26 июня 2013 10:01
От роли зависит судьба
25 июня 2013 года состоялась мировая премьера фильма Константина Лопушанского «Роль», который был показан в рамках конкурсной программы 35 ММКФ. Действие фильма происходит во время Гражданской войны. Главный герой – актер Евлахов, эмигрировавший из России в финский Выборг, решает проникнуть в Петроград, чтобы разобраться в судьбе некоего комиссара Плотникова.
Актер Евлахов и комиссар Плотников поразительно похожи друг на друга, а некогда именно по воле комиссара жизнь актера была на несколько минут близка к смерти. И в 1923 году, собрав сведения о смерти комиссара, актер решается пожить его жизнью. И актера, и комиссара играет Максим Суханов.
Наблюдать за поведением артиста большая эстетическая радость. Вот он вальяжный, в роскошной шубе милостиво принимает восторги барышень. Зритель знает то, что этим барышням неведомо – о конфликтах с женой, о внутренних терзаниях, о глубоком творческом кризисе, когда кажется, что жизнь прожита зря. И о том, что их кумир считает, что лучший театр вовсе не сцена, а жизнь. Об это знает только его жена. Но ее слезы, как и ее попытки привлечь доктора – психиатра, бессмысленны. Ее гениальный муж принял решение.
Жену играет финская актриса Мария Ярвенхельми. Играет на русском с милым акцентом. И в нескольких ей отведенных эпизодах создает образ женщины – подруги, сильной и любящей, осознающей всю трагичность ситуации. Лекарств для заболевшего «жизнью» нет.
Потому Евлахов бреет свои роскошные волосы, переодевается в полученные от контрабандистов комиссарские одежды и начинает новую жизнь. Конечно, Евлахов готовился к роли Плотникова. Естественно, что и у Максима Суханова меняется походка, взгляд, голос. Такое стопроцентное удачное превращение в комиссара получает первые незримые аплодисменты. Уже при первой встрече однополчане ни на секунду не засомневались в удачном исцелении – воскрешении своего комиссара. Принимают псевдоПлотникова за своего и многочисленные соседи коммуналки, куда его заселили за заслуги перед революцией.
В новой жизни Евлахов сам себе режиссер. Подбирает партнеров, первыми репликами выстраивает будущие разговоры, внимательно вслушивается и наблюдает, не позволяя себе проявлять никаких эмоций.
Зато это волен делать зритель. Прежде всего, ужасаться исковерканным судьбам. Наивная учительница Ольга (Анастасия Шепелева), бандитка Зинка (Наталья Парашкина), уже успевшие приспособить к своим потребностям новую власть коллеги комиссара, контрабандист Одинцов (Юрий Ицков), осознающий свою бессмысленность литератор (Леонид Мозговой), жильцы коммуналки – вот новый образ новой страны. Фильм Константина Лопушанского и кинооператора Димитрия Масса очень красив. Но авторы не позволяют наслаждаться магией кино, игрой света и теней, любоваться полетом дыма или белизной снега. И черно-белая пленка безжалостно подчеркивает некрасивость лиц и неухоженность нового быта. А Евлахов в этом окружении постигает высший смысл своей профессии и роль воскресшего комиссара играет до конца – до его реальной смерти.
Актер Евлахов и комиссар Плотников поразительно похожи друг на друга, а некогда именно по воле комиссара жизнь актера была на несколько минут близка к смерти. И в 1923 году, собрав сведения о смерти комиссара, актер решается пожить его жизнью. И актера, и комиссара играет Максим Суханов.
Наблюдать за поведением артиста большая эстетическая радость. Вот он вальяжный, в роскошной шубе милостиво принимает восторги барышень. Зритель знает то, что этим барышням неведомо – о конфликтах с женой, о внутренних терзаниях, о глубоком творческом кризисе, когда кажется, что жизнь прожита зря. И о том, что их кумир считает, что лучший театр вовсе не сцена, а жизнь. Об это знает только его жена. Но ее слезы, как и ее попытки привлечь доктора – психиатра, бессмысленны. Ее гениальный муж принял решение.
Жену играет финская актриса Мария Ярвенхельми. Играет на русском с милым акцентом. И в нескольких ей отведенных эпизодах создает образ женщины – подруги, сильной и любящей, осознающей всю трагичность ситуации. Лекарств для заболевшего «жизнью» нет.
Потому Евлахов бреет свои роскошные волосы, переодевается в полученные от контрабандистов комиссарские одежды и начинает новую жизнь. Конечно, Евлахов готовился к роли Плотникова. Естественно, что и у Максима Суханова меняется походка, взгляд, голос. Такое стопроцентное удачное превращение в комиссара получает первые незримые аплодисменты. Уже при первой встрече однополчане ни на секунду не засомневались в удачном исцелении – воскрешении своего комиссара. Принимают псевдоПлотникова за своего и многочисленные соседи коммуналки, куда его заселили за заслуги перед революцией.
В новой жизни Евлахов сам себе режиссер. Подбирает партнеров, первыми репликами выстраивает будущие разговоры, внимательно вслушивается и наблюдает, не позволяя себе проявлять никаких эмоций.
Зато это волен делать зритель. Прежде всего, ужасаться исковерканным судьбам. Наивная учительница Ольга (Анастасия Шепелева), бандитка Зинка (Наталья Парашкина), уже успевшие приспособить к своим потребностям новую власть коллеги комиссара, контрабандист Одинцов (Юрий Ицков), осознающий свою бессмысленность литератор (Леонид Мозговой), жильцы коммуналки – вот новый образ новой страны. Фильм Константина Лопушанского и кинооператора Димитрия Масса очень красив. Но авторы не позволяют наслаждаться магией кино, игрой света и теней, любоваться полетом дыма или белизной снега. И черно-белая пленка безжалостно подчеркивает некрасивость лиц и неухоженность нового быта. А Евлахов в этом окружении постигает высший смысл своей профессии и роль воскресшего комиссара играет до конца – до его реальной смерти.
Реклама