Индекс ПрофиСинема в октябре 2021: надежды почти не осталось
В октябре 2021 года кривая Индекса предпринимательских настроений в киноиндустрии снова поползла вниз. Оптимизм наших респондентов пошел на спад с неутешительными новостями о закрытии кинотеатров, ограничениях, введении QR-кодов, переносе релизов. Даже несмотря на успехи нескольких октябрьских блокбастеров, ситуация выглядит удручающей. И до конца года уже никто не ждет улучшений.
Значение индекса октября в дистрибьюции — 6,11 (прогноз на октябрь — 6,79)
Значение индекса октября в кинопоказе — 6,93 (прогноз на октябрь — 7,45)
Прогнозы на октябрь у кинопоказчиков и дистрибьюторов были очень оптимистичные из-за масштабных релизов и, соответственно, повышения посещаемости, но в итоге им пришлось оценить месяц ниже – очередная волна ограничений «накрыла» кинопрокат в конце октября, новые релизы и кассовые сборы затерялись где-то в этой пучине локдауна.
Несмотря на то, что конец октября оказался «смазанным», в течение всего месяца релизы отрабатывали по полной, если можно так сказать в нынешних условиях.
Хитом октября стал «Веном 2» от SPPR, он вышел в последний день сентября и уже на старте показал блестящий результат – заработав больше миллиарда в первый уикенд и почти полностью захватив бокс-офис (на его долю пришлось 83% от общей кассы десятки лидеров уикенда с 30 сентября по 3 октября). У фильма – второй стартовый результат за всю историю российского кинопроката. На конец месяца в копилке «Венома 2» оказалось более 2,2 млрд рублей.
Еще одним блокбастером месяца, на который делали ставки многие эксперты, стала долгожданная 25-я часть бондианы «Не время умирать» от UPI. Фильм показал хороший старт – в дебютный уикенд заработал 363 млн рублей, а к концу октября – 846,5 млн рублей, что почти соответствует сборам предыдущих фильмов про Джеймса Бонда.
Предшествующий фильм франшизы про агента 007 в 2015 году - «007: СПЕКТР» (WDSSPR) - на 2112 экранах заработал 861 млн рублей.
«007: Координаты Скайфолл» (2012) на 1254 экранах собрал более 800 млн рублей.
А «Квант милосердия» (2008) вышел на 750 экранах со сборами около 700 млн рублей.
В октябре отлично сработали и семейные анимационные фильмы: «Семейка Аддамс: Горящий тур» от UPI и «Неисправимый Рон» от WDS традиционно входили в пятерку лидеров по сборам каждую неделю. В итоге на конец месяца фильм про готическую семейку заработал 420,4 млн рублей (дата релиза – 14 октября), а картина про бракованного, но очень дружелюбного робота Рона (дата релиза – 21 октября) – 156,8 млн рублей. Поддержала этот дуэт и российская анимационная лента «Кощей. Начало» от Каропроката, релиз которой состоялся аккурат перед частичным локдауном и новыми ограничениями – 28 октября. До этого отечественная картина не забиралась на вершину рейтинга лидеров проката с мая текущего года. За неимением серьезной конкуренции сборы в 34,8 млн рублей стали решающими, чтобы оказаться на первой строчке.
Доработала в октябре и фантастическая драма «Дюна» Дени Вильнёва от UPI. Общая касса фильма за семь недель проката – 1,53 млрд рублей.
В отличие от сентября, в октябре российских релизов вышло не так много, да и те заработали мало. Отечественное кино в основном было представлено фестивальными хитами этого года – документальным «Нас других не будет» от Planeta Inform, игровыми фильмами «Герда» от кинокомпании Белые ночи, «Дунай» от All Media, «Учености плоды» от SPPR. А также в прокат вышли комедийное фэнтези «Дракулов» и хоррор «Ледяной демон» от ЦПШ, они вошли в Топ-10 по сборам на последних уикендах месяца.
Эксперты отмечают, что октябрь – едва ли не лучший месяц в этом году после января. Стоило только рынку начать выходить из «ковидного кризиса», как снова образовались препятствия в виде частичного закрытия кинотеатров, введения QR-кодов, а в связи с этим и переносов релизов, и снижения посещаемости. Если бы не ограничения, то, по словам наших респондентов, «наверняка можно было заработать больше».
Прогнозный индекс октября в дистрибьюции — 4,61
Прогнозный индекс октября в кинопоказе — 4,22
Прогнозы на ноябрь у кинопоказчиков и дистрибьюторов ожидаемо оказались беспрецедентно низкими. Основной удар пришелся именно на этот месяц, в начале которого кинотеатры в одних регионах закрыли, а в других киноплощадки работали только по QR-кодам. Дистрибьюторы спешно сдвигали релизы на более поздние даты, а кинопоказчики подсчитывали убытки…
Наши респонденты считают, что как бы ни сложился ноябрь, все равно «лучшие праздничные дни у кинорынка отобрали». Введение ограничения на посещение кинотеатров только по QR-кодам тоже существенно подпортило общую картину и послужило причиной крайне пессимистичных прогнозов. Эксперты отмечают, что из-за введенных ограничений сборы стремительно падают. Снижение посещаемости в отдельных регионах достигает 60%.
Из релизов самые большие надежды кинопоказчики связывают с картинами от WDS – новым фильмом киновселенной Marvel «Вечные», комедийной драмой «Французский вестник», исторической драмой «Последняя дуэль» и анимационным «Энканто», который выйдет в самом конце месяца. Фанаты писателя Виктора Пелевина определенно пойдут на экранизацию одной из его книг – «Ампир V».
И дистрибьюторы, и кинопоказчики теряются в догадках, что им ожидать от последних месяцев года, но единогласно говорят, что надежды на стабилизацию обстановки уже не остается.
Значение индекса октября в кинопроизводстве — 5,45
Значение индекса сентября в кинопроизводстве — 5,74
Общая депрессивная атмосфера в связи с закрытием, пусть и кратковременным (хотя кто знает!), кинотеатров и переводом их на QR-коды сказалась и на предпринимательских настроениях продюсеров, которые опять снизили оценки.
Конкурсы в Минкульте прошли. В октябре из 90 участников питчинга в список получателей субсидии в 2021 году вошло 22 проекта. Еще трем лентам выделят средства на завершение производства, также 14 картин попало в резерв.
Господдержка в этом году распределена. Результаты наших респондентов не радуют. Получившие начинают снимать. Оставшиеся без финансирования продолжают поиски денег.
Начала отчетливо просматриваться новая тенденция – государство взялось за регулирование деятельности стриминговых сервисов.
На заседании Общественного совета при Роскомнадзоре предложили запретить нецензурную лексику, а также ввести ограничения для онлайн-кинотеатров на показ контента, демонстрирующего «нетрадиционные сексуальные отношения и сексуальные девиации».
Как только интернет-кинотеатры стали играть заметную роль в медиабизнесе, они начали привлекать внимание госорганов. Это только начало.
Прогнозный индекс октября на 1-3 месяца в кинопроизводстве — 4,60
Прогнозный индекс сентября на 1-3 месяца в кинопроизводстве — 5,91
Сфера деятельности |
Индекс |
Сентябрь прогноз |
Индекс |
Октябрь прогноз |
---|---|---|---|---|
Кинопроизводство |
5,74 |
5,91 |
5,45 |
4,60 |
Дистрибьюция |
6,16 |
6,79 |
6,11 |
4,61 |
Кинопоказ |
6,83 |
7,45 |
6,93 |
4,22 |
Индекс ПрофиСинема (предпринимательских настроений в киноиндустрии) |
6,24 |
6,72 |
6,16 |
4,48 |
Индекс ПрофиСинема в октябре — 6,16
Индекс ПрофиСинема в сентябре — 6,24
Индекс ПрофиСинема (Индекс предпринимательских настроений в киноиндустрии), отражающий оценку во всех областях киноиндустрии, в октябре 2021 года имеет значение 6,16 («Удовлетворительно») по десятибалльной шкале. Эксперты по всем направлениям оценили месяц ниже, чем прогнозировали.
Прогнозный индекс октября на 1-3 месяца — 4,48
Прогнозный индекс сентября на 1-3 месяца — 6,72
Прогноз на ноябрь 2021 года у экспертов по всем направлениям очень низкий, особенно у кинопоказчиков.
История наблюдений
В октябре 2020 года Индекс ПрофиСинема, отражающий оценку во всех областях киноиндустрии, был значительно ниже текущего и имел значение 3,92.
Часть кинотеатров так и не открылась после летнего локдауна, а те, что работали, испытывали катастрофические проблемы с контентом и недобором зрителей, крупные релизы постоянно переносились, съемки были под угрозой срыва из-за выявляющихся случаев коронавируса в фильмогруппах.
Общие кассовые сборы за октябрь 2020 года были 1,3 млрд рублей, что составяло всего лишь 24% от сборов октября 2019 года (5,5 млрд рублей).
Только на последней неделе два новых фильма оживили прокат - приключенческое фэнтези Роберта Земекиса «Ведьмы» от Каро Премьер и комедия с Робертом Де Ниро «Дедушка нелегкого поведения» от Пионера.
В целом по отрасли ситуация выглядела беспросветной. Надежды на то, что пандемия закончится в ближайшие несколько месяцев не было, но самое главное, не было и надежды на достаточно быстрое восстановление спроса после ее окончания. Процесс миграции аудитории в онлайн начался задолго до появления коронавируса, пандемия лишь ускорила этот процесс.
Октябрьский Индекс предпринимательских настроений в киноиндустрии ПрофиСинема продолжил тренд первых девяти месяцев 2019 года, отмечавший депрессивные настроения в российской киноотрасли, и имел значение 6,79.
С посещаемостью и сборами у российских картин дела обстояли совсем плохо. По итогам десяти месяцев 2019 года можно было с уверенностью сказать, что отечественное кино не только не достигнет по аудитории и доле кассовых сборов результатов 2018 года, но и значительно просядет. Титанические усилия Минкульта по очистке дат, созданию препятствий в выдаче прокатных удостоверений и завышению возрастного рейтинга иностранным релизам не принесли ощутимых результатов в 2019 году.
Дистрибьюторы и кинопоказчики очень неоднозначно оценивали октябрь. С одной стороны, прошедший месяц стал одним из лучших за год по посещаемости и сборам, с другой, кинопоказчики отмечали, что даже такие локомотивы проката, как «Джокер» и «Малефисента», не давали 100% заполняемости залов. Продолжал сказываться фактор снижения покупательной способности населения.
В октябре 2018 года Индекс предпринимательских настроений в киноиндустрии ПрофиСинема соответствовал прогнозу и среднестатистическому показателю за последние семь лет, но был ниже текущего - 6,35.
В целом октябрь 2018 года более или менее оправдал ожидания экспертов кинопоказа и дистрибьюции. Сильный, относительно сентября, репертуар и, соответственно, бОльшие валовые кассовые сборы месяца повлияли на высокие оценки кинопоказчиков, хотя не обошлось и без разного рода неожиданностей.
«Веном» от WDSSPR превосходно работал на протяжении всего месяца, в течение трех уикендов был первым в ТОП-10 по кассовым сборам. Эксперты отмечали, что результаты супергеройского экшена оказались значительно выше прогнозов.
В месяц празднования Хэллоуина хорошо отработали тематические фильмы: хоррор «Хэллоуин» от UPI и детективный хоррор «Ничего хорошего в отеле "Эль Рояль"» (дистрибьютор Фокс).
Что касается российских релизов, то эксперты выделили высокие (учитывая сложность темы для аудитории) сборы драмы «Непрощенный». Все остальные отечественные проекты сработали хуже ожиданий.
Значение Индекса ПрофиСинема в октябре 2017 года было ниже текущего и составляло 6,88. Сезон российского кино открылся более или менее успешно. Результаты октября оправдали позитивные ожидания у прокатчиков и показчиков. И те, и другие улучшили оценки относительно прогнозов. Сильный репертуар октября позволил привлечь в кинотеатры дополнительную аудиторию, причем, во многом благодаря российским картинам. При этом в комментариях эксперты Индекса ПрофиСинема указывали на небольшой спад, который наметился в середине месяца, но был преодолен на последнем уикенде благодаря мощному старту фэнтези «Последний богатырь», результатам «Матильды» и превью «Фиксиков».
Среди октябрьских релизов иностранных картин эксперты отмечали хорошие результаты фантастического триллера «Геошторм» (дистрибьютор Каро), триллера Дени Вильнёва «Бегущий по лезвию 2049» от WDSSPR, хоррора «Пила 8» от ЦПШ.
Октябрь 2017 года был насыщен громкими релизами и в целом прошел удачно для российского кинопроката и показчиков. Но представители кинопоказа отмечали, что устали от переносов дат релизов. Это путает зрителя и тем самым вызывает недовольство, и, в конечном счете, приводит к финансовым потерям.
Значение Индекса ПрофиСинема в октябре 2016 года было ниже текущего и составляло 6,16 балла. Сезон российского кино в 2016 году начался не слишком удачно. Многие релизы не оправдали ожиданий, и только в конце месяца стали выходить кассовые хиты. И если со студийным кино было все более или менее нормально, то для независимых фильмов ситуация ухудшилась.
Единственным проектом месяца, не разочаровавшим никого, стала новая режиссерская работа Тима Бертона «Дом странных детей Мисс Перегрин» от Фокса.
Старты двух фильмов в самом конце октября: фантастического экшена «Доктор Стрэндж» и анимационной комедии «Тролли» от Фокса, позволили нашим респондентам с оптимизмом посмотреть на валовые сборы ноября.
Все ждали, что с октября начнется сезон российского кино.
В конце сентября на экраны вышла историческая костюмная драма «Дуэлянт» от компании Нон-Стоп Продакшн и WDSSPR. Кинопоказчики очень надеялись, что фильм Алексея Мизгирева станет событием сентября и приведет зрителя в кинотеатры в октябре. Но, к сожалению, проект не собрал и трети прогнозируемых сборов.
Самым ожидаемым отечественным блокбастером месяца стал «Ледокол» Николая Хомерики от компании Профит и Нашего кино. Кинопоказчики отмечали, что он сработал на уровне прогноза.
Остальные российские фильмы широкого и среднего проката совершенно не оправдали ожиданий дистрибьюторов и кинопоказчиков.
Такой спад в октябре 2016 года очень сильно тревожил наших респондентов, ведь с октября обычно начинается подъем.
Значение Индекса ПрофиСинема в октябре 2015 года было ниже текущего и составляло 6,38 балла. Октябрь вывел кинотеатральный бизнес в рентабельную зону.
Несколько релизов, по мнению представителей кинопоказа, вытянули месяц.
В первую очередь это научно-фантастический триллер Ридли Скотта «Марсианин» от Фокса, вышедший широчайшим прокатом (2246 копий). Стоит отметить, что «Марсианину» удалось преодолеть заветную планку в миллиард рублей за три недели проката.
Вторым проектом месяца наши респонденты назвали анимационный сиквел «Монстры на каникулах 2» режиссера Геннди Тартаковского.
Что касается отечественных релизов, то из четырех широко расписанных в октябре только комедия «Без границ» от WDSSPR была отмечена кинопоказчиками как оправдавшая ожидания.
Октябрь 2015 года переломил негативную тенденцию августа-сентября и подал нашим экспертам надежду на улучшение ситуации, хотя кризис никто не отменял и люди меньше стали ходить в кино.
Значение Индекса ПрофиСинема в октябре 2014 года было ниже текущего и составляло 6,2. В дистрибьюции и кинопоказе наметилась тенденция к росту Индекса до середины зимы, а у продюсеров, наоборот, предпринимательские ожидания не были высоки. Как и говорили эксперты, несмотря на разнообразный и достаточно интересный репертуар октября – ужастики, фэнтези, комедии, анимация, драмы – не каждый уикенд выходили сильные релизы.
В первую очередь, высокие ожидания наших респондентов в октябре 2014 года были связаны с фэнтези «Дракула» от UPI. Ожидания оправдались.
Вторым голливудским блокбастером октября, как и предполагали эксперты, стал анимационный фильм «Город героев» от WDSSPR, который, хоть и уступил на старте «Горько! 2» пальму первенства, надолго задержался в ТОП-10 российского бокс-офиса и стал одним из долгоиграющих семейных анимационных проектов от WDSSPR.
Что касается российских релизов, то безусловным лидером октября стала ожидаемая как профессионалами, так и зрителями комедия «Горько! 2» от Базелевса – сиквел феноменального блокбастера от Жоры Крыжовникова с тем же актерским составом.
Из громких российских релизов октября стоит отметить новый фильм Никиты Михалкова «Солнечный удар» от DreamTeam, результаты которого оказались не то, чтобы разочаровывающими (никто и не ждал, что фильм станет блокбастером), но совершенно не соизмеримыми с бюджетом.
Октябрь 2014 года не преподнес сюрпризов ни плохих, ни хороших. Прошел достаточно ровно, и уж точно был лучше сентября. Но по факту сезон блокбастеров не открыл.
Оценки и прогнозы продюсеров в течение последних месяцев, «замершие» на одной отметке, поползли вниз. Эта тенденция демонстрировала, что продюсеры не видели поводов для оптимизма и уже начали ощущать последствия снижения курса рубля. Кроме того, были опасения, что режим экономии бюджетных средств в тех политических условиях в первую очередь коснется расходов на культуру и кинематограф.
Значение Индекса ПрофиСинема в октябре 2013 года было выше текущего – 7,35. В целом октябрь 2013 можно было охарактеризовать как очень успешный месяц. Несмотря на то, что основную кассу, как и предполагали наши эксперты, сделали три релиза.
В октябре 2013 года высокие оценки прокатчиков и показчиков в первую очередь были связаны с российским кино. Впервые не «новогодняя битва» стала причиной обсуждений отечественных картин, которые собрали рекордный бокс-офис.
Конечно, главным событием месяца стал выход в прокат 10 октября военной драмы Федора Бондарчука «Сталинград». Почти все эксперты в своих комментариях отмечали, что сборы «Сталинграда» оказались выше их прогнозов.
Самым ожидаемым дистрибьюторами и кинопоказчиками в октябре голливудским блокбастером была «Гравитация» Альфонсо Куарона от Каро.
Третьим рекордсменом октября 2013 года стала тоже российская картина - комедия «Горько!» от Базелевса.
Можно сказать, что октябрь 2013 года порадовал наших экспертов и открыл сезон российских блокбастеров раньше, чем обычно.
Значение Индекса ПрофиСинема октября 2012 года было ниже текущего и составляло 6,3 балла. В целом месяц оправдал ожидания, показал нормальные стабильные сборы без сюрпризов. Хотя первые две недели были слабые. Особенно порадовала кинопоказчиков последняя неделя.
Наибольшие ожидания экспертов в области кинопроката и кинопоказа были связаны с франшизой шпионского боевика «007: Координаты Скайфолл» от WDSSPR. Прокатом первых недель довольны и кинопоказчики, и дистрибьютор.
Из российских проектов самым ожидаемым и единственным отечественным блокбастером октября стал «Духless» от Арт Пикчерс и UPI. Ожидания от российского проката у продюсеров были большие, и они начали сбываться практически сразу. В кинотеатры пришло почти 2 миллиона зрителей. Некоторые эксперты признались, что не ожидали такого успеха российского фильма в прокате.
Следите за Индексом ПрофиСинема (предпринимательских настроений в киноиндустрии) и всегда будете в курсе ситуации. Это поможет вам вовремя ориентироваться и принимать верные взвешенные решения в непростой экономической обстановке нашего времени.
Наши эксперты:
Игорь Толстунов (Профит), Юрий Грымов (Студия ЮГ), Роман Борисевич (Коктебель), Владимир Алеников (РЦСДФ), Анна Качко (Тандем продакшен), Станислав Ершов (Фонд Кино и театр), Александр Котелевский (Инвада), Арсен Готлиб (Метрономфильм), Федор Попов (Стелла), Наталья Мокрицкая (Новые люди), Екатерина Филиппова (Пан-Атлантик), Александр Литвинов (продюсерская компания Александра Литвинова), Юлия Мишкинене (Vita Activa), Дмитрий Воробьев (29 февраля), Рубен Дишдишян (Марс Медиа), Гевонд Андреасян (Большое кино), Лиза Антонова (Пассажир), Елена Гликман (Телесто), Евгений Гиндилис (Твинди), Александр Герасимов (Мастер Фильм), Рафаел Минасбекян (независимый эксперт), Екатерина Михайлова (Vega Film), Илья Стюарт (Hype Film), Альберт Рябышев (FILM Collection), Борис Машковцев (Союзмультфильм).
Дарья Бирюлина (Ракета Релизинг), Сергей Сорочкин (СБ фильм), Алексей Рязанцев (КАРО), Инна Слаповская (DCP24), Андрей Иванов (Панорама кино), Светлана Данилова (Megogo Studios), Вера Кутергина (Megogo Studios), Сергей Некрасов (Вольга), Армен Дишдишян (ЦПШ), Павел Верещагин (ЦПШ), Павел Потапов (UPI), Анастасия Старченкова (Экспонента фильм), Валерий Мелешков (Престиж кино), Надежда Мотина (Capella Film), Павел Смирнов (MVK), Дарья Рязанцева (RWV), Ильяс Эдильбаев (Пионер), Анатолий Сергеев (Кинологистика), Елена Аркашова (Кинологистика), Ольга Корниенкова (Planeta Inform), Ольга Потапова (Fox/Disney), Елена Бродская (WDS), Вера Фетищева (Capella Film), Антон Сиренко (SPPR), Наталья Павлова (Парадиз).
Елена Полянская (Олимп, Буденновск), Диана Блохина (Аннико Филмс), Юлия Cолдатова (сеть кинотеатров Киноплекс), Владимир Жуков (Волгоградская кинокомпания дистрибьюции и менеджмента, Волгоград), Нинель Усова (Победа, Новосибирск), Борис Собко (Вавилон, Омск), Денис Джинджолиа (кинотеатр Москва), Ольга Фитенко (Победа, Москва), Петр Чиряев (Якутская Республиканская Киносеть), Ирина Прокофьева (Синема Стар), Елена Хажинская (Оптима кино), Светлана Ястребова (кинотеатр Россия, Нижний Новгород), Владимир Федоров (сеть кинотеатров Киноформат), Татьяна Тарасенкова (Пирамида, П-Камчатский), Игорь Иванов (Киноцентр Домжур, Москва), Дарья Леонова (сеть кинотеатров Матрица), Ольга Зинякова (сеть кинотеатров Каро), Юлия Денисова (Спартак, Воронеж), Анна Титова (Море Синема), Майя Манерова (сеть кинотеатров Каро), Ирина Белова (Енисей кино), Ирина Макарова (Прага Синема, Димитровград), Сергей Орлов (Иллюзион), Анастасия Герасимова (сеть кинотеатров АСКИНО), Андрей Яковлев (КиноГигант, Хабаровск), Галина Астафьева (Романов Синема), Виктор Рудман (Мираж Синема), Дмитрий Лавров, (кинотеатр Горизонт, Ростов-на-Дону), Саид Кирибханов (кинотеатр Москва, г. Каспийск, Дагестан), Елена Рятина (Киносервис, Великий Новгород), Геннадий Ходос (кинотеатр Поклонка Музея Победы).