В ожидании «лучших времен»: Индекс ПрофиСинема поставлен на паузу
В марте голливудские мэйджоры друг за другом стали объявлять о приостановке проката своих фильмов в России в знак протеста против военной спецоперации на территории Украины. Общий бокс-офис в нашей стране стремительно падает. Кинопрокат и кинопоказ вновь оказались на грани катастрофы. В таких условиях публикация Индекса ПрофиСинема, основанного на экспертных оценках представителей отрасли, становится невозможной.
«Решение российских властей о начале военной операции на Украине вызвало очень жесткие санкции как со стороны западных государств, так и со стороны отдельных компаний. В результате экономическая реальность в России полностью изменилась. Текущая ситуация не позволяет использовать нормальные маркетинговые, экономические и социологические инструменты для объективной оценки ситуации. Мы вынуждены приостановить измерения Индекса ПрофиСинема на неопределенное время», - сказала Нина Ромодановская, главный редактор портала ПрофиСинема.
Оценивать февраль и давать прогноз на март и апрель многие эксперты Индекса ПрофиСинема не решались, так как в настоящее время «слишком высок уровень неопределенности по всем направлениям».
Неопределенность в индустрии началась с заявлений голливудских мейджоров о приостановке бизнеса в России. Первым был Disney, отозвавший свои релизы, включая «Я краснею» от Pixar, в начале марта, а уже 10 марта компания объявила о приостановке всего бизнеса в России, в том числе производства контента, лицензирования продукции, работы телеканала и другой деятельности.
Таким же образом поступила и Sony Pictures: с 1 марта компания отозвала кинотеатральный показ фильмов в нашей стране, в частности, картины «Морбиус», а 11 марта заявила о приостановке всей деятельности в России – отложила цифровые релизы проектов и заморозила сделки по дистрибьюции контента на телевидении.
Почти одновременно с Sony к бойкоту присоединилась WarnerMedia, отказавшаяся от выпуска самого ожидаемого блокбастера – «Бэтмен». В своем заявлении представители компании также отметили, что будут «следить за развитием ситуации» и надеятся «на быстрое и мирное разрешение этой трагедии». В середине марта и медиахолдинг Paramount Global объявил об остановке деятельности в России.
Отозвав на неопределенный срок все самые ожидаемые кинотеатральные релизы «Бэтмен», «Морбиус», «Я краснею», «Соник 2 в кино», «Операция «Фортуна» – голливудские мэйджоры оставили российский прокат в марте без «взрывного» контента, который мог бы заработать приличную кассу и даже (по предположениям некоторых респондентов) намного улучшить показатели прошлых лет за аналогичный период, бизнес кинотеатров вновь оказался под угрозой.
Несколько уикендов подряд бокс-офис падал: общая касса Топ-10 за 11 уикенд 2022 года составила 238,3 млн рублей / $2 млн, что вдвое меньше как результатов предыдущих (правда, длинных за счет двух праздничных дней) выходных (513 млн рублей / $4,4 млн), так и показателей аналогичного периода 2021 года (502 млн рублей / $7,7 млн). А 12 уикенд 2022 года стал и вовсе большим разочарованием, касса Топ-10 сократилась еще на 35 млн в сравнении с предыдущей неделей – 203 млн рублей / $1,95 млн.
И пока в первый месяц весны в прокате США и Канады «Бэтмен» с Робертом Паттинсоном победоносно шествовал по кинотеатрам (бокс-офис на третью неделю марта составил $300 млн), в России в отсутствие конкуренции весь март в лидерах держался приключенческий боевик «Анчартед: на картах не значится» от SPPR, стартовавший еще 10 февраля. Анимационная лента «Зверопой 2» от UPI, которая уже 13 недель не уходит с больших экранов (на последней неделе покинула Топ-10), и комедия «Лулу и Бриггс» от Парадиза, стартовавшая 23 февраля, также стабильно входили в Топ-10.
Директор по кинопрокату и дистрибуции компании Парадиз Наталья Павлова рассказала ПрофиСинема, что фильм «Лулу и Бриггс» прекрасно отработал в марте и в нынешней ситуации, когда нет конкуренции в виде голливудских блокбастеров, пока не снимается с проката, в условиях немногочисленных предложений контента комедия про морского пехотинца Бриггса и служебную собаку по кличке Лулу очень востребована аудиторией: «В нашем ближайшем релизном плане пока нет никаких изменений, мы следуем намеченному графику. В последний день марта собираемся выпустить боевик «Осада» с Брюсом Уиллисом, 7 апреля хоррор «Бабушка», затем (21 апреля) еще один фильм в жанре ужасов «Венецияфрения», а 28 апреля готовим крупный релиз – военную драму «Операция «Мясной фарш»». Только для анимационного фильма «Крутые яйца 2» пока не выбрали дату».
Отечественные ленты, такие как романтическая комедия «Хочу замуж» от ЦПШ и спортивная драма «Мистер Нокаут» от WDS, также оказываются в рейтинге лучших в российском прокате, но сборы у них достаточно скромные, и в итоге вряд ли даже вместе дотянут до отметки в полмиллиарда рублей.
Поддерживают кинотеатры немногочисленные, но добротные зарубежные проекты от независимых прокатных компаний, которые хоть как-то могут разнообразить релизную сетку.
«В марте мы выпустили в прокат картины как для детской, так и для взрослой аудитории, и все они отработали хорошо. В апреле делаем ставку на ленты для детской и семейной аудитории. Роспись у фильмов в отсутствие конкуренции теперь заметно больше. Для нас, независимых прокатчиков, ситуация не поменялась в худшую сторону, но в целом в кинопрокате дела обстоят очень плохо: кинотеатры буквально «выживают» с имеющимся репертуаром. Только отечественные фильмы не смогут удержать на плаву российский кинобизнес, нужно больше контента для привлечения зрителей в кино», – говорит руководитель проката Megogo Studios Вера Кутергина.
21 марта стало известно, что из-за отзыва голливудских фильмов в России планируют показывать блокбастеры Болливуда, фильмы из Южной Кореи и Латинской Америки. В ситуации, когда российским кинотеатрам не хватает контента, который был бы востребован у аудитории, на помощь приходит и повторный прокат. Так, компания Наше кино в начале марта сообщила, что весной собирается выпустить работы режиссера Алексея Балабанова – «Брат», «Брат 2», «Жмурки» – и другие картины из «Золотой коллекции» фильмов кинокомпании СТВ. В частности, Наше кино делает большую ставку на блокбастер «Салют-7» Клима Шипенко, который должен повторно выйти в прокат 7 апреля. А ЦПШ в свою очередь выпустил в прокат отечественные фильмы, ставшие несколько лет назад хитами в кинотеатрах – «Холоп», «Движение вверх» и другие.
«Хорошо, что нас поддержали фильмами повторного проката, такими как, например, «Движение вверх» и «Пальма», а то в марте пришлось «дорабатывать» картинами, которые собирали кассу в феврале – «Анчартед», «Смерть на Ниле», «Мистер Нокаут» и другими. Однако вопрос о количестве сеансов с дистрибьюторами сейчас встал очень остро, решение часто принимаются в одностороннем порядке. Хочется, чтобы прокатчики больше вступали с кинопоказчиками в диалог, так как нам необходимо работать сообща и вместе приспосабливаться к сегодняшней сложной ситуации, – отметил директор киноцентра Вавилон в Омске Борис Собко. – Большие ограничения пришлось ввести внутри предприятия – сейчас из восьми залов у нас открыто только шесть, в будние дни наш киноцентр прекратил работать с утра, сеансы начинаются с 12 часов. Также частично пришлось перераспределить обязанности в коллективе, следить за экономным использованием света и технических приборов. Не исключаю, что в будущем количество работающих залов придется сократить до трех. Нужно время, чтобы понять, чем нам можно «заменить Голливуд». Иллюзий никаких не питаю, пока будем работать с тем контентом, что есть».
Кинопоказчики отмечают, что сейчас пришлось уйти от долгосрочного планирования репертуара, а также решать другие возникающие проблемы – например, с поставкой запчастей и оборудования для кинотеатров, повышением себестоимости барной продукции и т.д.
При этом заполняемость кинотеатров резко снижается и, по мнению некоторых букеров, фильмы повторного проката по большому счету не сильно помогают кинопоказу и не привлекают широкую аудиторию в кино.
«Фильмы повторного проката нет смысла ставить в репертуар кинотеатров с двумя-тремя залами, тем более учитывая, что они сейчас работают не в полную силу – сокращается время работы (есть только дневные или вечерние сеансы, работают по определенным дням недели) или закрываются залы. Многие картины, которые выходили ранее, зрители уже успели посмотреть в пандемию дома онлайн. Поэтому делаю ставку в основном на новинки, которых немного. Весь март кассу приносил только «Анчартед». В конце месяца выходят анимационные «Финник» и «Золушка и тайна волшебного камня», только на них возлагаем большие надежды, ведь школьные каникулы уже начались», – говорит независимый букер региональных кинотеатров (в городах Сургут, Борисоглебск и др.) Юлия Денисова.
Компания Иноекино, которая возвращает на большие экраны России классику мирового кинематографа, в феврале-марте понесла большие потери в своем прокатном плане. Показ «Касабланки» завершился на второй неделе (10 марта), по причине отзыва лицензии правообладателем, а релиз легендарного фильма Тарантино «Криминальное чтиво», который должен был появиться в кинотеатрах в различных городах по всей России с 31 марта, поставлен на паузу на неопределенный срок. Кроме того, заморожены договоренности по другим зарубежным проектам.
Уже очевидно, что в обозримом будущем голливудские блокбастеры не вернутся в Россию, а права на прочую зарубежную кинопродукцию начнут постепенно истекать. Только отечественные ленты и немногочисленные азиатские релизы не смогут вытянуть прокат. В заявлении, выпущенном в начале марта, Ассоциация владельцев кинотеатров предупредила об угрозе, нависшей над отраслью кинопоказа в стране «в условиях введения масштабных и беспрецедентных санкций». По оценкам Ассоциации, кинотеатры теряют до 80% планируемой выручки.
Что касается крупных российских фильмов в пакетах голливудских мейджоров (SPPR, WDS и UPI), то их судьба также пока неясна. Некоторые картины уже перекочевали к другим дистрибьюторам. Например, «Финник» в конце марта выпускает ЦПШ. А вот с одной из двух российских картин, ранее бывших у SPPR, – «Ампира V» – у Вольги возникли проблемы с прокатным удостоверением. Другие отечественные проекты выходят только осенью или позднее, поэтому продюсеры пока не спешат объявлять даты и называть новых прокатчиков.
В середине марта глава департамента кинематографии и цифрового развития Светлана Максимченко отметила, что Правительство РФ и Минкультуры разрабатывают меры по обеспечению поддержки кинопроизводства и кинопроката. Если кинопроизводство поддержать финансово – задача реальная, то решить проблемы кинопроката вряд ли получится в краткий срок. Об этом говорил и член Ассоциации владельцев кинотеатров, глава российского представительства корпорации Сomscore Роман Исаев в ТАСС на круглом столе, посвященном работе отечественных кинотеатров в условиях санкций. Он также отметил, что в АВК создан антикризисный комитет по взаимопомощи, которую могут оказывать кинотеатры и прокатчики, так как кинотеатры сейчас оказались «на грани краха». Лишившись кассовых сборов от голливудских картин, киноплощадки «не в состоянии обеспечить свою жизнеспособность» и находятся под риском закрытия в течение нескольких месяцев, если не будет оказана прямая господдержка.
Мы продолжаем следить за развитием событий и ждем того момента, когда можно будет вернуться к Индексу предпринимательских настроений в киноиндустрии.