Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
2 мая 2018 09:58

Апрельский Индекс «ПрофиСинема» 2018: дальше лучше?

Апрельский Индекс «ПрофиСинема» 2018: дальше лучше?

В апреле 2018 года Индекс предпринимательских настроений в киноиндустрии «ПрофиСинема» вновь существенно ниже прошлогодних показателей. Второй месяц подряд Индекс показывает худшее месячное значение за последние 8 лет, с 2011 года. Апрель подтвердил звание «худшего месяца года» в кинопрокате и показе. От мая дистрибьюторы и кинотеатры ждут лучших показателей. Кинопроизводство, уже частично получив финансовые вливания, начало готовиться к запускам.

Значение индекса в апреле в дистрибьюции — 6,23 (прогноз на апрель — 6,57) 
Значение индекса в апреле в кинопоказе — 5,77 (прогноз на апрель — 6,71)

Индекс ПрофиСинема (дистрибьюция)

От апреля эксперты Индекса ПрофиСинема не ожидали ничего выдающегося, но, судя по итоговым оценкам и комментариям, реальность оказалась хуже прогнозов. Ожидаемо негативно сказался перенос некоторых фильмов на май. А те релизы, на которые кинопоказчики делали ставку, сработали неровно.

В результате в апреле нет ни одного проекта, преодолевшего планку в 1 млрд. рублей. Самые высокие кассовые сборы апреля были у вышедшего 29 марта фантастического экшена Стивена Спилберга «Первому игроку приготовиться» от Каро. Но даже его показатель в 711 млн. рублей далек от миллиарда, да и на фоне мировых сборов более чем в полмиллиарда долларов российские $11,5 млн. не впечатляют.

Большие ожидания у экспертов были от фантастического экшена «Рэмпейдж» от Каро. Его результат в 314 млн. рублей за две недели проката скорее разочаровал, чем порадовал и дистрибьютора, и кинотеатры.

В отсутствие блокбастеров апрель был богат на разнообразные релизы среднего и ограниченного проката. Выходило множество хорроров, но только одному из них удалось достичь высоких показателей.  Отличный сарафан «Тихого места» (дистрибьютор ЦПШ) позволил собрать ему за две недели проката более 247 млн. рублей.

Достойные результаты у российских релизов в апреле. Вышедший 5 апреля детективный триллер «Гоголь. Вий» от Каропроката сумел к концу третьей недели практически сравняться по сборам с первой частью кинотеатрального сериала «Гоголь. Начало». «Гоголь. Вий» собрал 433 млн. рублей и продолжает работать, бокс-офис первой части составил чуть более 450 млн. рублей. 

Несмотря на некоторый скепсис у экспертов, спортивная драма «Тренер» от ЦПШ стартовала достаточно резво. Режиссерский дебют Данилы Козловского в премьерный уикенд собрал более 340 млн. рублей в 1669 кинотеатрах.

Дистрибьюторы не ожидали от апреля ни прорывов, ни провалов, и указывали на обилие разножанрового кино. Отсутствие по настоящему крупных релизов, перенос части блокбастерных проектов на май, отток посетителей из ТРЦ после кемеровской трагедии привели к снижению Индекса относительно прогнозов. Эксперты, описывая результаты апреля, не скупились на негативные эпитеты и называли месяц пустым, скучным, слабым и даже провальным.

Прогнозный индекс апреля на 1-3 месяца в дистрибьюции — 7,55, в кинопоказе — 7,77
Прогнозный индекс марта на 1-3 месяца в дистрибьюции — 6,57, в кинопоказе — 6,71

Индекс ПрофиСинема (кинопоказ)

Судя по комментариям экспертов Индекса «ПрофиСинема» май будет полной противоположностью апреля. Обилие потенциальных блокбастеров: «Мстители: Война бесконечности», «Дэдпул 2», «Такси 5» и «Хан Соло: Звёздные войны. Истории», а также длинные выходные вселяют в наших респондентов надежду на возвращение аудитории в кинотеатры и хорошую кассу.

Беспрецедентное кинематографическое путешествие длиной в 10 лет, которое создало и привело в движение всю киновселенную MARVEL, продолжится в фильме «Мстители: Война бесконечности» от WDSSPR, главном релизе мая. На него делают основную ставку как опрошенные кинопоказчики, так и дистрибьюторы. Эксперты прогнозируют, что сборы могут превысить 2 млрд. рублей. Основания для этого – отличные результаты двух предыдущих частей франшизы.

«Мстители: Эра Альтрона», вышедший в прокат в апреле 2015, еще на старте поставил несколько кассовых рекордов: в первый уикенд на долю картины пришлось почти 85% кассы ТОП-10, это был лучший старт для проектов Disney и MARVEL в России за всю историю современного российского кинопроката. За первые семь дней в России кассовые сборы вторых «Мстителей» превысили один миллиард рублей. По итогам проката лента заработала 1,7 млрд. рублей ($34 млн.). Первые «Мстители» вышли шесть лет назад, 3 мая 2012 года. За первый уикенд фильм собрал 449 миллионов рублей (более $14,8 млн), общие сборы превысили 1,2 млрд. рублей ($43 млн.).

17 мая выходит другой тяжеловес – фантастический боевик «Дэдпул 2». Его предшественник «Дэдпул», был в российском прокате в феврале 2016. Интересно, что тогда фильм вызывал у респондентов серьезные опасения. Однако, результаты стали рекордными. «Дэдпул» пришелся по вкусу аудитории и собрал 1,77 млрд. рублей ($26 млн.).

Релиз третьего потенциального лидера мая «Хан Соло: Звёздные войны. Истории» запланирован на 24 мая. Спин-офф одной из самых популярных франшиз в мировом прокате плюс огромная фанатская аудитория. Сложно не разделить уверенность экспертов Индекса «ПрофиСинема» в кассовом успехе проекта.

Несколько иная история с комедийным экшеном «Такси 5». Это также продолжение легендарной франшизы. Однако, предыдущая часть вышла в прокат более 10 лет назад – в 2007 году, да и создатели не обещают никого из популярных актеров прошлых фильмов. Эксперты надеются, что «Такси 5» сможет привлечь в кинотеатры более взрослую аудиторию.

Нашлось в майском прокате место и для анимационных фильмов, адресованных детской и семейной аудитории. В кинотеатрах продолжит работать стартовавшая 26 апреля третья часть франшизы о смешариках «Смешарики. Дежавю» (дистрибьютор Каропрокат). На 3 мая намечен релиз «Папа-мама гусь» от Фокс, а на 17 мая «Пчелка мая и кубок меда» (дистрибьютор Пионер).

Фестивальное кино в мае также представлено анимацией. 3 мая Фокс выпустит в прокат «Остров собак» Уэса Андерсона, открывавший Берлинский кинофестиваль и получивший там Серебряного медведя за режиссуру.

Из российских анимационных фильмов 24 мая дистрибьютор Наше кино планирует выпустить комедийную драму «Садко». На начало школьных каникул, 31 мая, намечен релиз комедии «Два хвоста» от Каропроката.

Главный игровой российский релиз мая – военная драма «Собибор», режиссерский дебют Константина Хабенского, автором идеи картины стал министр культуры Владимир Мединский. «Я написал историю на несколько страничек и отдал ее продюсеру. В свое время я интересовался историей [подвига Александра Печерского прим. ред.] - она потрясающая, просто уникальная», - так говорил Владимир Мединский на встрече со студентами ВГИКа.

Дистрибьюторы и кинопоказчики ожидают от мая сразу нескольких блокбастеров. Впрочем, некоторые эксперты указывают, что обилие потенциальных кассовых хитов несет в себе опасность «каннибализации контента».

Значение рейтинга апреля в кинопроизводстве — 4,91
Значение рейтинга марта в кинопроизводстве — 5,04

 Индекс ПрофиСинема (кинопроизводство)

Индекс предпринимательских настроений в кинопроизводстве снова застыл на отметке 5. Некоторые эксперты отмечают, что с предпринимательскими настроениями в России становится все хуже и хуже. Время затишья и неопределенности.

Несмотря на частично распределенное госфинансирование Фондом кино (Минкульт пока только принял заявки к рассмотрению) оптимизма среди продюсеров не наблюдается. С одной стороны вопреки объективным и субъективным процессам кино хоть немного, но снимается... Но, судя по списку поддержанных Фондом кино компаний-нелидеров, количественного прорыва не предвидится. А это значит качественных и достойных картин, которые выйдут в широкий прокат следующего сезона опять будет не более десятка, что очень и очень мало для нашей большой страны.

С прогнозами наши респонденты также очень осторожны. В мае нас ждет инаугурация кабинета. И только после этого можно будет говорить о реальных планах. 

Прогнозный индекс апреля на 1-3 месяца в кинопроизводстве — 5,00
Прогнозный индекс марта на 1-3 месяца в кинопроизводстве — 5,00

Сфера деятельности

Индекс 
марта

Март

прогноз на 
1-3 месяца

Индекс 
апреля

Апрель

прогноз на 
1-3 месяца

Кинопроизводство

5,04

5,00

4,91

5,00

Дистрибьюция

6,71

6,57

6,23

7,55

Кинопоказ

6,90

6,71

5,77

7,77

Индекс ПрофиСинема  (предпринимательских настроений в киноиндустрии)

6,17

6,05

5,63

6,75

Индекс ПрофиСинема в апреле — 5,63
Индекс ПрофиСинема в марте — 6,17

Индекс ПрофиСинема (Индекс предпринимательских настроений в киноиндустрии), отражающий оценку во всех областях киноиндустрии, в апреле 2018 года на полбалла ниже мартовского значения и составляет 5,63 (Между «Уже не плохо, но еще не удовлетворительно» и «Удовлетворительно») по десятибалльной шкале. Эксперты по всем направлениям оценили месяц ниже, чем прогнозировали.

Прогнозный индекс апреля на 1-3 месяца — 6,75
Прогнозный индекс марта на 1-3 месяца — 6,05

 Индекс ПрофиСинема

Прогнозное значение на май у экспертов по всем направлениям выше текущего. 

Интересно, значение Индекса «ПрофиСинема» в апреле 2017 года было на полбалла выше текущего и составляло 6,17 балла. Главным и единственным кассовым фильмом месяца был боевик «Форсаж 8» от UPI. Хотя некоторые эксперты называли его спасителем апреля, выдающихся сборов, как, например, предыдущая часть в апреле 2015 года, он не показал. Результаты проката космической драмы «Время первых» от Базелевса нельзя сказать, что разочаровали наших респондентов. Скорее произошла констатация факта, лишний раз доказавшего – мало произвести хороший продукт, его еще надо соответствующим образом продвигать.
Не порадовал кинопоказчиков и комедийный сиквел «Кухня. Последняя битва» от ЦПШ. На первой неделе ему не просто не удалось подвинуть «Форсаж» с первого места, но не удалось даже приблизиться к его сборам. Как отмечали эксперты, картина собрала своих фанатов на первой неделе и благополучно сдулась, как и предполагалось изначально.
Анимационный «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» от Нашего кино, как вызывал большие сомнения у наших респондентов, так и не впечатлил в прокате.
Кинопоказчики отмечали, что апрель 2017 года по зрителям и выручке был похож на февраль. Слабая посещаемость и, соответственно, падение выручки в первую очередь связаны со слабым репертуаром месяца. Российские проекты работали значительно ниже прогнозов, что лишний раз подтверждает непредсказуемость отечественного продукта.

Значение Индекса «ПрофиСинема» в апреле 2016 года было выше текущего и составляло 6,2 балла. С октября 2015 года по апрель 2016 года Индекс колебался около отметки «Удовлетворительно». И только в прогнозе на май, который должен был открыть сезон блокбастеров, дистрибьюторы и кинопоказчики стали более оптимистичны. Продюсеров текущая экономическая ситуация устраивала меньше всего. В апреле 2016 года господдержку распределили только среди лидеров.
Не все релизы в апреле, к сожалению, принесли те сборы, на которые рассчитывали прокатчики и показчики. Но для апреля, традиционно провального, ситуация в целом была неплохая.
Строя прогнозы на апрель, эксперты в области дистрибьюции и кинопоказа называли в первую очередь приключенческую «Книгу джунглей» от WDSSPR. Знакомая с детства история маленького мальчика Маугли, потерявшегося в джунглях и воспитанного стаей диких волков, оправдала ожидания. Зрители оценили современные технологии фотореалистического изображения животных.
А вот второй перспективный проект месяца - фантастический боевик «Белоснежка и охотник 2» от UPI наоборот разочаровал и прокатчика, и кинотеатры. Респонденты в один голос говорили о провале проекта.
Третьим самым ожидаемым фильмом апреля была российская экшн-драма Николая Лебедева«Экипаж» от Компании «ТриТэ», телеканала «Россия» и ЦПШ. Продюсеры и прокатчик «Экипажа» были нацелены на 1,5 миллиарда рублей.
Экспериментальный фантастический экшн «Хардкор» от Базелевса показывал интересные результаты. Во-первых, на старте картина оказалась на втором месте, подвинув «Зверополис»! Во-вторых, после трех недель проката удерживала в десятке лидеров 6 позицию.
Кинопоказчики остались совершенно не удовлетворены результатами апреля. Некоторые проекты не просто не добрали, а провалились, не оправдав ожиданий кассовых сборов. Дистрибьюторы же наоборот, посчитали, что от апреля и не стоило ждать большего.


Значение Индекса «ПрофиСинема» в апреле 2015 года был значительно выше текущего и составляло 7,11 балла. Апрель 2015 года не только не подтвердил репутацию одного из худших месяцев в году, но и вообще оказался выдающимся с точки зрения бизнеса. Это лучший апрель за всю историю наблюдений Индекса ПрофиСинема (последние шесть лет).
Цифры прогноза на апрель у кинопоказчиков и дистрибьюторов были достаточно высокими. Эксперты надеялись, что апрель «не провалится». По факту дистрибьюторы остались очень довольны результатами месяца, а кинопоказчики несколько понизили значение относительно прогноза. И хотя наши респонденты отмечали, что в целом апрель вышел удачный, здоровый и крепкий, но, тем не менее, имелся отток зрителей из кинотеатров, между выходами блокбастеров были слабые фильмы, не приносившие дохода.
Высокие цифры прогноза у наших респондентов, в первую очередь, были связаны с двумя продолжениями блокбастерных франшиз апреля. Эксперты прогнозировали только на этих фильмах сборы в сумме около 2,5 млрд. Ожидания оправдались.
В первую очередь рынок впечатлен результатами «Форсажа 7». Столько рекордов, сколько поставил этот фильм, давно не было ни у кого.
Вторым блокбастером месяца стал фантастический экшен «Мстители: Эра Альтрона» от WDSSPR, который тоже сразу начал ставить рекорды.
Апрель 2015 года оказался более продуктивным для студийного кино.
Чего не скажешь о независимом контенте. Им кинопоказчики остались недовольны. Ни один не собрал больше $1 млн.
Что касается российских релизов, то в апреле 2015 самым ожидаемым фильмом месяца у кинопоказчиков была военная драма «Битва за Севастополь» Сергея Мокрицкого от кинокомпании «Новые люди» и Фокса. Но профессиональное чутье не подвело наших респондентов, и сдержанно-оптимистичное отношение представителей кинопоказа к фильму на старте, к сожалению, оправдалось.
Кинопоказчики отмечали отличный старт фантастической комедии «Призрак» Александра Войтинского с Федором Бондарчуком в главной роли от Нашего кино.
Апрель 2015 года преподнес нашим экспертам сюрприз и не стал, как обычно, одним из худших месяцев в году. Мейджорские блокбастеры отработали хорошо. Российские не дотянули, а независимые иностранные фильмы не выдержали конкуренцию. 

Значение Индекса «ПрофиСинема» в апреле 2014 года было выше текущего и составляло 5,82 балла. Эксперты в один голос говорили, что апрель 2014 года в очередной раз продемонстрировал, что от четвертого месяца по-прежнему нельзя ждать ничего хорошего. Кроме того, есть такое наблюдение, что апрель из года в год каким-то неясным (практически мистическим) образом хоронит релизы, имеющие серьёзный коммерческий потенциал. Некоторые респонденты предполагали, что сборы «Ноя» и «Первого мстителя» были бы существенно выше, случись их прокат, например, в марте или в августе. Среди причин такого неутешительного апрельского результата дистрибьюторы и кинопоказчики называли погоду (причем как хорошую, так и плохую – в Омске, например, из-за штормового предупреждения люди даже на улицу не выходили неделю), праздники (пасхальная неделя оказалась особенно провальной), малое количество блокбастерных релизов, а также политическую обстановку, которая сильно влияет на общее настроение аудитории, не желающей развлекаться. По большому счету, в апреле главные ожидания наших респондентов были связаны всего с двумя блокбастерами, которые вышли в начале и в конце месяца.
В первую очередь это «Первый мститель: Другая война», экранизация комикса Marvel от компании WDSSPR, который стартовал в начале апреля. «Первый мститель» показал результат ниже ожидаемого.
В конце месяца, 24 апреля вышел фантастический экшн «Новый Человек-паук: Высокое напряжение» от WDSSPR, ожидания от которого также не вполне оправдались.
Стоит отметить, что отчасти апрель спас мартовский блокбастерный релиз - «Ной», который в России собрал почти треть от сборов в Америке. «Ной» сработал на твёрдую «пятёрку», и, пожалуй, это единственный релиз, который никого не разочаровал.
Что касается российских фильмов, то самым главным российским разочарованием в апреле у кинопоказчиков стала приключенческая комедия «Скорый «Москва-Россия»» Игоря Волошина с Сергеем Светлаковым в главной роли от Нашего кино.
В целом апрель 2014 года оставил удручающее впечатление у дистрибьюторов и кинопоказчиков. Фильмы оказались слабее, чем ожидалось, и как итог – кассовые сборы составили 50% от возможного.

Значение Индекса «ПрофиСинема» апреля 2013 года было выше текущего значения и составляло 6,07 балла. Экспертные ожидания от апреля 2013 были ниже, чем от марта, потому что, как и всегда, месяц оказался насыщенным большим количеством середняков, но по сборам одним из худших в году.
Основные ожидания респондентов в апреле 2013 были связаны с фильмом «Обливион» от UPI. И, по сути, он один и не разочаровал их. Все остальные проекты, которые назывались экспертами, как способные сделать кассу в апреле, работали на ожидаемо низком уровне. Что касается российских картин, то в широком прокате в апреле главные ожидания кинопоказчиков были связаны с фильмом Николая Лебедева «Легенда № 17», произведенным «Студией ТриТэ», прокатчик ЦПШ. На старте картина, вышедшая на 1400 экранах, уверенно обошла «Обливион». Общее количество человек, посмотревших фильм за 2 недели, составило около 2,3 млн.
В целом в апрель 2013 оказался слабым и по релизам, и по сборам. Ситуация ухудшилась по сравнению с мартом, как и предполагали эксперты. Продюсеры оценили апрель выше, чем март, а также выше, чем прогнозировали.

Значение Индекса «ПрофиСинема» апреля 2012 года выше текущего значения и составляло 6,37 балла. Оценивая апрель 2012 года, дистрибьюторы и кинопоказчики сошлись во мнении и выставили более низкие значения индекса, чем прогнозировали. Эксперты очень надеялись, что звание «самого провального месяца» в этом году будет не у апреля.
В апреле 2012, с самого начала месяца и далее каждую неделю стартовало несколько больших фильмов, рассчитанных на широкую аудиторию. Но некоторые картины были откровенно провальными, несмотря на активное продвижение прокатчиками, некоторые были недооценены кинотеатрами, некоторые вообще непонятно зачем выходили в прокат.
Из российских релизов в апреле 2012 только «Шпион» по роману Бориса Акунина, вышедший широчайшим тиражом, вселял в экспертов надежды, которые не оправдались. Фильм не смог заинтересовать основную аудиторию, которая ходит в кино.
Продюсеры, понижающие значение индекса с декабря месяц от месяца, в апреле 2012 вновь дали оценки точно в соответствии с прогнозом. А в прогнозе стали оптимистичнее, потому что началось движение с конкурсами. 

В апреле 2011 года оценка наших экспертов была выше текущего значения и составляла 5,87 балла. По отношению к ожиданиям апрель 2011 прошел либо точно по прогнозу, либо хуже, чем предсказывали респонденты – приятных сюрпризов не случилось. «Рио» полностью оправдал свои ожидания, но за счет слабости остальных релизов апрель просел. Удачным был старт у «Generation П», но у многих региональных кинотеатров после первого уикенда он пошел на спад. Продюсеры начали месяц от месяца повышать прогноз, что свидетельствовало об ожиданиях положительных изменений или подготовке к летним запускам. Комментируя свои оценки, эксперты отмечали, что, поскольку в 2011 году конкурсы на господдержку, приводимые Министерством культуры и Фондом кино, в очередной раз сдвинулись по времени, то запуски отечественных картин можно ожидать в конце лета, в лучшем случае.

Следите за Индексом ПрофиСинема (предпринимательских настроений в киноиндустрии) и всегда будете в курсе ситуации. Это поможет вам вовремя ориентироваться и принимать верные взвешенные решения в непростой экономической обстановке нашего времени.

Наши эксперты:
Игорь Толстунов (Профит), Юрий Грымов (Студия ЮГ), Юрий Сапронов (RWS), Роман Борисевич (Коктебель), Виталий Сидоренко (Ракурс), Владимир Алеников (РЦСДФ), Анна Качко (Тандем продакшен), Станислав Ершов (Фонд Кинотеатр), Александр Котелевский (Инвада), Арсен Готлиб (Метрономфильм), Федор Попов (Стелла), Наталья Мокрицкая (Новые люди), Наталья Иванова (Хорошо продакшен), Екатерина Филиппова (Пан-Атлантик), Александр Литвинов (продюсерская компания Александра Литвинова), Ульяна Ковалева (Зори Фильм), Юрий Бобров (Парамир), Михаил Зильберман (Студия 217), Юлия Мишкинене (Vita Activa), Дмитрий Воробьев (29 февраля), Рубен Дишдишян (Марс Медиа), Гевонд Андреасян (Большое кино), Лиза Антонова (Пассажир), Елена Гликман (Телесто), Евгений Гиндилис (Твинди).

Дарья Антонова (Ракета Релизинг), Марина Бодягина (20 Век ФОКС), Сергей Сорочкин (Люксор), Антон Сиренко (WDSSPR), Алексей Рязанцев (КАРО), Инна Слаповская (DCP24), Павел Бартяев (независимый эксперт), Андрей Иванов (Панорама кино), Светлана Данилова (Парадиз), Наталья Шпилькина (Наше кино), Вера Кутергина (Bazelevs), Ксения Елкина (RWV), Сергей Некрасов (Vольgа), Сергей Рыбиков (Москино), Павел Верещагин (ЦПШ), Армен Дишдишян (ЦПШ), Павел Потапов (UPI), Валерий Мелешков (Синема Престиж), Анастасия Старченкова (Экспонента фильм), Андрей Селькин (Люксор), Дмитрий Можаев (АКМ), Ия Лебедева (КАРО), Надежда Мотина (Capella Film), Анатолий Кузьменко (Киноплан), Татьяна Фокина (МЕГОГО), Юлия Шевченко (Capella Film). 

Петр Беседин (сеть кинотеатров Матрица), Елена Полянская (кинотеатр «Олимп», Буденновск), Андрей Карасев (независимый эксперт), Диана Блохина (Аннико Филмс), Юлия Cолдатова (сеть кинотеатров Киноплекс), Владимир Жуков (Волгоградская кинокомпания дистрибьюции и менеджмента, Волгоград), Нинель Усова (кинотеатр «Победа», Новосибирск), Владимир Петелин (сеть кинотеатров Премьер-зал, Екатеринбург), Валерий Яготин (Геолекс, Краснодар), Борис Собко (киноцентр «Вавилон», Омск), Денис Джинджолиа (сеть кинотеатров Стар Синема), Ольга Фитенко (кинотеатр «Победа», Москва), Ирина Прокофьева (Синема Стар), Сергей Федяков (кинотеатр «Салют», г. Екатеринбург), Сергей Малютин (Курский Филиал Госфильмофонда России), Елена Хажинская (Оптима кино), Светлана Ястребова (Синема Парк), Екатерина Бордачева (кинотеатр «Киногалактика»), Константин Терехов (Магия кино), Владимир Федоров (сеть кинотеатров Киноформат), Татьяна Тарасенкова (кинотеатр «Пирамида», П-Камчатский), Надежда Быстрова (кинотеатр «Невский Синема», Санкт-Петербург), Леонова Дарья (сеть кинотеатров Матрица), Ольга Зинякова (сеть кинотеатров КАРО).

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал

Автор:
Нина Ромодановская
Реклама