Борьба с «неправильным» кино: как ПУ управляет прокатом
В 2022 и начале 2023 года российский зритель не увидел много фильмов, у которых либо не было «прокатных перспектив», либо разрешения на прокат в стране. Власть над прокатными удостоверениями – разрешением демонстрировать фильм в кинозалах – сосредоточена в руках Минкульта. И если до пандемии ведомство зачастую с их помощью регулировало график релизов, то сейчас прокатные удостоверения служат делу укрепления традиционных ценностей.
Процедура выдачи, отказа в выдаче и отзыва прокатного удостоверения у фильмов в России происходит согласно постановлению Правительства РФ от 27 февраля 2016 года. Для принятия решения о выдаче ПУ Минкульт может привлекать экспертный совет по оценке фильмов, который проводит дополнительную проверку картины на содержание информации, распространение которой запрещено законодательством РФ.
Фильмы, у которых отозваны ПУ. Как дали – так и забрали
В конце 2022 года Правительство увеличило список оснований для отказа в выдаче прокатного удостоверения и его отзыва – новый документ выпущен во исполнение принятого закона о запрете ЛГБТ-пропаганды. (Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2022 г. N 2533 «О внесении изменений в Правила выдачи, отказа в выдаче и отзыва прокатного удостоверения на фильм»)
Еще одной причиной, по которой фильму может быть отказано в выдаче разрешения на показ добавилось содержание «материалов, пропагандирующих нетрадиционные сексуальные отношения и (или) предпочтения, педофилию, смену пола».
Хотя принятый Госдумой закон о запрете пропаганды ЛГБТ, педофилии и смены пола в СМИ, интернете, рекламе, литературе и кино был подписан президентом и вступил в силу только 5 декабря, еще в ноябре заместитель министра культуры РФ Надежда Преподобная сообщила, что Министерство культуры России отзывает уже выданные ПУ у фильмов, которые нарушают законодательно установленный запрет пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних. «Мы много уже отзываем, эта работа ведется, просто мы ее не выпячиваем», – отметила она на заседании комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, на нем в то время рассматривали только подготовленный ко второму чтению законопроект о запрете ЛГБТ-пропаганды.
Доподлинно известно не обо всей работе, которая проведена Министерством, и не всех отозванных ПУ. Но самый громкий пример – отзыв ПУ у фильма с блестящей фестивальной историей, множеством наград и удачно сложившимся прокатом в стране – «Купе номер шесть» Юхо Куосманена.
Прокатное удостоверение на фильм было зарегистрировано 7 июня 2021 года, его релиз в кинотеатрах состоялся 25 ноября 2021 года, а больше, чем через год – в марте 2023 года – ПУ было «отозвано в соответствии с приказом Минкультуры России № 2737 от 28.12.2022». Инициатором отзыва стала группа Гражданское общество, написавшая в полицию и Роскомнадзор заявление, в котором в агрессивной форме раскритиковала знаковый фильм 2021 года и его возрастное ограничение «16+». Министерство культуры поспешило удовлетворить просьбу и отозвало ПУ у фильма, созданного при поддержке самого Минкульта, который показывали на многочисленных кинофестивалях, а также транслировали в кинотеатрах в рамках государственной программы Пушкинская карта.
Однако поводом для отзыва ПУ служит не только усмотренная ведомством ЛГБТ-пропаганда. Документальный фильм «Голод», которому 28 сентября 2022 года было выдано ПУ, а потом сразу же отозвано «в соответствии с Приказом Министерства культуры Российской Федерации №2083 от 28.10.2022 г.», рассказывает о массовом голоде в СССР в 1920-е годы. Минкультуры отвечает, что отозвало у картины удостоверение из-за «шокирующей зрителей информации» и «многочисленных жалоб на данную картину, поступивших в Минкультуры России от граждан». Фильм «Голод» был охарактеризован ими как неуместный для показа. Писатель Александр Архангельский, сценарист проекта, у себя на страничке в соцсети Facebook* отмечает, что все показы в России на момент подписания приказа об отзыве удостоверения были закрытыми, приглашения – личные, а показ 15 октября, на который можно было бы прийти «со стороны», сеть Каро отменила: «Так что ПЕРВЫЙ показ, на который могла попасть публика, состоялся поздним вечером 30-го октября. В воскресенье. Во вторник 1 ноября был подписан приказ, который по делопроизводству занимает никак не меньше суток. Когда же успели поступить многочисленные жалобы граждан? Не сходится».
Создатели (Александр Архангельский, Максим Курников и Татьяна Сорокина) рассказали, что фильм был поддержан самими зрителями и снят на средства, собранные с помощью краудфандинга и так прокомментировали решение Минкульта: «Что же стало причиной для ограничения кино, в котором а) речь о событиях 1921-1923 годов, б) нет авторского текста, только цитаты и документы, в) все документы опубликованы или находятся в открытой части архивов? Ответ трагикомический. В письме об отзыве ссылаются на подпункт Д пункта 20 правил выдачи прокатных удостоверений — “обнаружены сведения, распространение которых запрещено законодательством РФ”. Каким же законодательством запрещено рассказывать о том, что в 1921-23 годах был голод? Что погибли более 5 млн человек? Что мир (далеко не весь, кстати) переступил через идеологию и проявил солидарность со страдающими жителями России? И благодаря этому было спасено более 10 млн? Это предательство собственной истории, предательство семейной памяти».
Российские онлайн-платформы заявили, что «зрителям кино неинтересно» и под этим предлогом также отказались от фильма, поэтому картину 18 декабря 2022 года создатели разместили на Youtube-канале «Настоящее время. Док», и за два дня фильм собрал более полумиллиона просмотров. На май 2023 года у картины почти 2 млн просмотров.
Фильмы, которые не получили ПУ на показ в кинотеатрах
Из правил по получению прокатных удостоверений известно, что «в случае принятия Министерством культуры Российской Федерации решения об отказе в выдаче прокатного удостоверения заявителю направляется решение об отказе в выдаче прокатного удостоверения (с указанием причин отказа) с приложением представленных документов». Такое решение вместе с документами направляется заказным почтовым отправлением не позднее 3 рабочих дней со дня принятия решения об отказе в выдаче ПУ. Поэтому в реестр прокатных удостоверений они не вносятся, и отследить их практически невозможно. Часть из тех фильмов, что не получили ПУ, все-таки имеет возможность добраться до зрителя – легально или нет.
Так, отложенный на неопределенный срок (видимо, до лучших времен) фильм Виктора Гинзбурга «Ампир V» по роману Виктора Пелевина в конце марта появился на торрент-трекерах. Хронометраж картины составляет 1 час и 54 минуты. «Ампир V» должен был выйти еще в 2021 году, однако его релиз отложили сначала из-за пандемии коронавируса, а затем у Вольги, которая переняла проект у ушедшего с рынка мейджора SPPR, возникли проблемы с прокатным удостоверением.
Отчасти ПУ фильму могли не выдать из-за рэпера Oxxxymiron** (Мирон Федоров), исполнившего в картине одну из ролей и внесенного Минюстом в список физлиц-иноагентов.
Режиссер отметил, что «фильм вне политики» и призвал не смотреть слитую версию фильма и пообещал опубликовать полную версию в интернете, если ей в итоге все-таки не выдадут ПУ.
Картине Наталии Мещаниновой «Один маленький ночной секрет» производства компании СТВ выдали ПУ 15 марта, но только в категории «Показ фильма другими техническими способами».
Фильм затрагивает тему насилия внутри семьи. Картина была поддержана Министерством культуры, Фондом Кинопрайм, а также Фондом Хуберта Балса. Премьера прошла на Роттердамском кинофестивале. А отечественный дистрибьютор так и не нашелся. Но тем не менее, фильм будет показан в России на Первом международном кинофестивале Пример интонации. Однако, на сайте киносмотра есть пометка, что «часть фильмов представлена для показа эксклюзивно, поэтому в обозримом будущем будет показана в России всего раз – в рамках фестиваля Пример интонации».
Ранее продюсер картины Наталья Дрозд рассказывала, что «Один маленький ночной секрет» – концентрация авторской боли, опыта и смелости. Это – по-настоящему важное высказывание, не только в кинематографическом, но и в социальном, гуманитарном смысле».
Еще одна картина продюсера Натальи Дрозд – поддержанная Европейским фондом Евримаж и Минкультуры – «Каникулы» режиссера Анны Кузнецовой не значится в реестре прокатных удостоверений, хотя работа была закончена еще в прошлом году (съемки завершены в 2021). Российско-финская копродукция, где сопродюсером и оператором выступают знакомые по «Купе номер 6» – Юсси Рантамяки и Яни Петтери Пасси соответственно, рассказывает о детском кружке из провинциальной школы, который проигрывает театральный фестиваль. Одной из причиной того, что фильм остался без ПУ, возможно стала именно совместная работа с финской компанией Aamu («Купе номер шесть»).
Другой проект, который также должен был выйти на больших экранах в 2022 году – «Еврей» режиссера Дмитрия Фикса с Артуром Смольяниновым** (11 мая внесен Росфинмониторингом в список террористов и экстремистов) в главной роли – также был не допущен Минкультом в кинозалы, в прокатном удостоверении указано, что категория прав на использование «Прокат фильма на материальном носителе, показ фильма другими техническими способами». В реестре Минкульта помечено, что «Права на показ фильма в кинозале у ООО Вольгафильм на срок до 20.04.2023 с 20.10.2022». Но в кинотеатральный прокат картина так и не вышла.
Фильмы с сомнительными перспективами получить ПУ в России
Все фильмы, не получившие разрешение на показ, все еще могут быть увиденными российским зрителем, и это зависит от множества факторов. Например, создатели могут поправить «не прошедшее контроль» кино, но при этом отложив релиз на более поздний срок. Именно поэтому продюсеры отказываются комментировать решение Министерства и «работают над ошибками».
Но часть работ исправить, заключить в обозначенные ведомством рамки и показать российскому зрителю в настоящее время просто невозможно. Поэтому и подавать документы на получение ПУ – бессмысленно. Это касается, отгремевших на фестивалях фильмов «Жена Чайковского» Кирилла Серебренникова (Канны) и «Сказка» Александра Сокурова (Локарно). Причем в ноябре 2022 стало известно, что «Сказка» выходит в прокат в кинотеатрах Испании, Португалии, Италии, Франции, Сербии и ряда других европейских стран, но о планах показа в России даже речи не шло – Сокуров сказал, что не подавал документы на получение прокатного удостоверения. Картину также покажут в рамках упомянутого ранее фестиваля Пример интонации, и это будет единственный шанс у фильма встретиться с российским зрителем.
Ранее Сокуров отмечал, что Минкультуры обязано изменить «порядок выдачи разрешительных (прокатных) удостоверений, что, по сути, является цензурой, прокатных удостоверений вообще не должно быть». Сокуров убежден, что для регулирования российского кинопроката достаточно уголовного кодекса и Роскомнадзора: «Это форма персональной, индивидуальной субъективной оценки чиновника, который защищает самого себя от формы, от содержания фильма, от ответственности».
Осенью 2022 года прокатчик Централ Партнершип внезапно отложил релиз фильма Клима Шипенко «Декабрь» (должен был выйти на экраны 20 октября 2022 года) на неопределенный срок «в интересах максимального потенциала коммерческих сборов». А в конце апреля 2023 года в интервью ТАСС Клим Шипенко высказал надежду, что фильм «выпустят» во второй половине года: «Жду его ["Декабрь"] в этом году, надеюсь, что фильм выпустят. Возможно, где-то в период с начала осени до декабря».
Картину о том, как Айседора Дункан готовила побег Сергея Есенина (которого сыграл Александр Петров) из страны, ругали еще задолго до массовой эмиграции россиян из страны в 2022 году.
«Декабрь» снят при поддержке Фонда кино и Фонда развития современного кинематографа Кинопрайм. Будучи несколько раз представленным на питчингах Фонда кино, в первый раз (в 2018 году) проект поддержку не получил, а во второй (в 2020 году) запрашиваемая сумма уже была меньше – 100 млн. Тогда же он вызвал оживленные споры по поводу поднятой в фильме темы. Экспертов волновало, насколько документально будет воспроизведена история жизни и смерти поэта. Клим Шипенко не раз отмечал, что не претендует на документальное расследование и раскрытие фактов, он лишь выдвигает свою версию событий. Директор департамента культуры, спорта, туризма и национальной политики Правительства РФ Денис Молчанов и советник Президента по вопросам культуры Владимир Толстой настаивали на опасности того, что молодежь будет воспринимать фильм как реальную биографию поэта.
Видеозапись очной защиты проектов кинокомпаний-лидеров в Фонде кино 11 августа 2020 года можно посмотреть непосредственно на YouTube (презентация проекта «Декабрь» с 21-й по 35-ю минуту)
Уже во время презентации «Декабря» на СПбМКФ 2021 фильм вызывал полемику в Сети. На кинорынке демонстрировали ролик о съемках, в котором министр культуры Ольга Любимова не скрывала своего восхищения от увиденного на площадке, а в одном из киноблогов Дзена (КиноВояж) с 10 тысячами подписчиков возмущались: «Снова будут нам навязывать идею, что мы были государством, где таким гениям, как Есенин, не давали свободы. Авторы пойдут на намеренное искажение исторической действительности. Есенин у них не совершит великий грех самоубийства, а ему помогут покинуть этот мир агенты ГБ. У нас только таким антисоветским памфлетам дают государственное финансирование?»
Под вопросом получения ПУ находятся и многие фильмы, которые затрагивают больные для российской действительности темы или в которых снялись уехавшие из страны артисты, занимающие проактивную общественную позицию и признанные «отвернувшимися от страны антигероями». Это, например, касается актрисы Чулпан Хаматовой. Так, показ картины Яны Климовой-Юсуповой «Просточеловек» с уехавшей в Прибалтику Хаматовой и также высказывающимся против спецоперации Филиппом Авдеевым в главной роли, который должен был закрыть Фестиваль уличного кино в Москве в октябре прошлого года, отменен. Хотя ПУ фильму было выдано еще в апреле (прокатчик – Белые ночи) и он был показан еще на нескольких отечественных кинофестивалях, в широкий прокат картина так и не вышла (релиз был намечен на 25 августа). Стоит заметить, фильм «Праведник», в котором Хаматова сыграла одну из ролей, в прокат все-таки появился, хотя ни в трейлере, ни в рекламных материалах упоминания об актрисе не было. Однако фильму «Подвиг» с Хаматовой в главной роли, повезло меньше. Дебютная картина Алексея Смирнова, получившая поддержку от Министерства культуры на девелопмент, должна была выйти в прокат в прошлом году, но так и не появилась на экранах, в реестре прокатных удостоверений фильма тоже нет.
Как нет в прокате (и в реестре Минкульта) военного триллера о событиях на Аляске в 1943 году «Бансу» Павла Костомарова с Александром Палем и голливудскими артистами (и Костомаров, и Паль высказывались против спецоперации, второй также в прошлом году снялся в фильме «КАШ» произведенном в Казахстане, в каких-либо российских проектах актер пока не снимается); дебютной киноработы известного режиссера Дмитрия Крымова «Все нормально», решившего не возвращаться в Россию; драмы с последней работой в кино Инны Чуриковой «Пациент номер 1» Резо Гигинеишвили, который в интервью Екатерине Гордеевой** рассказал о своей антивоенной позиции.
Сложные вопросы свободы, социальной справедливости и «возможности дружить с системой» поднимает фильм «Хозяин» Юрия Быкова с Артемом Быстровым в главной роли. Фильм рассказывает про автолюбителя, который спасает человека в ДТП, а тот оказывается влиятельным силовиком. После аварии он начинает дружить со своим спасителем, но затем у героев начинаются системные разногласия, перерастающие в конфликт. По признанию самого режиссера, фильм – это «попытка ответить на вопрос, сможет ли обычный человек в России стать самостоятельным и свободным от хозяина». Это международный проект, в производстве которого принимали участие также Франция и Швейцария, был в феврале представлен на кинорынке EFM. Дистрибьюторская французская компания Charades, давний партнер компании Hype Film, которая занималась производством, объявила еще в конце марта, что прокат в Европе запланирован на третий квартал 2023 года. О прокате в России информации нет.
Фильмы, которые получили ПУ, но не вышли
Из ожидаемых фильмов 2022–2023 годов были и получившие ПУ, но не вышедшие в прокат по разным причинам, среди них, например, темы, на которые сейчас «предпочтительнее помолчать».
Прогремевший в прошлом году на Венецианском кинофестивале «Капитан Волконогов бежал» Алексея Чупова и Наташи Меркуловой получил разрешение на прокат еще в 2021 году и должен был выйти на большие экраны в апреле 2022 (прокатчик – ЦПШ). Созданный при финансовой поддержке Министерства культуры РФ, фильм-метафора о советском терроре и его исполнителях так и остался недоступен зрителям, его (сразу после начала специальной военной операции) было решено отложить до более подходящих времен.
Такая же история с якутской драмой «Нуучча» Владимира Мункуева. Удостоенная нескольких международных наград картина, в основе которой рассказ «Хайлак» польского этнографа Вацлава Серошевского про конфликт якутских супругов и подселенного к ним политссыльного русского, получила ПУ еще в 2021 году, но релиз в прошлом году два раза переносился (прокатчик – Капелла), в итоге фильм так и не дошел до зрителя.
Нет даты релиза и у проекта-долгостоя «Мы», снятого Гамлетом Дульяном по мотивам романа-антиутопии Евгения Замятина про бунт против деспотичного Единого Государства. ПУ на фильм выдано в феврале 2022 года, а в прокат создатели планировали выпустить картину в декабре 2022 года, но релиз перенесли на неопределенный срок (дистрибьютор – ЦПШ).
Картина об ограниченности жизненного выбора чеченских женщин «Клетка ищет птицу» ученицы Александра Сокурова Малики Мусаевой была показана в секции Encounters Берлинале и получила ПУ в начале этого года. Но, пополнив программу киносмотра Пример интонации, возможно, станет фильмом, которого ждет лишь фестивальная судьба.
Зарубежные фильмы, которым нет доступа на российские экраны
С зарубежными проектами тоже не все гладко, для некоторых картин, преимущественно участников крупных международных фестивалей, доступ в прокат закрыт. Но где именно проходит та грань, которая, например, отделяет ЛГБТ-тематику от конкретно пропаганды и как определить, при каких условиях чувства верующих будут затронуты, – в Минкультуры не объясняют, и дистрибьюторы оказываются в непростом положении. Однако, по словам представителей нескольких российских независимых прокатных компаний, сейчас они по-другому смотрят на зарубежное кино, особенно фестивальное – интуитивно пытаясь понять, сможет ли оно быть допущено к прокату.
Громкой стала история отказа Минкультуры России в сентябре 2021 года в выдаче ПУ фильму режиссера Пола Верховена «Искушение», рассказывающему историю монахини Бенедетты, которая влюбляется в молодую послушницу. Однако в феврале 2022 года картина получила разрешение на онлайн-показ (ПУ на «показ фильма другими техническими способами»), но спустя несколько месяцев, в апреле, удостоверение было отозвано. Более того, 19 апреля ТАСС сообщило об увольнении одного из сотрудников Минкульта, который «выдал прокатное удостоверение эротической драме «Искушение» для показа на онлайн-платформах». Представители прокатной компании Capella отмечают, что на другие приобретенные фильмы сложностей с получением ПУ не возникало.
30 марта 2023 года в российский прокат должен был выйти фильм «Близко» бельгийского режиссера Лукаса Донта про 13-летних Лео и Реми, которые всегда были очень близки, но из-за давления одноклассников стали отдаляться друг от друга. Премьера ленты состоялась в Каннах, где она взяла Гран-при жюри. Однако дистрибьютору Экспоненте было отказано в ПУ без указания причин отказа.
Еще один фильм этого же прокатчика - триллер «Убийца «Священный паук» - стартовал 11 мая. Согласно данным ЕАИС, лента успела заработать 1,13 млн рублей в 198 кинотеатрах. А 16 мая Министерство культуры отозвало прокатное удостоверение.
***
Не только кинопрокат, но и вся аудиовизуальная сфера теперь под жестким контролем государства. В середине апреля стало известно, что два российских видеосервиса получили первые протоколы из-за нарушения нового закона о запрете пропаганды ЛГБТ – Movix и Peers.TV. Еще подобные нарушения Роскомнадзор выявил у десятка других аудиовизуальных сервисов, но какой контент ведомство сочло нарушающим законодательство РФ – не уточняется.
Напомним, Приказ Роскомнадзора о критериях пропаганды ЛГБТ, педофилии и смены пола в интернете (согласно предусматривающим запрет поправкам в КоАП от 5 декабря 2022 года) утвержден в середине апреля 2023 года. Однако документ по-прежнему не раскрывает понятие «пропаганды», а все термины содержат оценочные категории, поэтому правоприменители субъективно будут решать, какую цель «преследует» контент и может ли он быть показан российскому зрителю.
* Социальная сеть, признанная в России экстремистской
** Признан иноагентом на территории РФ