10 августа 2009 17:20
Григорий Константинопольский: «Кино – это всегда аттракцион и зрелище»
Григорий Константинопольский – известный и совершенно особенный режиссер. Получив актерское образование, он дополнил его на Высших курсах сценаристов и режиссеров в мастерской Ролана Быкова, прославился, работая в рекламе и шоу-бизнесе; получив известность мастерского клипмейкера. Участвовал МКФ в Берлине, ММКФ, удостоился Гран-При фестиваля "Поколение-96", национальной премии «Золотой Овен». Однако, фильмография Григория Константинопольского довольно скромна: короткометражки «Гипноз» и «Красные слоны», полнометражный дебют «Восемь с половиной долларов», сценарий фильма «Неваляшка». При этом последние несколько лет режиссер отошел от создания клипов и погрузился в кинематограф. Постоянно работая над разными проектами, Константинопольский напомнил о себе явлением необычного и яркого фильма «Кошечка», закрывшим последний «Кинотавр». Наш корреспондент встретился с Григорием Константинопольским, чтобы расспросить его о создаваемых проектах, видении кинематографа и планах на будущее.
Корреспондент: Мы знаем, что несколько лет назад вы начинали проект «В гостях у сказки», но он так и не был закончен. Расскажите, как создавался этот фильм, и как сложилась его судьба?
Г.Константинопольский:
Судьба фильма была непростой. Драматург и критик Вика Никифорова написала сценарий, который меня попросил почитать продюсер Александр Георгиевич Литвинов. Сценарий мне не особо понравился, но мне пришла идея, как его можно переделать. На что мне Александр Георгиевич сказал: «но это будет уже совсем другой сценарий!», я ответил: «да, но зато он будет смешной». Они пошли на переделку сценария, хотя не верили, что я его напишу за месяц и потом думали, что я сделал его по какой-то своей заготовке. Я принес сценарий, он очень понравился, решили снимать. Мы провели подготовительный период на «Мосфильме», во время которого я работал с блестящим оператором Вадимом Ивановичем Юсовым, который в мои 42 года перевернул мои представления о профессии еще раз. А это всегда очень ценно с точки зрения обучения. Хотя, когда мы познакомились, сложилась странная ситуация. Вадиму Ивановичу сказали, что я – какой-то модный режиссер из рекламы, и при первой встрече я вдруг увидел в его глазах некую робость. Это было удивительно.
Но в работе мы быстро нашли общий язык. Вадим Иванович – волшебный человек. Такого отношения к кино я никогда не видел у своих сверстников-коллег. Это человек старой школы. И абсолютно непонятно: где там талант, а где – фантастическое трудолюбие, дотошность. Но зато ты выходишь на площадку подготовленный. Вадим Иванович – моя любовь и уважение. Потрясающий человек: в 80 лет обладать такой фантастической энергией! Плюс к этому – колоссальные знания. Я убедился: чем старше оператор, тем это лучше. Конечно, есть и молодые ребята – очень талантливые, безусловно, но опыт – это великая вещь. Главное, что он не стоит в рамках наработанных клише. Вадим Иванович абсолютно свободно разбирается во всей новейшей технике.
Но сложилось так, что за две недели до начала съемок Госкино отказало в финансировании и фильм закрыли. За три месяца, что стоял проект, я раздал сценарий разным людям. И одним из них был исполнительный продюсер АМЕДИА Константин Наумочкин. Он показал сценарий Александру Акопову и, очевидно, ему что-то в нем понравилось. АМЕДИА выкупила у Александра Литвинова сценарий плюс все плоды подготовительного периода. Но, так или иначе, запускаясь в АМЕДИА, всё пришлось начать с начала. Вадим Иванович не смог ждать и ушел на другую картину. Ведь у нас был перерыв, и в принципе никто не верил, что я найду деньги. Но я понимаю людей, и, в общем, без претензий к ним.
Корреспондент: Как проходила история работы над фильмом «В гостях у Сказки» и закончится ли она?
Г.Константинопольский:
Мы запустились в АМЕДИА, сняли 10 дней… и нас закрыли, объявив, что деньги закончились и доснимать будем в феврале, когда появятся средства… Я убедил продюсеров, что надо продолжать, мы сняли еще 10 дней и нас опять закрыли. Так продолжалось несколько раз.
Мне удалось каким-то чудом доснять этот фильм до конца, смонтировать его. Сейчас он лежит на полке. Он не готов: там в каждом кадре должна быть компьютерная графика, нет озвучания, я бы поработал еще над монтажом… Но в конце производства «В гостях у Сказки» АМЕДИА попала совсем в жесткие условия безденежья. А под конец лета случился мировой кризис. И все мои надежды на то, что фильм будет доделан с моим участием, рухнули.
Я так понимаю, что А.Акопов недоволен картиной, потому что он предполагал увидеть семейное кино. Но по сценарию сразу было видно, что это кино, конечно, авторское.
Корреспондент: Есть вероятность, что фильм закончат без Вашего участия?
Г.Константинопольский:
Может, они и попытаются закончить фильм без меня, но согласно контракту, который я заключил, это будет сделать сложно. В любом случае, я попытаюсь договориться, а если это будет невозможно, я буду всячески препятствовать выходу фильма без моего участия.
Корреспондент: На фильм «В гостях у сказки» Вы специально пригласили известнейшого польского актера Даниэля Ольбрыхсского. Сравнивая его с молодыми артистами, Вы можете сказать, чем актеры старой школы отличаются от современных артистов?
Г.Константинопольский:
Суета. Все молодые боятся что-то не успеть. Поэтому берутся за двадцать пять проектов одновременно, и отдача получается соответственная. А актерам старой школы уже торопиться некуда, они многое сделали и поэтому работают вдумчиво и спокойно. Работать с Даниэлем Ольбрыхским было одно удовольствие. Чем больше личность, тем меньше с человеком проблем. С Даниэлем не было никаких проблем вообще: толковый, трудолюбивый, терпеливый человек. У него сто семьдесят пять картин, - о чем мы говорим?
Бывает, вызываешь актера к одиннадцати часам утра, а в кадр он входит в семь часов вечера. Я понимаю, что это неправильно, но таковы условия российского кинопроизводства. Но Даниэль спокойно сидит и ждет, это его работа, ему за нее платят. В работе над ролью он сам многое предлагает и, тем не менее, внимательно слушает, что ты говоришь. Работать с ним было интересно, и результатом я крайне доволен. Получился легкий, фееричный, озорной и опасный персонаж.
Корреспондент: Что Вы делали после окончательного закрытия «…Сказки»?
Г.Константинопольский:
У меня было много переговоров, суеты, но ничего не запускалось. Отношения с продюсерами не особо складывались: Елена Яцура долго обещала проект, с Игорем Толстуновым тоже ничего не выходит, «Неваляшка», «В гостях у сказки»… Время шло, я снимал клипы. Но снимать клипы мне, честно говоря, надоело. Их интересно делать с точки зрения технологии: придумывать новые компьютерные эффекты, дизайнерские решения… Но я пишу сценарий для того, чтобы попытаться разобраться в собственной жизни. Клип – это не тот материал. Клипы должны снимать молодые люди, которые не задумываются глубоко о жизни, но у которых полно энергетики. Клип – некое развлечение, которое требует профессионального умения. Кино – это совсем другое; это раздумье, изобретательная игра.
Корреспондент: На «Кинотавре» состоялась премьера Вашего нового проекта «Кошечка». Скажите, как задумывался и создавался этот фильм?
Г.Константинопольский:
Возникновение идеи фильма «Кошечка» имеет долгую историю. И кажущаяся легкость ее возникновения – миф. Она началась несколько лет назад.
Сценарий «Кошечки» я написал за месяц, и сняли мы его за пять съемочных дней. То есть производство фильма занято три месяца: это феноменальные сроки. И что меня радует, фильм получился не пустой. Я вижу, что людям его интересно смотреть. И особо радует, что это заняло $80 000 и три месяца.
Со всеми артистами я дружил, кроме Виктора Сухорукова. Я позвонил Виктору Ивановичу, предложил почитать сценарий, ему очень понравилась новелла, он с удовольствием согласился ее сыграть.
Корреспондент: Можно сказать, что этот фильм дался легко?
Г.Константинопольский:
«Кошечка» не то, чтобы далась легко, нет. На самом деле я попал в больницу после съемок, поскольку так был напряжен. Но по большому счету работа была яркой, необычайно интересной.
Корреспондент: Какие у Вас впечатления создались от первого большого показа «Кошечки» на «Кинотавре»?
Г.Константинопольский:
Впечатления от показа в Сочи у меня двойственные. Скорее, положительные. Но нельзя обвинять людей в том, что они что-то не поняли. Безусловно, это фильм для взрослых, зрелых людей. Новеллу с ребенком зрители оценили достаточно поверхностно. Они не поняли, про что она. Восприняли, как некий прикол. Больше всех, я так понимаю, понравилась новелла Ефремова, но слишком яркий ход, что он играет балерину. История с Сухоруковым цапанула за счет самой драматичной ситуации плюс компьютерная графика, - те эффекты, которые мы сделали с его лицом, превратив внешность Виктора Ивановича в 11-месячного младенца. А вот новеллу «Кошечка», по-моему, люди немного не прочувствовали. Хотя смеялись во всех новеллах – ведь ирония и черный юмор заложены там везде.
Потом, на «Кинотавре» сложилась следующая ситуация: показ состоялся после церемонии, перед которой была красная дорожка, из-за демонтажа сцены его задержали на час, и он совпал с вечеринкой содружества «Наше кино», «Красная стрела»… Но всё-таки пришел почти полный зал, чему я был поражен. Хотя многие не смогли посмотреть фильм: мой друг Дуня Смирнова говорила, что ее просто увезли, Павел Лунгин вынужден был уйти после двух новелл, но, с другой стороны, Владимир Хотиненко не ушел. И я слышал, что он сейчас читает своим студентам лекции, разбирая «Кошечку». Этим я был просто поражен. После показа он подходил ко мне, говорил приятные слова…
Но первые две новеллы легче, чем последующие две. И на «Кинотавре» после церемонии, ожидания, к середине фильма народ слегка сломался. После окончания второй новеллы ползала встало, чтобы уйти. У меня тогда сердце провалилось ниже пяток. Но тут сработал ход с Сухоруковым, когда они увидели его в коляске, с компьютерной графикой, благодаря которой он выглядит как годовалый младенец, то эти ползала село на место, и пошел шепот: «Сухоруков-Сухоруков….»
Корреспондент: Планируете ли Вы показы «Кошечки» на различных фестивалях, как обстоят дела с прокатными планами?
Г.Константинопольский:
Сейчас нас пригласили на многие фестивали, в том числе в Выборг на «Окно в Европу». «Каро» предложило взять «Кошечку» в прокат, чему я несказанно рад. Наконец-то начнем отбивать наши 80 тысяч затрат.
Корреспондент: Как Вы относитесь к фестивалям?
Г.Константинопольский:
К фестивалям я отношусь спокойно. С одной стороны, это – тусовка, а с другой – работа, потому что в принципе надо ходить и смотреть фильмы. Сочетать эти две вещи сложно. Поэтому либо ты расслабляешься и тусуешься, либо ходишь и смотришь. Но каждый находит на фестивале что-то свое, более интересное для себя. На «Кинотавр» я приехал к закрытию, поэтому ни показов, ни тусовки, я, собственно говоря, не застал. Я должен был приехать к началу фестиваля, но тут уж получилось, как всегда: были проблемы с копией, со звуком, с компьютерной графикой; я был недоволен тем, как все это было сделано. Доделывалось-переделывалось, а всё это время, нервы…
Корреспондент: Вы же сами выступили продюсером картины «Кошечка»?
Г.Константинопольский:
Да, у меня был сопродюсер, мой приятель и друг Андрей Новиков, но я продюсировал проект и права принадлежат мне. Андрей – удивительный человек, мы с ним знакомы давно, уже лет семь. Мы всегда хотели вместе поработать. Андрей был первым, с кем я поделился идеей «Кошечки», даже до написания сценария. Он сказал, что он меня двумя руками поддерживает. Но главное было – найти идею. Действительно, здесь вся проблема в том, из чего сделать киноаттракцион. Мы сделали аттракцион из крупного плана хорошего артиста, такого как Михаил Ефремов, Александр Стриженов, Виктор Сухоруков, Евгений Стычкин…. Это несколько необычная задача, там есть на что смотреть. Потому что кино – это зрелище. Суть в том, из чего его сделать. Начиная новый фильм, ты должен отдавать себе отчет и понимать, из чего ты хочешь сделать зрелище.
Человек пять предложило мне финансирование на этот фильм, из тех знакомых и друзей, кому я давал читать сценарий. Но поскольку мы договорили с Андреем, я особо не дергался. Найти деньги на этот проект не составило никакого труда. И съемки были не тяжелые, проходили у меня дома, мне никуда не нужно было ехать. Мою квартиру, правда, разгромили, но ничего, мы навели порядок.
Корреспондент: Когда Вы пишете сценарии, откуда Вы черпаете идеи, чем вдохновляетесь, как ищете интересную тему и форму?
Г.Константинопольский:
Поскольку у меня немного постмодернистский взгляд и система координат, то мне проще взять какую-то чужую основу и найти в ней что-то свое. Мне, например, очень близок Григорий Горин, который делал из известных вещей абсолютно свои. В моем случае, конечно, для авторов сценария, которые мне отдают свой материал, возникает неблагодарная ситуация, потому что я просто предлагаю им переписать сценарий, увидев в нем что-то интересное для меня
Корреспондент: Насколько сценарий важен для фильма?
Г.Константинопольский:
Кто-то хорошо сказал: в фильме есть три самых важных вещи: сценарий, сценарий и сценарий.
Сценарий должен быть таков, чтобы при его кинопроизводстве вы можете потерять до 50 процентов привлекательности сценария, но при этом он должен остаться интересным. Сценарий придает фильму сил. И в каждом сценарии есть три правила: правила создаются, затем правила разрушаются, и в конце нет никаких правил.
Корреспондент: Над каким новым проектом Вы сейчас работаете?
Г.Константинопольский:
У меня масса проектов. И я надеюсь, что мы в ближайшем будущем запустим один из них, с тем же Андреем Новиковым, частично с теми же артистами.
Корреспондент: Каждый Ваш фильм – это новый опыт и новые впечатления для зрителей: лихие «Восемь с половиной долларов», авторская картина «В гостях у Сказки», смелая и новаторская «Кошечка»… Все фильмы разные по стилистике, жанру, настроению. Что будет дальше?
Г.Константинопольский:
Следующее кино будет совсем другое, непохожее на ту же «Кошечку». Зачем повторятся? Мне интересно всегда делать что-то новое. Хотя, говорят, что новое – это хорошо забытое старое. Но «Кошечка» не то, что не забыта, она, можно сказать, еще и не появилась. Я отдаю себе отчет, что это кино не для широкого зрителя, в том числе в силу того, что там много слов.
Корреспондент: Кино должно в основном восприниматься разумом или сердцем?
Г.Константинопольский:
Мне нравится, когда публика чувствует фильм. Кино апеллирует к сердцу. Во время просмотра его впитываешь как губка, а, выходя из зала, уже начинаешь анализировать: почему тебя зацепило или не зацепило. Но, то, что «Кошечка» завораживает – это факт. И я этим горжусь.
Вся сила впечатления от фильма в простоте и парадоксальности хода с аттракционом. Аттракцион фильма «Рассекая волны» сделан из того, что героиня напрямую общается с Богом. И это кино не просто религиозное, а фильм верующего человека.
Меня в своё время сильно потряс фильм «Американский психопат». Это гениальная идея, которая лежит на поверхности. Фильм про маньяка, - вроде ничего нового, но что-то в герое есть такое, что заставляет меня обращать на него особое внимание. И когда в финале выясняется, что он никого не убил, что это было в его воображении, то думаешь, что он обычный представитель, каких миллионы, но что же творится у него внутри – ужас и бездна!.. Он внутри не какой-то особенный, он самый обычный представитель класса. И тут понимаешь: они все такие!
Тогда я задумался, чтоб если бы Достоевский написал «Преступление и наказание» о Родионе Романовиче, который не убил старуху-процентщицу, но хотел ее убить, и мы думали о том, что он хочет ее убить, то это было бы еще грандиознее. Потому что желание убить и убийство – они с юридической точки зрения стоят далеко, но с нравственной – совсем рядом.
В любом случае, чтобы не растекаться мыслью по древу, скажу: кино – это всегда аттракцион (зрелище), и этот аттракцион можно сделать из чего угодно. И этим кино и прекрасно.
Напоследок хочу сказать спасибо всем тем, кто мне помог сделать и выпустить «Кошечку» и всем тем, кто обратил на нее внимание.
Корреспондент: Мы знаем, что несколько лет назад вы начинали проект «В гостях у сказки», но он так и не был закончен. Расскажите, как создавался этот фильм, и как сложилась его судьба?
Г.Константинопольский:
Судьба фильма была непростой. Драматург и критик Вика Никифорова написала сценарий, который меня попросил почитать продюсер Александр Георгиевич Литвинов. Сценарий мне не особо понравился, но мне пришла идея, как его можно переделать. На что мне Александр Георгиевич сказал: «но это будет уже совсем другой сценарий!», я ответил: «да, но зато он будет смешной». Они пошли на переделку сценария, хотя не верили, что я его напишу за месяц и потом думали, что я сделал его по какой-то своей заготовке. Я принес сценарий, он очень понравился, решили снимать. Мы провели подготовительный период на «Мосфильме», во время которого я работал с блестящим оператором Вадимом Ивановичем Юсовым, который в мои 42 года перевернул мои представления о профессии еще раз. А это всегда очень ценно с точки зрения обучения. Хотя, когда мы познакомились, сложилась странная ситуация. Вадиму Ивановичу сказали, что я – какой-то модный режиссер из рекламы, и при первой встрече я вдруг увидел в его глазах некую робость. Это было удивительно.
Но в работе мы быстро нашли общий язык. Вадим Иванович – волшебный человек. Такого отношения к кино я никогда не видел у своих сверстников-коллег. Это человек старой школы. И абсолютно непонятно: где там талант, а где – фантастическое трудолюбие, дотошность. Но зато ты выходишь на площадку подготовленный. Вадим Иванович – моя любовь и уважение. Потрясающий человек: в 80 лет обладать такой фантастической энергией! Плюс к этому – колоссальные знания. Я убедился: чем старше оператор, тем это лучше. Конечно, есть и молодые ребята – очень талантливые, безусловно, но опыт – это великая вещь. Главное, что он не стоит в рамках наработанных клише. Вадим Иванович абсолютно свободно разбирается во всей новейшей технике.
Но сложилось так, что за две недели до начала съемок Госкино отказало в финансировании и фильм закрыли. За три месяца, что стоял проект, я раздал сценарий разным людям. И одним из них был исполнительный продюсер АМЕДИА Константин Наумочкин. Он показал сценарий Александру Акопову и, очевидно, ему что-то в нем понравилось. АМЕДИА выкупила у Александра Литвинова сценарий плюс все плоды подготовительного периода. Но, так или иначе, запускаясь в АМЕДИА, всё пришлось начать с начала. Вадим Иванович не смог ждать и ушел на другую картину. Ведь у нас был перерыв, и в принципе никто не верил, что я найду деньги. Но я понимаю людей, и, в общем, без претензий к ним.
Корреспондент: Как проходила история работы над фильмом «В гостях у Сказки» и закончится ли она?
Г.Константинопольский:
Мы запустились в АМЕДИА, сняли 10 дней… и нас закрыли, объявив, что деньги закончились и доснимать будем в феврале, когда появятся средства… Я убедил продюсеров, что надо продолжать, мы сняли еще 10 дней и нас опять закрыли. Так продолжалось несколько раз.
Мне удалось каким-то чудом доснять этот фильм до конца, смонтировать его. Сейчас он лежит на полке. Он не готов: там в каждом кадре должна быть компьютерная графика, нет озвучания, я бы поработал еще над монтажом… Но в конце производства «В гостях у Сказки» АМЕДИА попала совсем в жесткие условия безденежья. А под конец лета случился мировой кризис. И все мои надежды на то, что фильм будет доделан с моим участием, рухнули.
Я так понимаю, что А.Акопов недоволен картиной, потому что он предполагал увидеть семейное кино. Но по сценарию сразу было видно, что это кино, конечно, авторское.
Корреспондент: Есть вероятность, что фильм закончат без Вашего участия?
Г.Константинопольский:
Может, они и попытаются закончить фильм без меня, но согласно контракту, который я заключил, это будет сделать сложно. В любом случае, я попытаюсь договориться, а если это будет невозможно, я буду всячески препятствовать выходу фильма без моего участия.
Корреспондент: На фильм «В гостях у сказки» Вы специально пригласили известнейшого польского актера Даниэля Ольбрыхсского. Сравнивая его с молодыми артистами, Вы можете сказать, чем актеры старой школы отличаются от современных артистов?
Г.Константинопольский:
Суета. Все молодые боятся что-то не успеть. Поэтому берутся за двадцать пять проектов одновременно, и отдача получается соответственная. А актерам старой школы уже торопиться некуда, они многое сделали и поэтому работают вдумчиво и спокойно. Работать с Даниэлем Ольбрыхским было одно удовольствие. Чем больше личность, тем меньше с человеком проблем. С Даниэлем не было никаких проблем вообще: толковый, трудолюбивый, терпеливый человек. У него сто семьдесят пять картин, - о чем мы говорим?
Бывает, вызываешь актера к одиннадцати часам утра, а в кадр он входит в семь часов вечера. Я понимаю, что это неправильно, но таковы условия российского кинопроизводства. Но Даниэль спокойно сидит и ждет, это его работа, ему за нее платят. В работе над ролью он сам многое предлагает и, тем не менее, внимательно слушает, что ты говоришь. Работать с ним было интересно, и результатом я крайне доволен. Получился легкий, фееричный, озорной и опасный персонаж.
Корреспондент: Что Вы делали после окончательного закрытия «…Сказки»?
Г.Константинопольский:
У меня было много переговоров, суеты, но ничего не запускалось. Отношения с продюсерами не особо складывались: Елена Яцура долго обещала проект, с Игорем Толстуновым тоже ничего не выходит, «Неваляшка», «В гостях у сказки»… Время шло, я снимал клипы. Но снимать клипы мне, честно говоря, надоело. Их интересно делать с точки зрения технологии: придумывать новые компьютерные эффекты, дизайнерские решения… Но я пишу сценарий для того, чтобы попытаться разобраться в собственной жизни. Клип – это не тот материал. Клипы должны снимать молодые люди, которые не задумываются глубоко о жизни, но у которых полно энергетики. Клип – некое развлечение, которое требует профессионального умения. Кино – это совсем другое; это раздумье, изобретательная игра.
Корреспондент: На «Кинотавре» состоялась премьера Вашего нового проекта «Кошечка». Скажите, как задумывался и создавался этот фильм?
Г.Константинопольский:
Возникновение идеи фильма «Кошечка» имеет долгую историю. И кажущаяся легкость ее возникновения – миф. Она началась несколько лет назад.
Сценарий «Кошечки» я написал за месяц, и сняли мы его за пять съемочных дней. То есть производство фильма занято три месяца: это феноменальные сроки. И что меня радует, фильм получился не пустой. Я вижу, что людям его интересно смотреть. И особо радует, что это заняло $80 000 и три месяца.
Со всеми артистами я дружил, кроме Виктора Сухорукова. Я позвонил Виктору Ивановичу, предложил почитать сценарий, ему очень понравилась новелла, он с удовольствием согласился ее сыграть.
Корреспондент: Можно сказать, что этот фильм дался легко?
Г.Константинопольский:
«Кошечка» не то, чтобы далась легко, нет. На самом деле я попал в больницу после съемок, поскольку так был напряжен. Но по большому счету работа была яркой, необычайно интересной.
Корреспондент: Какие у Вас впечатления создались от первого большого показа «Кошечки» на «Кинотавре»?
Г.Константинопольский:
Впечатления от показа в Сочи у меня двойственные. Скорее, положительные. Но нельзя обвинять людей в том, что они что-то не поняли. Безусловно, это фильм для взрослых, зрелых людей. Новеллу с ребенком зрители оценили достаточно поверхностно. Они не поняли, про что она. Восприняли, как некий прикол. Больше всех, я так понимаю, понравилась новелла Ефремова, но слишком яркий ход, что он играет балерину. История с Сухоруковым цапанула за счет самой драматичной ситуации плюс компьютерная графика, - те эффекты, которые мы сделали с его лицом, превратив внешность Виктора Ивановича в 11-месячного младенца. А вот новеллу «Кошечка», по-моему, люди немного не прочувствовали. Хотя смеялись во всех новеллах – ведь ирония и черный юмор заложены там везде.
Потом, на «Кинотавре» сложилась следующая ситуация: показ состоялся после церемонии, перед которой была красная дорожка, из-за демонтажа сцены его задержали на час, и он совпал с вечеринкой содружества «Наше кино», «Красная стрела»… Но всё-таки пришел почти полный зал, чему я был поражен. Хотя многие не смогли посмотреть фильм: мой друг Дуня Смирнова говорила, что ее просто увезли, Павел Лунгин вынужден был уйти после двух новелл, но, с другой стороны, Владимир Хотиненко не ушел. И я слышал, что он сейчас читает своим студентам лекции, разбирая «Кошечку». Этим я был просто поражен. После показа он подходил ко мне, говорил приятные слова…
Но первые две новеллы легче, чем последующие две. И на «Кинотавре» после церемонии, ожидания, к середине фильма народ слегка сломался. После окончания второй новеллы ползала встало, чтобы уйти. У меня тогда сердце провалилось ниже пяток. Но тут сработал ход с Сухоруковым, когда они увидели его в коляске, с компьютерной графикой, благодаря которой он выглядит как годовалый младенец, то эти ползала село на место, и пошел шепот: «Сухоруков-Сухоруков….»
Корреспондент: Планируете ли Вы показы «Кошечки» на различных фестивалях, как обстоят дела с прокатными планами?
Г.Константинопольский:
Сейчас нас пригласили на многие фестивали, в том числе в Выборг на «Окно в Европу». «Каро» предложило взять «Кошечку» в прокат, чему я несказанно рад. Наконец-то начнем отбивать наши 80 тысяч затрат.
Корреспондент: Как Вы относитесь к фестивалям?
Г.Константинопольский:
К фестивалям я отношусь спокойно. С одной стороны, это – тусовка, а с другой – работа, потому что в принципе надо ходить и смотреть фильмы. Сочетать эти две вещи сложно. Поэтому либо ты расслабляешься и тусуешься, либо ходишь и смотришь. Но каждый находит на фестивале что-то свое, более интересное для себя. На «Кинотавр» я приехал к закрытию, поэтому ни показов, ни тусовки, я, собственно говоря, не застал. Я должен был приехать к началу фестиваля, но тут уж получилось, как всегда: были проблемы с копией, со звуком, с компьютерной графикой; я был недоволен тем, как все это было сделано. Доделывалось-переделывалось, а всё это время, нервы…
Корреспондент: Вы же сами выступили продюсером картины «Кошечка»?
Г.Константинопольский:
Да, у меня был сопродюсер, мой приятель и друг Андрей Новиков, но я продюсировал проект и права принадлежат мне. Андрей – удивительный человек, мы с ним знакомы давно, уже лет семь. Мы всегда хотели вместе поработать. Андрей был первым, с кем я поделился идеей «Кошечки», даже до написания сценария. Он сказал, что он меня двумя руками поддерживает. Но главное было – найти идею. Действительно, здесь вся проблема в том, из чего сделать киноаттракцион. Мы сделали аттракцион из крупного плана хорошего артиста, такого как Михаил Ефремов, Александр Стриженов, Виктор Сухоруков, Евгений Стычкин…. Это несколько необычная задача, там есть на что смотреть. Потому что кино – это зрелище. Суть в том, из чего его сделать. Начиная новый фильм, ты должен отдавать себе отчет и понимать, из чего ты хочешь сделать зрелище.
Человек пять предложило мне финансирование на этот фильм, из тех знакомых и друзей, кому я давал читать сценарий. Но поскольку мы договорили с Андреем, я особо не дергался. Найти деньги на этот проект не составило никакого труда. И съемки были не тяжелые, проходили у меня дома, мне никуда не нужно было ехать. Мою квартиру, правда, разгромили, но ничего, мы навели порядок.
Корреспондент: Когда Вы пишете сценарии, откуда Вы черпаете идеи, чем вдохновляетесь, как ищете интересную тему и форму?
Г.Константинопольский:
Поскольку у меня немного постмодернистский взгляд и система координат, то мне проще взять какую-то чужую основу и найти в ней что-то свое. Мне, например, очень близок Григорий Горин, который делал из известных вещей абсолютно свои. В моем случае, конечно, для авторов сценария, которые мне отдают свой материал, возникает неблагодарная ситуация, потому что я просто предлагаю им переписать сценарий, увидев в нем что-то интересное для меня
Корреспондент: Насколько сценарий важен для фильма?
Г.Константинопольский:
Кто-то хорошо сказал: в фильме есть три самых важных вещи: сценарий, сценарий и сценарий.
Сценарий должен быть таков, чтобы при его кинопроизводстве вы можете потерять до 50 процентов привлекательности сценария, но при этом он должен остаться интересным. Сценарий придает фильму сил. И в каждом сценарии есть три правила: правила создаются, затем правила разрушаются, и в конце нет никаких правил.
Корреспондент: Над каким новым проектом Вы сейчас работаете?
Г.Константинопольский:
У меня масса проектов. И я надеюсь, что мы в ближайшем будущем запустим один из них, с тем же Андреем Новиковым, частично с теми же артистами.
Корреспондент: Каждый Ваш фильм – это новый опыт и новые впечатления для зрителей: лихие «Восемь с половиной долларов», авторская картина «В гостях у Сказки», смелая и новаторская «Кошечка»… Все фильмы разные по стилистике, жанру, настроению. Что будет дальше?
Г.Константинопольский:
Следующее кино будет совсем другое, непохожее на ту же «Кошечку». Зачем повторятся? Мне интересно всегда делать что-то новое. Хотя, говорят, что новое – это хорошо забытое старое. Но «Кошечка» не то, что не забыта, она, можно сказать, еще и не появилась. Я отдаю себе отчет, что это кино не для широкого зрителя, в том числе в силу того, что там много слов.
Корреспондент: Кино должно в основном восприниматься разумом или сердцем?
Г.Константинопольский:
Мне нравится, когда публика чувствует фильм. Кино апеллирует к сердцу. Во время просмотра его впитываешь как губка, а, выходя из зала, уже начинаешь анализировать: почему тебя зацепило или не зацепило. Но, то, что «Кошечка» завораживает – это факт. И я этим горжусь.
Вся сила впечатления от фильма в простоте и парадоксальности хода с аттракционом. Аттракцион фильма «Рассекая волны» сделан из того, что героиня напрямую общается с Богом. И это кино не просто религиозное, а фильм верующего человека.
Меня в своё время сильно потряс фильм «Американский психопат». Это гениальная идея, которая лежит на поверхности. Фильм про маньяка, - вроде ничего нового, но что-то в герое есть такое, что заставляет меня обращать на него особое внимание. И когда в финале выясняется, что он никого не убил, что это было в его воображении, то думаешь, что он обычный представитель, каких миллионы, но что же творится у него внутри – ужас и бездна!.. Он внутри не какой-то особенный, он самый обычный представитель класса. И тут понимаешь: они все такие!
Тогда я задумался, чтоб если бы Достоевский написал «Преступление и наказание» о Родионе Романовиче, который не убил старуху-процентщицу, но хотел ее убить, и мы думали о том, что он хочет ее убить, то это было бы еще грандиознее. Потому что желание убить и убийство – они с юридической точки зрения стоят далеко, но с нравственной – совсем рядом.
В любом случае, чтобы не растекаться мыслью по древу, скажу: кино – это всегда аттракцион (зрелище), и этот аттракцион можно сделать из чего угодно. И этим кино и прекрасно.
Напоследок хочу сказать спасибо всем тем, кто мне помог сделать и выпустить «Кошечку» и всем тем, кто обратил на нее внимание.
Другие статьи по теме Кинобизнес
21.11.2024
В 2025 государство увеличит поддержку кинопроизводства
21.11.2024
«Слово пацана» и «Склифосовский» стали самыми популярными сериалами у россиян
20.11.2024
Российской киноиндустрии ежегодно будут выделять дополнительные 2,6 млрд рублей
20.11.2024
2025 год станет ключевым для супергеройского кино
20.11.2024
Warner Bros. займется ремейками знаменитых корейских фильмов
Другие статьи по теме Открытый российский кинофестиваль Кинотавр
07.07.2022
Минкульт объявил конкурс на проведение кинофестиваля в Сочи
30.03.2022
Минкульт готовит фестиваль на замену Кинотавру
24.03.2022
Кинотавр отложен на неопределенный срок
22.02.2022
Кинотавр объявил даты проведения и сроки приема заявок
29.12.2021
Киноитоги 2021 года: мы ждем перемен! Но не таких…
Реклама