Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
7 июня 2021 13:52

Индекс ПрофиСинема в мае 2021: лето близится, а блокбастеров все нет

Индекс ПрофиСинема в мае 2021: лето близится, а блокбастеров все нет

В мае 2021 года Индекс предпринимательских настроений в киноиндустрии остается на уровне последних трех месяцев. «Ковидный» кризис привел к стагнации отрасли. В этом году сезон блокбастеров не открылся как обычно в конце весны и, судя по всему, в ближайшие пару месяцев не начнется. Продюсеры стали более оптимистичными, чем кинопоказчики и дистрибьюторы, но в перспективе ожидают ухудшения ситуации.

Значение индекса мая в дистрибьюции — 6,29 (прогноз на май — 6,81)
Значение индекса мая в кинопоказе — 5,96 (прогноз на май — 6,96)

Индекс ПрофиСинема (дистрибьюция) май 2021

В мае и дистрибьюторы, и кинопоказчики в один голос говорят о разочаровании результатами месяца.

Хотя самый ожидаемый фильм мая «Форсаж 9» собирает относительно неплохую кассу (сборы в России и СНГ на конец мая составили 1,03 млрд рублей, 3,5 млн зрителей), но уже очевидно, что ему не удастся достичь результатов предыдущих частей ни по валовым сборам, ни по зрителям (бокс-офис «Форсаж 8» в 2017 году превысил 1,44 млрд рублей, количество зрителей – 5,3 млн; «Форсаж 7» в 2015 году – более 1,7 млрд рублей и более 6,2 млн зрителей).

Не оправдались надежды экспертов на вторую часть анимационной франшизы от SPPR «Кролик Питер 2». Проект, ориентированный на семейную аудиторию, вышел 13 мая и собрал на конец месяца 253 млн рублей, что ровно в два раза ниже сборов первой части. Напомним, что бокс-офис «Кролика Питера» 507 млн рублей.

Примерно такая же безрадостная картина и у российских проектов. Наш прогноз результатов проката военной драмы «Девятаев» от SPPR оказался точным. Глянцевитое кино о войне режиссера Тимура Бекмамбетова собрало 315 млн рублей (мы предсказывали 300 млн). Бокс-офис комедии от ЦПШ «Прабабушка лёгкого поведения. Начало» - 309 млн рублей, в полтора раза меньше, чем у предыдущей части франшизы — «Бабушка лёгкого поведения 2. Престарелые мстители» (456 млн рублей).
Результаты релизов, выходивших в мае в средний и ограниченный прокат, оказались также хуже или значительно хуже ожиданий. Крайне низкие сборы разочаровали как дистрибьюторов, так и показчиков.

В материале по апрельскому индексу ПрофиСинема мы предупреждали, что оптимистичное настроение в ожидании высоких сборов может смениться пессимизмом. Репертуар мая оказался недостаточно хорош для привлечения аудитории в зрительные залы. И без того низкую покупательную способность населения сократил скачок инфляции, ударивший по реальным доходам населения, которое все более экономно в своих расходах. Установившаяся в большинстве регионов России теплая солнечная погода усилила эту тенденцию и склонила зрителей предпочесть условные «шашлыки» походу в кино.

Прогнозный индекс мая в дистрибьюции — 6,38
Прогнозный индекс мая в кинопоказе — 6,61

Индекс ПрофиСинема (кинопоказ) май 2021

Вот уже полгода наши респонденты в прогнозах чуть оптимистичнее, чем в оценках. Но в этот раз дистрибьюторы не стали повышать прогноз и оставили его практически на уровне мая. Респонденты считают, что репертуар июня еще слабее, поэтому на существенные улучшения уже не рассчитывают. Кинопоказчики немного повысили прогнозы. С воодушевлением ожидают выхода двух крупных студийных проектов и надеются на повышенный интерес к ним семейной аудитории.

Эксперты отмечают, что, помимо нехватки блокбастеров, в июне нет хорошего авторского, артхаусного кино. Сетка заполнена средними фильмами категории В и С, что, конечно, не сулит больших валовых сборов.

Потенциальные блокбастеры июня, на которые ставят кинопоказчики, - это в первую очередь криминальная комедия «Круэлла» от WDS о самой легендарной и модной злодейке Disney – Круэлле де Виль, которую играет Эмма Стоун.
А второй - пиксаровский анимационный «Лука», также от WDS. Поскольку каникулы будут в разгаре, а в окружении нет конкурентов по качеству и объему росписи, то сборы ожидаются высокими.

Кроме того, эксперты связывают определенные надежды на большие кассовые сборы с выходящим в широкий прокат хоррор-триллером «Тихое место 2» от ЦПШ. Первая часть в апреле 2018 года собрала 337 млн рублей и приобрела поклонников. Дистрибьютор не скупится на ТВ рекламу. Все это позволяет надеяться на высокие результаты и второй части.
Также обнадеживает еще один сиквел - комедийный экшен «Телохранитель жены киллера» от Megogo Distribution, первая часть которого в июле 2017 года заработала 268 млн рублей.

Лето никогда особенно не было временем отечественного кино, а в этом году особенно. Уже в мае были уикенды, когда российские релизы не попадали в десятку лидеров. Июнь продолжит эту тенденцию. Из 14 релизов подавляющее большинство выходит ограниченным или микропрокатом, среди них мультсборники, документальные или повторно выпускаемые фильмы. Два релиза широкого проката, имеющие кассовый потенциал, стартуют только в конце месяца. Кинопоказчики говорят, в такой ситуации крайне сложно выполнять обязательства перед Фондом кино по показу 50% национальных фильмов.

Приключенческая комедия «Бендер. Начало» от ЦПШ, история-приквел к хорошо всем известным приключениям Остапа Бендера. Респонденты отмечают, что картина – пока темная лошадка, и зайдет ли она зрителям неизвестно.
Комедия «Проклятый чиновник» от Каропроката и Кинокомпании братьев Андреасян – более понятный контент, при надлежащей маркетинговой и рекламной кампании проект должен собрать свою кассу.

Лето начинается тяжело, поводов для оптимизма нет. Эксперты опасаются, если в ближайшие месяцы не сделать задел, то до новогодней битвы можно и не дожить. В отсутствие сильных релизов зрители предпочтут другие виды досуга, тем более что теплая погода этому способствует.

Значение индекса мая в кинопроизводстве — 5,59
Значение индекса апреля в кинопроизводстве — 5,48 

Индекс ПрофиСинема (кинопроизводство) май 2021

Продюсеры продолжают повышать оценки. Эксперты отмечают невероятный всплеск производственной активности, огромное количество запусков. Причем наблюдается существенный крен в сторону сериального производства для онлайн-платформ, которые, находясь на инвестиционном этапе, перегревают рынок. Полному метру с минкультовскими бюджетами практически нет шансов с ними конкурировать. Актеры, режиссеры, художники, творческие и технические составы, естественно, делают выбор в пользу больших гонораров. Более опытные продюсеры оперативно сориентировались и начали снимать для интернет-кинотеатров.
Продажи контента на российские стриминги в настоящее время тоже не могут не радовать.
Но наиболее прозорливые уже сейчас говорят, что эта «вакханалия» скоро закончится и «пузырь» лопнет. Как грустно пошутил один из наших экспертов: «Иголка уже прибыла на российский рынок. Она называется Netflix».

Прогнозный индекс мая на 1-3 месяца в кинопроизводстве — 6,05
Прогнозный индекс апреля на 1-3 месяца в кинопроизводстве — 5,43

Сфера деятельности

Индекс
апреля

Апрель прогноз
на 1-3 месяца

Индекс
мая

Май прогноз
на 1-3 месяца

Кинопроизводство

5,48

5,43

5,59

6,05

Дистрибьюция

6,24

6,81

6,29

6,38

Кинопоказ

6,08

6,96

5,96

6,61

Индекс ПрофиСинема (предпринимательских настроений в киноиндустрии)

5,93

6,40

5,94

6,37

Индекс ПрофиСинема в мае — 5,94
Индекс ПрофиСинема в апреле — 5,93

Индекс ПрофиСинема (Индекс предпринимательских настроений в киноиндустрии), отражающий оценку во всех областях киноиндустрии, в мае 2021 года имеет значение 5,94 («Удовлетворительно») по десятибалльной шкале так же, как в феврале, марте и апреле. Кинопоказчики и дистрибьюторы оценили месяц ниже, чем прогнозировали, а продюсеры – выше.

Прогнозный индекс мая на 1-3 месяца — 6,37
Прогнозный индекс апреля на 1-3 месяца — 6,40

Индекс ПрофиСинема май 2021

Прогноз на июнь 2021 года у экспертов по всем направлениям выше текущего значения.

История наблюдений   

Начиная с апреля 2020 года, поскольку кинотеатры закрылись, опросы по Индексу ПрофиСинема были приостановлены до сентября.

В мае 2019 года значение Индекса предпринимательских настроений в киноиндустрии ПрофиСинема было почти на балл выше текущего и составляло 6,75. Эксперты ожидали большего от начала сезона блокбастеров.
Основная ставка мая делалась на экшен «Мстители: Финал». И результаты проката соответствовали ожиданиям экспертов. Однако сбылись и опасения кинопоказчиков, предупреждавших о недостатке репертуарного разнообразия в первой половине мая, что привело к определенному спаду посещаемости и кассовых сборов во второй декаде мая.
Улучшили показатели мая ожидаемые экспертами релизы конца месяца: фэнтези Гая Ричи «Аладдин» от WDSSPR и анимационный фильм «Тайная жизнь домашних животных 2» от  UPI.
Восемь российских релизов, в большинстве своем тематические военные картины, особого вклада в кассовые сборы не внесли. Даже акция Минкульта, отменившая показ «Мстителей» 9 мая, не смогла что-то радикально изменить.
Май прошел значительно лучше апреля и принес хороший задел на июнь, но, тем не менее, респонденты ждали от него большего.

Значение Индекса ПрофиСинема в мае 2018 года было выше текущего и составляло 6,54. Результаты мая 2018 года были чуть ниже ожиданий, но в целом неплохие. По оценкам кинопоказчиков, в полной мере оправдали надежды только супергеройские «Мстители: Война бесконечности» от WDSSPR. Результаты фантастического боевика «Дэдпул 2» от Фокса оказались несколько ниже прогнозов. Значительно хуже, чем предполагали эксперты, стартовал и «Хан Соло: Звёздные войны. Истории» от WDSSPR. В российском прокате ему даже не удалось захватить первое место на стартовом уикенде.
Главный игровой российский релиз мая – военная драма «Собибор», режиссерский дебют Константина Хабенского, от Каропроката, при значительной государственной поддержке и использовании административного ресурса, сработал выше прогнозов.
Напомним, в 2018 году Минкульт впервые директивно расчистил 9 мая, сняв с проката «Мстителей». Эксперты крайне негативно отнеслись к этой инициативе, так как количество взрослых зрителей у «Собибора» от этого не увеличилось, а часть более молодой аудитории кинотеатры в этот день потеряли.
Отчасти реализовавшиеся пессимистические прогнозы о «каннибализации контента» вынудили экспертов понизить показатели Индекса в дистрибьюции и кинопоказе в мае. 

Значение Индекса ПрофиСинема в мае 2017 года было выше текущего и составляло 6,63 балла. Месяц прошел ниже ожиданий экспертов в области кинопоказа и дистрибьюции, тем не менее соответствовал среднестатистическому значению за последние восемь лет. 
Кассовые сборы на протяжении всего мая 2017 были стабильно высокими.
Две из трех франшиз отработали по полной: фантастический боевик «Стражи Галактики. Часть 2» и фантастический экшен «Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки» от WDSSPR.
Фантастический боевик «Меч короля Артура» от Каро, который считался одним из фаворитов мая, сработал неплохо, но неровно.
Фантастический триллер Ридли Скотта «Чужой: Завет» от Фокса, несмотря на высокие ожидания экспертов и зрителей не добрал кассу.
Блокбастеры мая не оставили шансов фильмам, которые в другом окружении могли бы собрать больше.
Что касается российских релизов мая, в широкий прокат вышла только драма Валерия Тодоровского «Большой» от WDSSPR. Эксперты отмечали, что фильм работал ровно и долго. 

Значение Индекса ПрофиСинема в мае 2016 года было выше текущего и составляло 6,77 балла. Хоть и с опозданием, в мае 2016 года сезон блокбастеров открылся. Крупные проекты стартовали каждую неделю. Как отмечали наши респонденты, сиквелы надоели зрителю, он хочет чего-то нового, и вышедший в прокат «Варкрафт» от UPI оказался именно тем, что ожидала аудитория. К сожалению, подобных больших, свежих проектов, бывает не более трех в год. 
Фантастический боевик «Варкрафт» стал «любимчиком» кинопоказчиков. Выход на одной неделе с монстрами Варкрафта не дал приключенческому фэнтези «Алиса в Зазеркалье» от WDSSPR никаких шансов.
Три остальных блокбастера мая оставили у кинопоказчиков чувство неудовлетворения динамикой сборов: марвеловский фантастический боевик «Первый мститель: Противостояние (Раскол мстителей)» от WDSSPR, фантастический боевик «Люди Икс: Апокалипсис» от Фокса и анимационные «Angry Birds в кино» от WDSSPR. 
Кинопоказчики в целом остались довольны результатами мая. Но высокая плотность выхода студийных блокбастеров снижает доходность каждого из них и совершенно не дает шансов независимому кино, которого в мае 2016 практически не было. 

Значение Индекса ПрофиСинема в мае 2015 года было ниже текущего и составляло 5,73 балла. В 2015 году в кинобизнесе сложилась необычная ситуация: апрель, имеющий репутацию одного из худших месяцев в году, передал это звание маю. Эксперты в области кинопоказа и дистрибьюции надеялись, что сезон блокбастеров наконец-то откроется. А продюсеры считали, что для кинопроизводства начался удачный сезон. 
Кинопоказчики оказались очень, очень, очень огорчены маем 2015 года. Относительно 2014 года, с учетом общего роста цен, кинотеатральные сборы были значительно ниже. Все релизы отработали плохо, каждый следующий уикенд был хуже предыдущего. Майские праздники не оправдали себя, на улице была солнечная и теплая погода, поэтому все уехали за город. Многие респонденты отмечали, что в итоге в мае еле на зарплаты наскребли. 
Три крупных ожидаемых релиза сработали значительно ниже прогнозов: фантастический экшен «Безумный Макс: Дорога ярости», триллер/боевик «Разлом Сан-Андреас» от Каро, приключенческое фэнтези «Земля будущего» от WDSSPR.
Май 2015 года стал переломным моментом для кинотеатров. Оказалось, что ставка на один, пусть и бесспорный хит, – тактика, ведущая к провалу и снижению кассовых сборов. Майский букинг подтвердил эту теорию. Один блокбастер, в отсутствии крепких середняков из независимых зарубежных игровых и анимационных фильмов, не вытягивает кассу. Кроме того, были и объективные причины этой ситуации – начал сказываться кризис закупочных цен, и фильмов независимых прокатчиков реально стало в кинотеатрах меньше. 
К сожалению, май 2015 оказался очень слабым. Гораздо хуже, чем предполагали наши респонденты. Более того, самым слабым за всю историю наблюдений Индекса ПрофиСинема (шесть лет).

Значение Индекса ПрофиСинема в мае 2014 года было выше текущего и составляло 6,17 балла. Некоторые дистрибьюторы остались довольны, а представители кинопоказа единогласно разочарованы. Кассовые сборы месяца на 40% меньше, чем в предыдущем. 
Оптимистичные прогнозы экспертов на май были в первую очередь связаны с тремя фантастическими крупнобюджетными студийными проектами, вышедшими последовательно начиная с 15 мая, и таким образом открывшими летний сезон блокбастеров. 
Но «Годзилла», выпущенная Каро к 60-летию первого появления персонажа на широком экране, совсем не оправдала надежд кинопоказчиков. 
«Люди Икс: Дни минувшего будущего», седьмой фильм франшизы «Люди Икс», от Фокса стартовал на неплохом уровне но, по мнению наших экспертов, могло бы быть и лучше. 
«Малефисента» с Анджелиной Джоли в главной роли от WDSSPR стала лидером последнего уикенда мая в России.
Главные ожидания кинопоказчиков в начале мая, связанные с отечественным релизом, комедией «Кухня в Париже» от канала СТС и ЦПШ, оправдались с лихвой.
В целом май 2014 года оказался абсолютно провальным. Большинство наших респондентов сказало, что по показателям это один из самых худших месяцев.

Значение Индекса ПрофиСинема мая 2013 года было выше текущего и составляло 7,15 балла. Что является очень высоким показателем, почти равным январскому. Дистрибьюторы и кинопоказчики не разочаровались в результатах майского проката и оценили месяц практически так, как и прогнозировали. Продюсеры остались на прежнем уровне ожиданий от процессов, протекающих в киноотрасли. В мае 2013 года сезон блокбастеров начался. Почти каждую неделю выходили новые крупные релизы и проекты, пытающиеся до них дотянуться. Главным блокбастером месяца дистрибьюторы и представители кинопоказа единодушно назвали «Железного человека 3» от WDSSPR. Российских релизов в мае было не много, широкого проката еще меньше. Продолжала работать «Легенда №17» Николая Лебедева и выбыла из ТОП-10 российского бокс-офиса на восьмой неделе проката только в конце мая. Картину посмотрело более 4 млн зрителей. Дистрибьюторы и кинопоказчики с оптимизмом смотрели на лето 2013 года.

Значение Индекса ПрофиСинема мая 2012 года было выше текущего и составляло 6,92 балла. Некоторые эксперты кинопоказа отмечали, что все-таки сказался перенос рабочих дней, сделавший фактически не рабочей первую половину месяца. И не везде зритель предпочел просмотр фильмов в кинотеатре отдыху на природе. Основные надежды специалистов кинопоказа и дистрибьюции были связаны тогда в первую очередь с «Мстителями» от Marvel, и они оправдались, три недели фильм занимал первую позицию в таблице российских кассовых сборов. Что касается российского кино, то две крупнобюджетные военные драмы для одного не самого большого сегмента целевой аудитории, столкнувшиеся на близких датах: «Матч» Андрея Малюкова от ЦПШ 1 мая и «Белый тигр» Карена Шахназарова от Каро 3 мая, как и следовало ожидать, результатами не порадовали.

Значение Индекса ПрофиСинема мая 2011 года было выше текущего и составляло 7,84 балла. Такого высокого показателя Индекса не наблюдалось ни разу в 2010-2011 годах, даже в январе 2011 его значение было на полбалла ниже. Продюсеры месяц от месяца тоже постепенно повышали значение Индекса в кинопроизводстве. Май начал оправдывать высокие ожидания кинопоказчиков только с середины месяца, когда стартовали «Пираты Карибского моря: На странных берегах». До этого момента праздничный месяц шел очень вяло, вытягивая кассу за счет «остатков» апреля – проектов «Тор» и «Форсаж 5». Из других более или менее заметных майских релизов ни один не порадовал экспертов. Но если результаты «Цитадели» никого не удивили, то на проекты «Пастырь», «Ханна. Совершенное оружие» и «Храбрые перцем» многие респонденты возлагали надежды, так в итоге и не оправдавшиеся. 

Значение Индекса ПрофиСинема мая 2010 года было выше текущего и составляло 6,4 балла. Прогнозы практически совпали с оценками текущей ситуации. Представители кинопоказа остались довольны результатами начавшегося во второй половине мая проката анимационного фильма «Шрэк навсегда», также их порадовал старт картины «Принц Персии: Пески времени».
Тем не менее, многие считали, что в мае 2010 года ожидания оправдались лишь на 70%. Показатели выше среднего, но не блестящие. Во многом настроение кинопоказчиков подпортили сборы не оправдавшего надежд «Робин Гуда», падение на втором уикенде кассы «Железного человека 2» и бокс-офис фильма Никиты Михалкова «Утомленные солнцем 2: Предстояние», отработавшего половину запланированного срока.

Следите за Индексом ПрофиСинема (предпринимательских настроений в киноиндустрии) и всегда будете в курсе ситуации. Это поможет вам вовремя ориентироваться и принимать верные взвешенные решения в непростой экономической обстановке нашего времени.

Наши эксперты:

Игорь Толстунов (Профит), Юрий Грымов (Студия ЮГ), Роман Борисевич (Коктебель), Владимир Алеников (РЦСДФ), Анна Качко (Тандем продакшен), Станислав Ершов (Фонд Кино и театр), Александр Котелевский (Инвада), Арсен Готлиб (Метрономфильм), Федор Попов (Стелла), Наталья Мокрицкая (Новые люди), Екатерина Филиппова (Пан-Атлантик), Александр Литвинов (продюсерская компания Александра Литвинова), Наталия Дрозд (СТВ), Юлия Мишкинене (Vita Activa), Дмитрий Воробьев (29 февраля), Рубен Дишдишян (Марс Медиа), Гевонд Андреасян (Большое кино), Лиза Антонова (Пассажир), Елена Гликман (Телесто), Евгений Гиндилис (Твинди), Александр Герасимов (Мастер Фильм), Рафаел Минасбекян (независимый эксперт), Екатерина Михайлова (Vega Film), Илья Стюарт (Hype Film), Альберт Рябышев (FILM Collection), Борис Машковцев (Союзмультфильм).

Дарья Бирюлина (Ракета Релизинг), Сергей Сорочкин (СБ фильм), Алексей Рязанцев (КАРО), Инна Слаповская (DCP24), Андрей Иванов (Панорама кино), Светлана Данилова (Megogo Studios), Вера Кутергина (Megogo Studios), Сергей Рыбиков (Москино), Сергей Некрасов (Вольга), Армен Дишдишян (ЦПШ), Павел Верещагин (ЦПШ), Павел Потапов (UPI), Анастасия Старченкова (Экспонента фильм), Валерий Мелешков (Престиж кино), Надежда Мотина (Capella Film), Павел Смирнов (MVK), Дарья Рязанцева (RWV), Ильяс Эдильбаев (Пионер), Анатолий Сергеев (Кинологистика), Елена Аркашова (Кинологистика), Ольга Корниенкова (Planeta Inform), Ольга Потапова (Fox/Disney), Антон Сиренко (SPPR), Наталья Павлова (Парадиз).

Елена Полянская (Олимп, Буденновск), Диана Блохина (Аннико Филмс), Юлия Cолдатова (сеть кинотеатров Киноплекс), Владимир Жуков (Волгоградская кинокомпания дистрибьюции и менеджмента, Волгоград), Нинель Усова (Победа, Новосибирск), Борис Собко (Вавилон, Омск), Денис Джинджолиа (кинотеатр Москва), Ольга Фитенко (Победа, Москва), Петр Чиряев (Якутская Республиканская Киносеть), Ирина Прокофьева (Синема Стар), Елена Хажинская (Оптима кино), Светлана Ястребова (кинотеатр Россия, Нижний Новгород), Владимир Федоров (сеть кинотеатров Киноформат), Татьяна Тарасенкова (Пирамида, П-Камчатский), Игорь Иванов (Киноцентр Домжур, Москва), Дарья Леонова (сеть кинотеатров Матрица), Ольга Зинякова (сеть кинотеатров Каро), Юлия Денисова (Спартак, Воронеж), Анна Титова (Море Синема), Майя Манерова (сеть кинотеатров Каро), Ирина Белова (Енисей кино), Ирина Макарова (Прага Синема, Димитровград), Сергей Орлов (Иллюзион), Анастасия Герасимова (сеть кинотеатров АСКИНО), Олеся Тараканова (Сеть кинотеатров Киноформат), Андрей Яковлев (КиноГигант, Хабаровск), Галина Астафьева (Романов Синема), Виктор Рудман (Мираж Синема), Дмитрий Лавров, (кинотеатр Горизонт, Ростов-на-Дону), Саид Кирибханов (кинотеатр Москва, г. Каспийск, Дагестан), Елена Рятина (Киносервис, Великий Новгород), Геннадий Ходос (кинотеатр Поклонка Музея Победы).

Подписывайтесь на ProfiCinema.ru в Instagram и Телеграм и узнавайте первыми о главных новостях кинобизнеса

Автор:
Нина Ромодановская
Реклама