Европейская обсерватория: бюджеты фильмов снижаются
На прошлой неделе Европейская аудиовизуальная обсерватория / European Audiovisual Observatory опубликовала новый отчет, проанализировав финансирование игровых фильмов в Европе, выпущенных в прокат в 2020 году. Так, согласно исследованию, средний бюджет европейской игровой картины в 2020 году снизился и составил 2,06 млн евро.
Главным источником финансирования, несомненно, остается прямое государственное финансирование, на долю которого пришлось 26% от общего объема финансирования проектов, за ним следуют инвестиции вещательных компаний (20%) и продюсерские вложения, на их долю пришлось 18% от общего объема финансирования. Причем, чем меньше рынок, тем весомее прямое государственное финансирование: господдержка составляет 44% на средних европейских рынках и 58% на небольших.
В исследовании было проанализировано 482 европейских игровых фильма (из 27 европейских стран), выпущенных или запланированных к прокату в 2020 году. Выборка включает как 100% национальные фильмы, так и совместные производства нескольких европейских стран. Совокупный объем финансирования составляет 1,45 млрд евро. Данная выборка охватывает примерно 64% от общего числа европейских игровых фильмов, выпущенных в 2020 году.
Число фильмов в выборке значительно сократилось в 2020 году – с 651 ленты, вышедшей в прокат в 2019 году, до 482 фильмов, причиной стало сокращение кинотеатрального выпуска картин из-за закрытия площадок в пандемию. В любом случае специалисты Обсерватории отмечают, что фильмы, выпущенные в 2020 году, были профинансированы до начала пандемии, и предполагают, что потенциальное воздействие на финансирование станет заметным только в анализе данных о фильмах, выпущенных в 2021–2023 годах (в следующих отчетах).
Как было видно из предыдущих отчетов, средние бюджеты производства фильмов не только упали, но и сильно различаются в разных странах – они выше на более крупных рынках и, соответственно, ниже в странах с меньшим кассовым потенциалом. Средний бюджет игровой картины, снятой во Франции, Германии, Италии, Польше или Великобритании (крупные рынки, включенные в выборку), составил 2,7 млн евро в 2020 году по сравнению с 1,8 млн евро для фильмов, произведенных на европейских рынках среднего размера, и 1,1 млн евро – для небольших рынков.
Бюджеты международных копродукционных проектов, как правило, выше, чем у национальных фильмов, при этом средние бюджеты совместно снятых несколькими странами картин превышают бюджеты национальных фильмов примерно на 800-900 тыс. евро.
Фильмы с бюджетом до 3 млн евро в большей степени зависят от прямой государственной поддержки, в то время как фильмы с более высокими бюджетами производятся, в основном, за счет пропорционально большей доли предварительных продаж и инвестиций вещателей. Чем меньше бюджет, тем более значительным является госфинансирование, на долю которого приходится от 31% до 38% финансирования фильмов с бюджетом менее 3 млн евро. Доля государственного финансирования снижается до 23% для фильмов с бюджетом от 3 до 10 млн евро и до 16% для картин с бюджетом от 10 до 30 млн евро.