «последней девушки», то есть о той единственной жертве, которая выжила и не далась маньяку. У слэшера сложная репутация жанра, который частенько использует женщин как пушечное мясо, объективирует их, представляет их туповатыми, безвольными, а если они и оказались теми самыми «последними девушками», то в основном благодаря удаче. Но именно в этом поджанре, да, в общем-то, в ужастиках вообще, хватает и фильмов, которые как раз показывают девушек другими. «Хоррор на самом деле довольно синонимичен феминизму, - отмечала в своем эссе художница, режиссер и писательница Рэми Беннет. - Если вы хотите, чтобы вас как зрителя-женщину обидели, смотрите романтические комедии, если вы наоборот хотите вдохновения, смотрите хорроры. Я мечтала бы вытащить «Красотку» из рук наших детей и дать им вместо этого «Я плюю на ваши могилы». Научить их жизни. Нет, серьезно, ни в каком другом жанре нет такого количества сложных женских персонажей в центре повествования».
«Хэллоуин» - важный пример в ряду такого рода фильмов. На эту тему рассуждали и Кэрол Кловер в книге «Мужчины, женщины и бензопилы», и Джин Сискел с Роджером Эбертом в одном из выпусков At the Movies, посвященном слэшеру и его отношению к женщине. Большую часть сценария писал сам Карпентер, но автором многих идей и диалогов была продюсер и соавтор сценария Дебра Хилл. Ее героини забавны, правдоподобны, интересны, они нравились аудитории. Одна из важнейших причин успеха «Хэллоуина» – появление в кадре Джейми Ли Кертис, выбор именно такой актрисы с ее интеллектуальной красотой и легкой андрогинией. Этот выбор тоже был заслугой Хилл, которую Кертис называет «самой влиятельной женщиной в моей профессиональной жизни». «Я думаю о Лори с большой любовью, я благодарна ей за ее силу, умение сопротивляться, за то, что я должна была изображать действительно умную женщину, я люблю ее и всегда буду любить», - говорит она.
P.S.: Еще один праздник
Не менее, а может быть и более, чем «Хеллоуин», на появление и развитие слэшера как жанра оказало влияние «Черное рождество» Боба Кларка. Да и на самого Карпентера тоже. По рассказам Кларка, однажды между ними двумя состоялся разговор: Карпентер спрашивал, не думает ли Кларк о сиквеле «ЧР», Кларк всячески отнекивался, Карпентер не унимался, интересуясь, что если бы все-таки тот затеял сиквел, о чем был бы этот фильм. И Кларк предложил историю о том, как парень сбежал из психушки и продолжил свое черное дело. И все непременно происходило бы на Хэллоуин.
Речи о том, что Карпентер украл идею у Кларка, не идет вообще, сам Кларк никогда так не считал, да и вообще это смешно. Но тот разговор, как и, собственно, «Черное рождество» на историю «Хэллоуина» определенно повлияло. Так что, отмечая юбилей культового фильма, просто стоит помнить еще об одном важнейшем для жанра празднике.