Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
16 октября 2009 16:19

Евгений Гиндилис: «Наша основная задача – создать площадку, на которой могли бы устанавливаться многосторонние международные связи»

Евгений Гиндилис: «Наша основная задача – создать площадку, на которой могли бы устанавливаться многосторонние международные связи»

18 октября 2009 года в Москве в рамках фестиваля «Завтра» впервые состоится форум ПРОЕКТ НА ЗАВТРА – CentEast Moscow, на котором западным дистрибьюторам, отборщикам кинофестивалей и продюсерам будут представлены проекты из стран Восточной Европы, находящиеся в монтажно-тонировочном периоде. Мы встретились с организатором мероприятия, продюсером Евгением Гиндилисом, который подробно рассказал о предстоящем форуме.

Корреспондент:
На многочисленных круглых столах, посвященных ко-продукции, Вы высказывались за совместное производство с другими странами, отмечали его выгодность, поскольку сами не раз продюсировали ко-продукцию. И вот теперь в рамках фестиваля «Завтра»/2morrow впервые пройдет форум «Проект на Завтра», организатором которой будет Ваша компания «Твинди» (совместно с Варшавским кинофондом). Что вдохновило Вас на проведение этого мероприятия? Что это – попытка на практике убедить российских деятелей кино в привлекательности ко-продукции, помочь им наладить совместное производство?

Евгений Гиндилис:

Я бы сформулировал идею «Проекта на Завтра» следующим образом. Мы хотим продемонстрировать, что отечественная киноиндустрия уже готова интегрироваться в международное пространство. Россия может достаточно успешно воспроизводить индустриальные формы взаимоотношений между различными представителями отрасли, апробированные в мире и в Европе в частности. Так, например, существуют форумы под названием «co-production markets», которые обеспечивают взаимодействие продюсеров, дистрибьюторов и других членов профессионального сообщества на начальной стадии развития проекта. И эта очень важная форма достаточно успешно была использована летом 2009 года на Форуме ко-продукции, прошедшем в рамках в рамках 31-го ММКФ.
В отличие от названного форума, «Проект на Завтра» работает с проектами на завершающей стадии их реализации, с отснятыми фильмами, которые находятся в монтажно-тонировочном периоде. Поэтому как таковой ко-продукции напрямую мы не касаемся. Наша задача состоит в привлечении внимания к проектам, которые будут выходить из регионов Восточной Европы в следующем году, обеспечении продюсеров контактами, необходимыми для международной дистрибуции, участия фильмов в крупнейших фестивалях, а также контактами для совместного производства и продвижения будущих проектов. Именно поэтому мероприятие называется «Проект на Завтра». Среди проектов-участников форума могут быть и фильмы, которые делаются в условиях ко-продукции, и картины, снимающиеся усилиями кинематографистов одной страны. Для нас важно, что продюсеры этих проектов заинтересованы в том, чтобы их продукция попадала не только на внутренний рынок, но и пересекала его границы: выходила в прокат и участвовала в фестивалях за пределами страны.
Форум «Проект на Завтра» предназначен раздвинуть существующие границы. Именно поэтому мы приглашаем компетентных экспертов из разных стран. Ими являются, во-первых, представители дистрибьюторских компаний, которые заинтересованы в покупке нового продукта, во-вторых, отборщики кинофестивалей, в-третьих, наши коллеги-продюсеры, нацеленные на установление партнерских отношений. На форум приедут отборщики из Канн, Локарно, Роттердама, Трайбеки – представители фестивалей первого ранга. То, что они будут смотреть российские проекты организованно, а не разъезжая самостоятельно на свой страх и риск по Москве, - беспрецедентное событие. Мы привозим представителей европейских дистрибьюторских компаний и сейлз-агентов, чья работа заключается в отслеживании появления интересных проектов. Они путешествуют от рынка к рынку, от фестиваля к фестивалю, занимаясь скаутингом нового кино. Мы предоставляем им возможность ознакомиться с российскими новинками в рамках одного дня в привычной для них форме. Что-то они посмотрят в виде трейлеров, какие-то фильмы смогут обсудить с их представителями, потому что каждый из проектов, участвующий в презентации, будут сопровождаться выступлением продюсеров. Презентации пройдут с английскими субтитрами, по каждой картине эксперты смогут получить дополнительные материалы. Этот механизм общепринят, апробирован на десятках, сотнях мировых форумах и фестивалях.
Сотрудничество с западными продюсерами также не может образоваться на пустом месте. Для того чтобы можно было эффективно обсуждать будущие проекты, им нужно понимать, каким образом устроен российский рынок, кто является его участниками. Опять же предлагаемая форма форума является наиболее оптимальной, потому что потенциальные западные партнеры видят, что снял конкретный продюсер, какие задачи он преследует. Каждый зарубежный продюсер может понять, подходят ему участники «Проекта на Завтра» как партнеры или нет, и при желании вступить с ними в прямой контакт.
Кроме того, мы привозим представителей европейских фондов, которые финансируют кинопроекты. Без участия фондов не могла бы существовать, например, немецкая киноиндустрия. Там у каждой земли есть свой региональный фонд, который играет очень важную роль в финансировании немецкого кино как такового и тех проектов, которые делаются совместно с Германией. Учитывая, что Германия – один из главных ближайших к нам рынков и что Германия и Россия очень заинтересованы в налаживании эффективных взаимосвязей, присутствие на форуме фондов и их понимание, как у нас складывается ситуация, очень важно.
Таким образом, наша основная задача – создать площадку, на которой могли бы устанавливаться многосторонние международные связи.

Корреспондент:
Эксперты, как Вы их называете, будут со всего мира, а проекты, участвующие в программе форума, – из Восточной Европы. Почему было решено организовывать «Проект на Завтра» в сотрудничестве с Варшавским кинофондом? Чем обусловлено участие проектов именно из стран Восточной Европы?

Евгений Гиндилис:

Мы не рассматриваем Россию как отдельный рынок. Это рынок, который находится в окружении других стран. Наши проблемы во многом сходны с проблемами государств Восточной Европы. Польскому, румынскому, русскому, венгерскому, чешскому кино надо пересечь национальные границы. Восточноевропейские киноиндустрии могут существовать полноценно и эффективно, когда их продукцию смотрят за пределами одной территории. У нас у всех общие интересы и общие механизмы решения насущных проблем.
У Варшавского кинофонда уже накоплен достаточно большой опыт по продвижению восточноевропейского кино на мировой и европейский рынки. Польша после России – второй крупнейший восточноевропейский рынок. Их опыт нам очень ценен. Именно поэтому мы договорились, что «Проект на Завтра» - наш совместный форум. Мы используем и воспроизводим в Москве формат, существующий на кинорынке CentEast, который проходит в рамках Варшавского кинофестиваля с 2005 года. Предварительно отбирается около двадцати проектов. Одна половина из них российские фильмы, другая – польские, чешские, болгарские, румынские и другие восточноевропейские картины. Сначала их презентации пройдут в Варшаве на кинорынке CentEast, потом – в Москве, на форуме «Проект на Завтра».

Корреспондент:
Насколько нам известно, в Москве российские проекты будут демонстрироваться в более полной форме. Что это означает?

Евгений Гиндилис:

Действительно, мы делаем больший акцент на российские проекты. Помимо презентаций трейлеров, которые пройдут параллельно и в Варшаве, и в Москве, два отечественных проекта будут показаны в полной версии: картина «Дом Солнца» режиссера Гарика Сукачева и второй фильм из документального цикла «Антология современного искусства» Евгения Митты и Александра Шейна «Виноградов и Дубосарский: Картина на заказ». Некоторые проекты будут демонстрироваться в виде фрагментов. Кроме того, мы готовим отдельную программу трейлеров российских картин, которые не вошли в нашу общую с Варшавой программу. Это делается, естественно, для того, чтобы у приглашенных экспертов могло сложиться ясное представление о том, что на сегодняшний день делается в российском кино, и какие проекты следует ожидать в следующем году. Важно отметить также, что аудитория, которая получит возможность смотреть трейлеры, фрагменты или полные рабочие версии картин, будет сугубо профессиональной. На все эти просмотры мы не будем пускать прессу.

Корреспондент:
И все же, почему, на Ваш взгляд, восточноевропейскому кино так необходимо пересекать внутреннюю границу, выходить на рынок, например, Западной Европы? Нельзя ли найти решение внутри имеющейся территории, объединиться и стать альтернативой рыночной площадкой?

Евгений Гиндилис:

Одно, несомненно, не противоречит другому. Мы все заинтересованы в том, чтобы русское кино смотрели в Польше, а польское кино – в России. Форум «Проект на Завтра» в том числе способствует и этому. Но гораздо более серьезная задача заключается в том, чтобы русские, польские, болгарские, словацкие картины имели возможность пересекать свои национальные границы в сторону западных рынков, потому что те коммерчески значительно выгоднее. Продажа фильма в Болгарию и продажа фильма в Германию, с точки зрения финансовой прибыли, несопоставимы. Немецкий рынок гораздо более выгоден, чем болгарский, а французский – чем венгерский. Именно поэтому мы все заинтересованы в том, чтобы наши картины прокатывались в Западной Европе, в Америке, в Азии, участвовали в крупнейших международных кинофестивалях. Нашему национальному кино трудно проникнуть на Запад, но, тем не менее, это можно сделать.
Восточная Европа не может создать самоокупаемый рынок, по аналогии с Индией, потому что мы не сопоставимы с этой страной ни по количеству жителей, ни по количеству экранов, ни по величине индустрии в целом. Существует колоссальнейший дефицит, который нужно покрывать зарубежными продажами. От этого направления никуда не деться, оно абсолютно логично. Нам нужно ориентироваться на успешные примеры выстраивания экспорта национального кино, который уже существует, например, во Франции. Только что закончился X фестиваль французского кино. Французское кино занимает третье место по сборам на русском рынке, и это плод усилий, которые прикладываются на государственном уровне. Экспорт национального кино на протяжении десятков лет во Франции является стратегическим направлением. Продвижение национального кино и продажа его за границу, - это еще и продвижение образа страны. Французы недавно провели исследования, которые показали, что существует четкая корреляция между уровнем развития туризма и уровнем развития экспорта кино. Многие люди принимают решение о поездке во Францию, потому что им эта страна понятна в плане образов. В то время как, например, Греция или Болгария проигрывают Франции не потому, что у них хуже природные условия, а именно потому, что в образе страны не существует кинематографического наполнения. Нам, конечно, надо учиться использовать этот мощнейший инструмент воздействия.

Корреспондент:
Вы уже упомянули, что были на летнем Форуме ко-продукции, проходившем в рамках 31-го Московского Международного кинофестиваля. Какие положительные и отрицательные стороны прошедшего мероприятия Вы наблюдали? Учитывали ли Вы полученный позитивный или негативный опыт?

Евгений Гиндилис:

Мне кажется, что московский Форум ко-продукции был исключительно удачным по многим параметрам. С точки зрения формы там все было сделано очень правильно, продуманно: и количество участвовавших проектов, и каталог, и контролируемость самого мероприятия. На мой взгляд, был один существенный недостаток, связанный с тем, что организаторы форума не располагали достаточным временем для подготовки мероприятия. Это обусловило весьма незначительное число иностранных гостей.
Мы, со своей стороны, постарались преодолеть эту проблему и обеспечить одинаковый уровень представительства с российской и с зарубежной стороны, чтобы мог возникнуть диалог, чтобы мероприятие было действительно эффективным. Между рынками ко-продукции очень высокая конкуренция. Их сейчас невероятно много. Естественно, что наиболее интересные проекты, наиболее высокий уровень представительства наблюдается на крупнейших форумах такого рода – в Берлине, в Роттердаме, в Каннах. На региональных площадках, несомненно, есть дефицит и интересных проектов, и людей, которые вынуждены в течение года путешествовать из точки в точку. Экспертов трудно убедить в том, что они должны сделать дополнительную остановку еще и в Москве.
На мой взгляд, фестиваль «Завтра», будучи новым, молодым, очень динамичным кинофорумом, представляет собой идеальное место для создания такой индустриальной площадки. Мы уже знаем, кто приедет на наше мероприятие – имеющийся результат свидетельствует о том, что решение создать форум на базе фестиваля «Завтра» было правильным. Очень многие наши западные партнеры и коллеги понимают необходимость подобного мероприятия в Москве, поэтому они с удовольствием идут нам навстречу и едут сюда. Это, конечно, большое достижение. Например, Каннский фестиваль будет представлен на форуме в количестве трех человек. Приедет и Катрин Дюссар, которая является одним из основных французских продюсеров. Все это даст нашим участникам совершенно уникальный опыт.

Корреспондент:
Форум проходит впервые, и он должен будет оправдать ожидания столь важных для него гостей. Будут ли проекты соответствовать уровню приглашенных экспертов? Какие критерии отбора картин были основными?

Евгений Гиндилис:

Главный критерий прост. Кино должно быть интересным и коммерчески состоятельным за пределами внутреннего рынка. Это могут быть как абсолютно авторские проекты, привлекательные для отборщиков международных фестивалей, так и абсолютно коммерческое кино, способное заинтересовать дистрибьюторов. Нам было очень важно, чтобы критерии отбора являлись максимально объективными и лишенными каких бы то ни было вкусовых нюансов, потому что, наверное, лучшая модель, которую можно было бы использовать в этом смысле – модель UniFrance. Эта компания представляет на мировой арене все французское кино, занимается продвижением всех двухсот фильмов, которые производятся во Франции в течение года. Любое кино, которое делается в нашей стране, тоже может продаваться. Мы пытаемся облегчить образование первых связей, необходимых для появления у российских картин зарубежных дистрибьюторов, которые дальше бы с ними работали – прокатывали, продавали на телевидение и так далее.
Даже если для кого-то из участников форума мероприятие не завершится подписанием контракта о продаже, ими все равно будет получен колоссальный результат, потому что установятся прямые связи. Продюсеры или российские дистрибьюторы, которые с этими картинами работают, смогут дальше продолжать сотрудничество – предлагать другие проекты. Собственно говоря, мы предоставляем кинематографистам удобренное поле, на котором можно посадить свой цветок и поливать его, наблюдая за тем, как он растет.
 
Корреспондент:
Форум продлится всего лишь один день. Что будет после того, как мероприятие завершится? Вы намерены отслеживать будущее проектов-участников форума?

Евгений Гиндилис:

Предстоящее мероприятие – всего лишь первый шаг. Предполагается, что форум станет ежегодным, что каждый октябрь в Москве мы сможем собирать интересных людей и показывать им любопытные проекты. В течение года мы, естественно, будем курировать взаимоотношения, которые установятся на форуме, следить за судьбами проектов-участников «Проекта на Завтра» в этом году. Помимо этого, по окончании этого форума сразу же начнется подготовка к следующему. Мы будем рассматривать возможность расширения форума, увеличения его продолжительности. Один день – это очень короткий срок, который сейчас обусловлен скромными финансовыми ресурсами, находящимися в нашем распоряжении. В этом году форум финансируется лишь за счет гранта, который мы получили вместе с Варшавским кинофондом от Международной программы Медиа. Мы надеемся, что у нас станет больше партнеров и больше возможностей.
Автор:
Мария Мухина

Другие статьи по теме Кинобизнес

Другие статьи по теме Кинорынок CentEast Moscow/Project for 2morrow

Реклама