Мартовский Индекс «ПрофиСинема» 2016: ситуация без изменений
В марте 2016 года Индекс предпринимательских настроений в киноиндустрии «ПрофиСинема» несколько выше февральского значения. Но пока явной тенденции на повышении индекса не усматривается. В марте продолжилась стагнация в российском кинематографе, начавшая в октябре 2015 года. Эксперты выставляют осторожные оценки по текущей ситуации и в прогнозе. Более оптимистичными стали продюсеры, так как впереди конкурсы Фонда кино и Минкульта, а значит летом у счастливчиков появится возможность снимать кино.
Значение индекса в марте в дистрибьюции — 7,67, в кинопоказе — 7,61
Значение индекса в феврале в дистрибьюции — 7,43, в кинопоказе — 7,38
Цифры прогноза на март у кинопоказчиков и дистрибьюторов практически совпадали и не отличались от февральских значений. По факту оценки оказались чуть выше прогноза, несмотря на то, что у некоторых экспертов были сомнения, так как в марте мало «взрослых» релизов. Но, тем не менее, достаточно сильный репертуар, а также каникулярный период и праздники позволили марту остаться на среднем уровне показателей за последние полгода.
Один из самых ожидаемых фильмов марта не подвел наших респондентов. Анимационный «Зверополис» от WDSSPR начал ставить рекорды уже на превью-показах, собрав за два дня более 107 млн. рублей. Это лучший старт в формате превью для анимационных фильмов Disney и Disney/Pixar за всю историю российского проката. 3 марта, в день выхода картины «Зверополис» в широкий прокат, количество ежедневных сеансов в России и СНГ увеличилось в 5 раз. Фильм продержался три недели на первом месте в российском бокс-офисе и на четвертой неделе опустился на вторую строчку, уступив «Бэтмену». Общие сборы картины уже превысили 2 млрд. рублей. Таким образом, «Зверополис» стал самым кассовым анимационным фильмом за всю историю проката в России и странах СНГ. Он занимает второе место в рейтинге самых кассовых игровых и анимационных фильмов, когда-либо выходивших в широкий прокат в России и СНГ, и второй картиной, чьи сборы превысили 2 млрд. рублей в кинопрокате России. «Зверополис» уступает по этому показателю лишь «Аватару» Джеймса Кэмерона, суммарные кассовые сборы которого равняются 3,5 млрд. рублей.
Второй блокбастер месяца, по мнению наших экспертов, также соответствовал ожиданиям. Фантастический боевик «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» от Каро поддержал волну начала марта и, хотя не принес ошеломляющего всплеска, создал равномерную плотность посещаемости, которую обеспечит и на второй неделе, в условиях дефицита кассовых релизов 31 марта. По итогам стартового уикенда фильм занял первую строчку в ТОП-10 и собрал 530 094 059 рублей на 2417 экранах. В целом наши респонденты удовлетворены такими результатами. Некоторые кинопоказчики отмечают интересную динамику: в четверг сборы были больше, чем в пятницу, но в выходные наблюдалось снова увеличение посещаемости.
Фантастический экшен «Дивергент, глава 3: За стеной» от ЦПШ тоже показал себя хорошо. И хотя он не стал первым 10 марта в десятке лидеров («Зверополис» не пропустил никого), тем не менее, собрал за три недели проката 1 672 149 зрителей, 411 033 042 рублей/$5 878 065. В этот раз прокатчик не выпускал фильм в 3D. Напомним, «Дивергент, глава 2: Инсургент» (2015) собрал 1835 214 зрителей, 487 292 000 рублей/$8 259 158, а «Дивергент» (2014) - 1 072 377 зрителей, 242 936 051 рублей/$6 807 974.
Что касается российских фильмов, то в марте их вышло 13, не считая сборника Мульт в кино. Больше половины ограниченным количеством копий. Две авторские драмы «Милый Ханс, дорогой Петр» Александра Миндадзе от Премьер-Кинопроката и «Контрибуция» Сергея Снежкина от Ленфильма получили высокий резонанс среди целевой аудитории.
Только три российских проекта марта смогли попасть в десятку лидеров. Хуже всех в этой тройке сработала комедия « 8 лучших свиданий » от ЦПШ, несмотря на 8 марта и дополнительные выходные. Картина выбыла из ТОП-10 после трех недель проката с результатом 179'214'670 рублей/$2'604'864. Скорее всего, зритель устал от этой франшизы.
А вот анимационные «Смешарики. Легенда о золотом драконе» от UPI и комедия «СуперБобровы» от WDSSPR, вышедшие в один день и занявшие в десятке лидеров второе и третье место после идущего третью неделю «Зверополиса», на второй неделе поменявшись местами, имеют в своем активе практически одинаковые суммы.
«Смешарики» – достаточно известный бренд, включающий сериал и полнометражные фильмы. Предыдущий полный метр «Смешарики. Начало» прошел в прокате в конце 2011 года, дистрибьютор Каро, и собрал 1'317'452 зрителей и $8'870'845. С новым прокатчиком и в новых условиях «Смешарики. Легенда о золотом драконе» за две недели на 1162 копиях уже получили 1 052 925 зрителей и 209'400'484 рублей/$3'088'503 и пока остаются в середине рейтинга.
«СуперБобровы» вторую неделю подряд остаются на третьей строчке российского бокс-офиса с результатом 224'504'163 рублей / $3'311'271.
Хоррор «Маршрут построен» от Фокса формально вышел в марте, но его результаты мы будем смотреть уже в апреле.
Кинопоказчики и дистрибьюторы остались удовлетворены результатами марта. Месяц не принес супердоходов, но и не провалился, что в нынешней ситуации уже хорошо. Практически все фильмы сработали, как и ожидалось, а «Зверополис» даже лучше. Зрители в кинотеатры ходят и пока существенного снижения посещаемости не наблюдается.
Прогнозный индекс марта на 1-3 месяца в дистрибьюции — 7,38, в кинопоказе — 7,39
Прогнозный индекс февраля на 1-3 месяца в дистрибьюции — 7,48, в кинопоказе — 7,38
Цифры прогноза на апрель у кинопоказчиков и дистрибьюторов практически совпадают. А также практически совпадают с февральскими значениями. В апреле из-за слабости репертуара эксперты ожидают некоторого снижения. Фактически вторая половина месяца провисает. Кроме того, с апреля начинается настоящая весна и тепло, что составляет серьезную конкуренцию проведению досуга в кинотеатрах.
Блокбастерами апреля эксперты в области дистрибьюции и кинопоказа считают в первую очередь приключенческую «Книгу джунглей» от WDSSPR. Знакомая с детства история маленького мальчика Маугли, потерявшегося в джунглях и воспитанного стаей диких волков, возвращается на большие экраны. Фильм сделан с применением самых современных технологий фотореалистического изображения животных, которые позволят зрителям прочувствовать реальность происходящего на экране.
Вторым ожидаемым проектом месяца наши респонденты назвали фантастический боевик «Белоснежка и охотник 2» от UPI с Крисом Хемсвортом (Chris Hemsworth), Джессикой Честейн (Jessica Chastain), Шарлиз Терон (Charlize Theron) и Эмили Блант (Emily Blunt) в главных ролях. Продолжение приключенческого фэнтези «Белоснежка и охотник», но уже без Белоснежки. Напомним, первый фильм, вышедший на 723 копиях в 2012 году за семь недель проката собрал около 420 млн. рублей. От нынешнего Охотника дистрибьютор и показчики ждут большего. Рекламная компания уже началась.
Третьим самым ожидаемым фильмом апреля стала российская экшн-драма Николая Лебедева «Экипаж» от Компания «ТриТэ», телеканала «Россия» и ЦПШ с Данилой Козловским и Владимиром Машковым в главных ролях. Всем интересно, сумеет ли новый проект повторить успех «Легенды 17», которая выбыла из ТОП-10 российского бокс-офиса после восьми недель проката только в конце мая 2013 года с результатом 920 млн. рублей. Картину посмотрело более 4 млн. зрителей.
Также широким прокатом стартует анимационный «Волки и овцы: Бееезумное превращение» от Нашего кино. Проект сложный и для прокатчика и для кинотеатров.
Что касается других российских фильмов, то в апреле их выходит еще 7, не считая сборника Мульт в кино.
Несколько - средним прокатом: «темная лошадка» для кинотеатров фантастический экшн «Хардкор» от Базелевса, спортивная драма «Коробка» от 25 Floor Film и комедия «Все исправить» от Фокса.
А остальные - ограниченным количеством копий: драмы «Инсайт» и «Параллельные прямые пересекаются в бесконечности» самокатом, драма «Русские евреи. Фильм первый. До революции» в ЦДК и комедия «Хани мани» от Парадиза.
Кинопоказчики и дистрибьюторы очень надеются, что апрель сохранит инерцию марта и, по крайней мере, будет не хуже.
Значение рейтинга марта в кинопроизводстве — 4,6
Значение рейтинга февраля в кинопроизводстве — 4,16
Продюсеры с осени 2015 и до конца зимы 2016 года выставляют оценки около 4,5, без существенных колебаний. Но в марте повысили оценку и по текущей ситуации и в прогнозе. Оптимизм связан в первую очередь с конкурсами в Фонде кино и Министерстве культуры РФ.
Однако, ком проблем в отечественной кинематографии только нарастает. Некоторые продюсеры считают, что, объявленные в 2016 году Фондом кино новации, такие как уменьшение объема финансовой господдержки, и новый механизм финансирования через казначейство, в целом, лишь ухудшают ситуацию.
Кроме того, продолжающаяся практика деления отрасли на привилегированных (лидеры) и остаточных (иных), а также полное игнорирование настойчивых предложений продюсеров о создании прозрачного механизма оценки проектов экспертными советами тормозит развитие индустрии.
Вновь, как и в прошлые годы, отрасль потеряла первое полугодие для запуска проектов в производство из-за позднего принятия решения Фондом кино о выделении финансирования фильмов, которые будут утверждены не ранее конца июня текущего года.
Как выразился один из наших экспертов: «В российских кинотеатрах опять «рулит зверополис» - абсолютно чуждая нашей культуре эстетика. Хотя и веселая, и милая. Но доход от проката уходит в Голливуд». А у зрителей цементируется убеждение, что все лучшее в кинематографе делается не в России.
Прогнозный индекс марта на 1-3 месяца в кинопроизводстве — 4,88
Прогнозный индекс февраля на 1-3 месяца в кинопроизводстве — 4,32
Сфера деятельности |
Индекс февраля |
Февраль |
Индекс марта |
Март |
---|---|---|---|---|
Кинопроизводство |
4,16 |
4,32 | 4,6 | 4,88 |
Дистрибьюция |
7,43 |
7,48 | 7,67 | 7,38 |
Кинопоказ |
7,38 |
7,38 | 7,61 | 7,39 |
Индекс ПрофиСинема (предпринимательских настроений в киноиндустрии) |
6,28 |
6,35 | 6,54 | 6,48 |
Индекс ПрофиСинема в марте — 6,54
Индекс ПрофиСинема в феврале — 6,28
Индекс ПрофиСинема (Индекс предпринимательских настроений в киноиндустрии), отражающий оценку во всех областях киноиндустрии, в марте 2016 несколько выше февральского показателя и составляет 6,54 (между «Удовлетворительно» и «Хорошо» по десятибалльной шкале). Эксперты по всем направлениям оценили месяц выше, чем прогнозировали.
Прогноз Индекса ПрофиСинема на 1-3 месяца в марте — 6,48
Прогноз Индекса ПрофиСинема на 1-3 месяца в феврале — 6,35
Прогнозное значение на апрель у дистрибьюторов и кинопоказчиков несколько ниже текущего. А у продюсеров выше.
Интересно, значение Индекса «ПрофиСинема» в марте 2015 года было несколько ниже текущего и составляло 6,43 балла. В целом март 2015 показал неплохие результаты, но все же не до конца оправдал ожидания кинопоказчиков и дистрибьюторов.
Некоторые эксперты отмечали, что этому способствовал провал в начале месяца, и, что следовало бы поменять даты релизов «Золушки» и «Робота по имени Чаппи» от WDSSPR.
Несмотря на «столкновение» с «Золушкой», кинопоказчики отнесли к успешным релизам фантастический триллер «Робот по имени Чаппи» от WDSSPR, который оставался в десятке лидеров четыре недели.
А также фантастический триллер «Дивергент, глава 2: Инсургент» от ЦПШ - продолжение молодежной франшизы.
Что касается российских релизов, то в марте самым ожидаемым фильмом месяца у кинопоказчиков была драма «Духless 2» режиссера Романа Прыгунова от UPI с Данилой Козловским в главной роли. Но она же стала и главным разочарованием месяца.
Первая часть «Духless» вышла в прокат 4 октября 2012 года. На фильм пришло почти 2 миллиона зрителей (кассовые сборы по итогам 5 недель проката в начале ноября 2012 года составили $13 059 937/311 331 млн. рублей). Сиквел, по итогам 4 недель в прокате, собрал $8'294'642/485'237 рублей и привел около 1 800 млн. зрителей, не охватив, таким образом, даже аудиторию первого фильма. А рост кассы обусловлен возросшей ценой на билеты.
Кинопоказчики отмечали отличный старт фантастической комедии «Призрак» Александра Войтинского с Федором Бондарчуком в главной роли от Нашего кино.
Март 2015 года не преподнес нашим экспертам ни сюрпризов, ни больших разочарований. В целом прошел хуже, чем февраль , и слабее, чем они прогнозировали. Но не катастрофично. Без резких колебаний, что уже хорошо. Не все ожидания оправдались, не все проекты заработали, сколько планировали, но и оглушительных провалов не было.
Продюсеры, неуклонно снижавшие значение индекса с ноября 2014 года, впервые повысили оценки в прогнозе. Весна дает много поводов для оптимизма. Это связано прежде всего с тем, что проходят конкурсы в Фонде кино и Министерстве культуры.
Значение Индекса «ПрофиСинема» в марте 2014 года было несколько выше текущего значения и составляло 6,85 балла. Цифры прогноза на март у дистрибьюторов и кинопоказчиков были высокими, причем кинопоказчики надеялись на март больше, чем дистрибьюторы.
Далеко не все релизы оправдали ожидания. Первая половина месяца особенно удручала кинопоказчиков. Наблюдался серьезный провал, связанный со скачком валют и политической обстановкой. Зрители в кино ходили плохо. Единственный успешный день – 8 марта. Каникулы ненадолго вернули кинопрокату весеннее дыхание.
Основные ожидания наших респондентов в марте в первую очередь были связаны с четырьмя проектами – главными блокбастерами мартовских уикендов. Кинопоказчики и дистрибьюторы называли боевик «300 спартанцев: Расцвет империи» от Каро и «Need for Speed: Жажда скорости» от WDSSPR. А также «Рио 2» от Фокса и «Ной» от ЦПШ.
Что касается российских фильмов, то первые релизы марта: драма «Дубровский» по одноименной повести А.С.Пушкина с Данилой Козловским от Dream Team и комедия «C 8 марта, мужчины!» от Вольги, имевшие широкую роспись в кинотеатрах, пробыли в десятке лидеров проката по 2 недели, собрав 60 млн. рублей и 92 млн. рублей соответственно.
Представители кинопоказа считали, что на посещаемость первой половины месяца сильно повлияли общественно-политические события в стране. И только каникулы как-то выровняли ситуацию.
В марте 2014 продюсеры повысили значение индекса на полбалла, и остались практически на таком же уровне в прогнозе. И этот оптимизм в первую очередь связан с конкурсами в Минкульте и ожиданием объявления конкурса в Фонде кино.
В комментариях эксперты отмечали, что оснований для улучшения ситуации нет, в ближайшее время существенных изменений не произойдет. Громких российских релизов не ожидалось.
Финансовые прогнозы были крайне пессимистичны. Рост курса валют, возможное существенное сокращение государственного финансирования картин способно заморозить запуск высокобюджетных фильмов.
Кроме того, в связи с событиями в Украине был риск потери достаточно большой доли доходов от реализации телепродукции, до 25-30%.
Значение Индекса «ПрофиСинема» марта 2013 года было несколько ниже текущего значения и составляло 6,4 балла. Месяц оказался немного хуже, чем предполагали кинопоказчики и дистрибьюторы. В результате оценки оказались на полбалла ниже прогнозных и у тех, и у других.
И хотя кинопоказчики в основном были довольны результатами проката, все-таки считали, что некоторые крупные проекты не дотянули до уровня 100% блокбастера. Лидерами проката марта 2013 стали три картины. Среди них «Оз: великий и ужасный» от WDSSPR. Анимационная комедия от Фокса «Семейка Крудс» и фэнтези «Джек - покоритель великанов» от КАРО.
Что касается российских картин, то в широкий прокат в последний день февраля вышла комедия Сарика Андреасяна «Что творят мужчины!» от Enjoy Movies и Каро (на первом мартовском уикенде она уже заняла лидирующую позицию, вытеснив оттуда «Метро»). По итогам трех недель проката, в середине марта, в копилке картины было $9'446'792.
В целом, в марте 2013 года ситуация несколько улучшилась по сравнению с февралем и наблюдался устойчивый рост кассы, но не настолько, как предполагали эксперты.
Продюсеры оценили март ниже, чем февраль, а также ниже, чем прогнозировали.
Значение Индекса «ПрофиСинема» марта 2012 года было несколько выше текущего значения и составляло 6,95 балла. Тогда эксперты оценили месяц практически также как и прогнозировали. Ленты, названные как потенциальные хиты, оправдали ожидания: «Джон Картер», «Лоракс», «Белоснежка», «Гнев Титанов», - и получили хорошие отзывы. А вот «Голодные игры», показав отличные результаты на старте, «сдулись» на второй неделе, в отличие от заокеанского проката. Культовая американская история оказалась не близка нашей молодежи. Выше ожиданий сработал диснеевский «Король Лев» в 3D. Продюсеры тогда были более оптимистичны, чем сейчас.
В марте 2011 года оценки наших экспертов были ниже и состаляли – 6 баллов. Из всех релизов месяца только романтическая комедия «Притворись моей женой» с Дженнифер Энистон и Адамом Сэндлером в главных ролях порадовала показчиков своими результатами – фильм прошел даже лучше, чем от него ожидали. «Служебный роман. Наше время» публика принимала не ровно – показатели по этой картине были очень разные. А анимационный фильм «Ранго», на который возлагались большие надежды, прошел крайне неудачно даже во время школьных каникул – многие кинотеатры отмечали, что детям не понравились мрачноватые и странные герои.
Следите за Индексом ПрофиСинема (предпринимательских настроений в киноиндустрии) и всегда будете в курсе ситуации. Это поможет вам вовремя ориентироваться и принимать верные взвешенные решения в непростой экономической обстановке нашего времени.
Наши эксперты:
Игорь Толстунов (Профит), Юрий Грымов (Студия ЮГ), Юрий Сапронов (RWS), Роман Борисевич (Коктебель), Виталий Сидоренко (Ракурс), Владимир Алеников (РЦСДФ), Анна Качко (Тандем продакшен), Станислав Ершов (Фонд Кино и театр), Александр Котелевский (Ленфильм), Арсен Готлиб (Метрономфильм), Федор Попов (Стелла), Наталья Мокрицкая (Новые люди), Наталья Иванова (Хорошо продакшен), Екатерина Филиппова (Атлантик), Александр Литвинов (продюсерская компания Александра Литвинова), Ульяна Ковалева (Зори Фильм), Юрий Бобров (Парамир), Михаил Зильберман (Студия 217), Юлия Мишкинене (Vita Activa), Дмитрий Воробьев (29 февраля), Рубен Дишдишян (Марс Медиа), Георгий Малков (Enjoy Movies), Гевонд Андреасян (Enjoy Movies и Большое кино), Лиза Антонова (Пассажир), Владимир Бузов (Продюсерский центр АРТ-Лидер), Елена Гликман(Телесто), Петр Ануров (Кинослово), Алексей Петрухин (РФГ).
Дарья Бирюлина (Ракета Релизинг), Марина Бодягина (20 Век ФОКС), Сергей Сорочкин (Люксор), Андрей Терешок (Dream Team), Влада Ефремова (Кинография), Антон Сиренко (WDSSPR), Алексей Рязанцев (КАРО), Елена Стрельцова (КАРО), Инна Слаповская (Ленфильм), Павел Бартяев (West), Ольга Баронина (Наше кино), Андрей Иванов (Панорама кино), Светлана Данилова (Парадиз), Екатерина Морозова (A Company), Наталья Шпилькина (Top Film Distribution), Ольга Скрипачева (Top Film Distribution), Вера Кутергина (Bazelevs), Ксения Елкина (RWV), Сергей Некрасов (Vольgа), Сергей Рыбиков (Москино), Павел Верещагин (ЦПШ), Армен Дишдишян (ЦПШ), Павел Потапов (UPI), Валерий Мелешков (Синема Престиж), Элеонора Комина (Синема Престиж), Андрей Селькин (25 этаж), Владислав Момджян (Bazelevs).
Петр Беседин (сеть кинотеатров Матрица), Александр Прохоров (кинотеатр «Дом кино», Екатеринбург; кинотеатр «Ретро», Лесной), Елена Полянская (Кинотеатр «Олимп», Будденовск), Андрей Карасев (независимый эксперт), Диана Блохина (Аннико Филмс), Юлия Cолдатова (сеть кинотеатров Киноплекс), Юлия Шевченко (сеть кинотеатров Люксор), Владимир Жуков (Волгоградская кинокомпания дистрибьюции и менеджмента, Волгоград), Нинель Усова (кинотеатр «Победа», Новосибирск), Владимир Петелин (сеть кинотеатров Премьер-зал, Екатеринбург), Валерий Яготин (Геолекс, Краснодар), Борис Собко (киноцентр «Вавилон», Омск), Денис Джинджолиа (сеть кинотеатров Стар Синема), Ольга Фитенко (кинотеатр «Победа», Москва), Ирина Прокофьева (Синема Стар), Анастасия Никонова (сеть Very Velly, 3 кинотеатра Пермь-Ижевск), Сергей Федяков (кинотеатр «Салют», г. Екатеринбург), Сергей Малютин (Курскоблкиновидеофонд), Елена Хажинская (Оптима кино), Светлана Ястребова (Синема Парк), Екатерина Бордачева (кинотеатр «Киногалактика»), Геннадий Ходос (сеть кинотеатров Киномакс), Константин Терехов (Магия кино), Олег Тофанюк (сеть кинотеатров Премьер Зал), Владимир Федоров (сеть кинотеатров Киноформат).