Киноитоги 2022 года: кризис – и точка
Начиная с 2020 года российскую киноиндустрию трясет с магнитудой 9 баллов по шкале Рихтера, а иногда и больше. Сначала условия диктовала пандемия, а в феврале 2022 года к ней добавились геополитика и курс на «отстаивание традиционных ценностей».
Если в 2021 году ситуация в прокате и настроения в киноиндустрии сменялись как на американских горках – за взлетами следовали падения (зрители, то возвращались в кинотеатры, то очередной локдаун ограничивал посещаемость), то в 2022 году движение шло строго по наклонной вниз. Сборы зарубежных фильмов рухнули; российских релизов в кинотеатрах стало больше, но выручка особо не выросла; однако в запасе у отечественной индустрии еще есть немало любопытных проектов на следующий год.
Перераспределение сил в кинопрокате: уход мейджоров, приход новых игроков, курс на замещение иностранного контента
В этом году кинопрокатный рынок в России столкнулся с новой реальностью, к концу года состав его участников сильно трансформировался. Уже весной из крупных дистрибьюторов фактически осталась только компания Централ Партнершип. А потенциально кассовых фильмов для проката оказалось не просто мало, а катастрофически мало.
С конца февраля одна за одной международные компании из-за начала специальной военной операции на территории Украины стали останавливать свою деятельность в России. Крупнейшие голливудские студии, отозвав на неопределенный срок все свои предстоящие релизы, оставили российский рынок практически без контента.
Первой организацией, которая решила в условиях сложившегося вакуума «подхватить» оставленные без внимания российские проекты, для которых внезапно в репертуаре кинотеатров освободилось место, решила Ассоциация владельцев кинотеатров, создавшая в начале мая новую структуру для выпуска и продвижения фильмов – АВК'PRO.
«АВК'PRO было создано в качестве прокатного подразделения Ассоциации владельцев кинотеатров. В наши планы не входило стать глобальным дистрибьютором, приоритетная цель – выработать новые форматы взаимодействия продюсеров и кинотеатров, создав прокатную структуру, – рассказывает ПрофиСинема глава АВК'PRO Роман Исаев. – Кинотеатры, входящие в Ассоциацию, более качественно расписывают фильмы и продвигают их через свои коммуникационные каналы. За это получают повышенный процент от продажи билетов. В АВК'PRO работает очень сильная SMM и маркетинговая команда, которая точечно и креативно готовит рекламные кампании для каждого релиза. В эпоху ограниченных бюджетов на выпуск и продвижение проекта коммуникация через площадки кинотеатров очень важна. Ведь как достучаться до аудитории может знать только сам кинотеатр в каждом отдельном регионе».
Осенью российские подразделения SPPR и UPI материализовались на рынке в качестве новых юридических лиц.
Sony сменило название на Контент-клуб с прежним генеральным директором – Антоном Сиренко – во главе, а учредителями дистрибьюторской компании Атмосфера кино стали экс-глава российского подразделения UPI Вадим Иванов и генеральный директор студии Марс Медиа Рубен Дишдишян. Обе компании сохранили «старые» команды и партнеров, и очевидно, что они работают в ожидании возвращения голливудских мейджоров на российский рынок.
За несколько месяцев Атмосфера кино уже собрала приличный пакет фильмов, в который вошли преимущественно российские проекты, лишившиеся после ухода голливудских мейджоров из России утвержденного дистрибьютора, и представила его на минувшем форуме Российский кинобизнес.
«Мы усиленно трудились, чтобы собрать такой пакет релизов. Можно сказать, что сложившаяся за многие годы репутация команды Universal теперь работает на Атмосферу кино. Стараемся поддерживать сотрудничество с нашими старыми партнерами, так как позитивные результаты наших прошлых совместных проектов стимулируют желание продолжить работу, и заключаем договоры о сотрудничестве с новыми. В Universal мы старались обеспечивать бутиковый сервис нашим релизам, когда каждый фильм заручается максимальной маркетинговой поддержкой, росписью и т.д. Сохранили такой же подход к каждому релизу и в Атмосфере кино», – рассказывает ПрофиСинема Вадим Иванов.
И если в пакет Атмосферы кино на декабрь 2022 и 2023 год входит уже более двадцати проектов, среди которых такие масштабные релизы, как «Воланд» и «Мира», вышедшая в прокат чуть больше, чем за неделю до Нового года, то компания Контент-клуб в этой новогодней битве не участвует и официально вступит на рынок только в следующем году – первый кинотеатральный релиз компании запланирован на февраль 2023.
В ноябре пополнить список новых кинопрокатчиков решила Национальная медиа группа, объявившая о создании компании НМГ кинопрокат, главой которой стал Вадим Смирнов, ранее занимавший руководящие посты в российских прокатных подразделениях Fox и Disney. Текущую новогоднюю битву НМГ кинопрокат тоже пропускает, первый кинотеатральный релиз компании – приключенческая комедия «Быть» – выйдет 9 февраля. Также в пакете дистрибьютора историческая драма «Нюрнберг», мистический триллер «Экстрасенс», фантастика «Сквозь время» и анимационный фильм «Яга и книга заклинаний», все они выйдут в прокат с февраля по апрель 2023.
Меньше всего кризис затронул независимых кинопрокатчиков, точнее, кризис стал для них временем новых возможностей.
Пока одни показывают хорошие результаты по сборам – так, выручка Экспоненты превзошла на 21% результат прошлого года; вторые заполучают в свои пакеты потенциальные хиты – Global film прокатывает новый фильм Гая Ричи «Операция «Фортуна»; третьи делают более смелые и нестандартные шаги, как компания Кинологистика, которая благодаря существенному росту кассовых сборов своих релизов стала инвестировать в кинопроизводство.
«В 2021 году мы выпустили ровно 50 проектов, из них в кинопрокат вышло 37. В 2022 в кинотеатрах вышло 40 проектов, еще 15 – сразу в онлайн. Как вы видите, драматических количественных изменений не произошло, мы все еще много экспериментируем, нащупываем правильные тропинки. Постоянно, буквально каждый квартал, меняется сфера реализации онлайн, ТВ и прочих видов прав, поэтому довольно сложно выстраивать горизонт планирования.
Произошло качественное изменение нашего контента, мы безусловно становимся более уверенными в закупках, в следующем году сделаем еще более смелые шаги с точки зрения качества, а не количества.
Год выдался очень насыщенным и в кинопрокатных сборах: мы прибавили в кассе на 500%+ к 2021 году, что не может не радовать. Поэтому смогли диверсифицировать свою работу и вложиться в кинопроизводство. На экраны вышел первый фильм, в котором мы приняли участие в качестве одной из продюсерских компаний – «Велга». Мы также вошли как сопродюсеры в 3 якутских проекта, сольно продюсировали снятый на английском языке хоррор «The Fence» («Граница») одного из самых ярких режиссеров современного кино Дмитрия Давыдова и новую картину мастодонта якутского кино Сергея Потапова «Моя девочка»», – рассказывает генеральный директор кинопрокатной компании Кинологистика Анатолий Сергеев.
План на замещение иностранного контента запущен в действие, но силы и средства недостаточны. По примерным подсчетам продюсера Сергея Сельянова, который выступил на декабрьской конференции «Киноиндустрия в новой реальности», чтобы заполнить возникший в кинопрокате вакуум, необходимо производить 350–400 российских проектов в год (из них 35–40 должны приносить 85–90% бокс-офиса).
Число поддержанных государством проектов растет, в 2022 году было выделено субсидий на 210 картин: Минкультом – 150 картин, Фондом кино – еще 60, всего распределено 10 млрд рублей.
Но темпы роста производства недостаточные, чтобы кинопрокат снова «заработал». Для полноценного замещения голливудского контента отечественными фильмами нужно 7–10 лет, при этом каждый год необходимо наращивать и финансирование, и количество идей/сценариев, которых, как и киноспециалистов, сейчас дефицит. Как отмечают эксперты отрасли, «лучше не заниматься самообманом», так как полностью заменить покинувший рынок иностранный контент и «создать полноценную индустрию кино, чтобы не зависеть от Голливуда» за 2–3 года невозможно.
«В этом году индустрия потеряла и контент, и дистрибьюторов. Наши кинематографисты адаптивные, но к нынешним условиям быстро приспособиться очень сложно. Несколько десятилетий основу проката составлял голливудский студийный контент. Сейчас у российской индустрии появилась уникальная возможность предоставить зрителю разное кино, и эту возможность нельзя упустить. Зритель нуждается в эскапистском контенте, продюсерам нужно сделать на него ставку, – прокомментировал для ПрофиСинема ситуацию исполнительный директор Фонда Кинопрайм Антон Малышев. – Количество заявок в Кинопрайм после 24 февраля снизилось. Фонд фокусируется на арткино, артмейнстриме, дебютных проектах, ориентированных на международные фестивали, которые в силу известных обстоятельств в настоящее время практически перестали брать российское кино. Надеюсь, в следующем году ситуация улучшится, к тому же Кинопрайм увеличит в 2023 бюджет на поддержку в сравнении с нынешним годом».
В 2023 году Минкульт намерен увеличить поддержку производителей, выделив на кинопроизводство 11,6 млрд рублей, в планах на 2024 и 2025 год заложено по 12,28 млрд рублей.
Кинотеатры: быть или не быть?
Кинотеатры, потерявшие в этом году контент и зрителей больше, чем в пандемию, нуждаются как никогда в прямой поддержке от государства. Но с марта на просьбы кинопоказчиков о помощи правительство отвечало советами «осваивать новые рынки и искать другие формы работы». Лишь в середине декабря профильный комитет Совета Федерации по экономической политике обратил внимание на критическое положение кинотеатров, отметив, что их «сборы в этом году упали на 56–70%», а убыток отрасли, по версии Ассоциации владельцев кинотеатров, составил 4,5 млрд рублей.
Несколько сотен площадок еще с марта стали переходить на сокращенный режим работы по графику пятница–воскресенье, а летом и в начале осени приостановили свою работу, так как ситуация становилась все более критической с каждым месяцем, залы были полупустыми даже в уикенд и в премьерные дни – и это после снятия всех ограничений, с которыми приходилось уживаться в пандемию! По данным Ассоциации владельцев кинотеатров, к декабрю 2022 относительно февраля закрылся 91 кинотеатр. Летом закрытых площадок было больше, однако часть из них снова открылись в октябре с выходом «Сердца пармы».
Кинопоказчики отмечают, что на новогоднюю битву контент есть, а вот дальше перспективы туманны. В следующем году на поддержание работы и оплату долгов, накопленных еще с пандемийного 2020 года, необходима прямая субсидия в размере 6,5 млрд рублей.
«При емкости инфраструктуры, рассчитанной на сборы порядка 55 млрд рублей в год и выше, в этом году общие сборы оказались едва больше 20 млрд рублей – это меньше, чем за 2020 год, когда мы 4 месяца были закрыты. Если кинотеатральная отрасль не будет поддержана, то с 15 января 2023 года многие кинотеатры начнут долгие процессы банкротств. А закрыть кинотеатр стоит дорого, для крупных киносетей будут большие штрафные санкции. К тому же процесс закрытия растянется на 1,5–2 месяца и будет стоить 5–7 млн рублей для 5–7-зального кинотеатра, например. У площадок нет денег даже на закрытие», – отмечает управляющий директор сети Синема Стар Карина Агаджанова.
Столичным кинозалам оказалось проще выживать, чем региональным, с финансовой поддержкой киносетей от Правительства Москвы. В июле принимались заявки от кинотеатров на прямые выплаты из городского бюджета для компенсации затрат по лицензионным договорам за пользование правами на отечественные фильмы, а в сентябре московским киноплощадкам выделили 300 млн рублей. Руководитель Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы Алексей Фурсин на декабрьской конференции «Киноиндустрия в новой реальности» отметил, что эта сумма оказалось недостаточной и должна бы в идеале быть в 2–2,5 раза больше, «но хотя бы 50% кинотеатрам удалось помочь»
Положительно на ситуацию повлиял только проект Пушкинская карта, из-за него приток посетителей составил 30%. Но ни стимулирование аудитории с помощью Пушкинской карты, ни малочисленный контент из дружественных стран «не сделали погоды».
«Репертуарный голод пришлось утолять всеми возможными способами: показывали картины из золотой коллекции Мосфильма, обучающие программы, оперы, балеты, спектакли и арт-лектории. Организовывали артпоказы совместно с КароАрт в онлайне, показы и обсуждения с местным кинокритиком Алексеем Двоеглазовым, коллективные посещения и спортивные трансляции! Фильмов больше, а зрителей меньше. Для привлечения аудитории хотели бы попробовать и прокат сериалов от онлайн-платформ, но с цифровым окном хотя бы в 2 недели», – рассказывает о сложившейся ситуации с репертуаром управляющий директор по кинопрокату сети кинотеатров Монитор в Краснодарском крае Елена Полянская.
Муниципальные кинотеатры в регионах пытаются максимально плотно работать со своим зрителем по российскому репертуару, и у них это получается неплохо. В этом году, исходя из статистических данных компании MTDMedia, по сборам за сентябрь–ноябрь лучший результат показали муниципальные кинотеатры в Нижегородской области и Татарстане – там, благодаря системной работе со зрителем через соцсети и маркетинговые акции, выручка от продажи билетов увеличилась в пять раз. Наиболее успешно удалось поработать с фильмами для семейной аудитории, среди них приключенческая лента «Календарь ма(й)я», основанная на известной книге Виктории Ледерман, и семейная картина «Иван Семенов: Школьный переполох» – оба проекта дистрибьютора Каропрокат.
Отдельно нужно сказать про новые «формы работы» некоторых отечественных кинотеатров, которые стали прибегать к радикальным и нелегальным мерам – пиратским показам голливудских новинок. Больших денег, к слову, параллельный прокат в отсутствие маркетингового сопровождения и полноценной рекламы не принес, а вот репутацию площадок подпортил. Негласное соглашение между кинотеатрами не выпускать пиратку самого ожидаемого релиза этого года – «Аватар: Путь воды» – до 12 января 2023, конечно же, ничего не гарантировало. Крупные киносети, очевидно, все же воздержатся от показа, однако мелкие региональные сети и отдельные кинотеатры, до этого уже практикующие «черную» схему продажи билетов, уже сейчас ставят голливудскую новинку в свой репертуар.
Свой среди чужих, чужой среди своих: как разделилось киносообщество в спорах о принудительном лицензировании
В связи с уходом из России зарубежного контента в августе в Госдуму РФ был внесен законопроект, предусматривающий введение в России «механизма принудительного лицензирования контента из недружественных стран» путем отчислений за использование лицензии правообладателям через спецсчета в российских банках.
Казалось бы, как можно на законодательном уровне рассматривать инициативу, противоречащую нормам и нарушающую как права на интеллектуальную собственность, так и все международные соглашения, тем не менее споры в российской креативной индустрии о принудительном лицензировании еще идут. Законопроект, который уже окрестили в киносообществе «легализацией пиратства», пока на предварительном рассмотрении в Госдуме и не прошел даже первое чтение.
Принятие подобного закона может повлечь за собой массу негативных последствий, среди которых отсутствие нормальных коммерческих отношений с иностранными правообладателями в будущем, приостановка деятельности российских сервисов на иностранных устройствах (iOS, Android, Huawei, на телевизорах с функцией Smart TV и т.д.), отказ от какой бы то ни было защиты российского контента от пиратства во всем мире и многие другие. К тому же прописанная процедура лицензирования выглядит достаточно сложной, процесс займет несколько месяцев с момента запуска фильма в мировой прокат, за это время он успеет выйти на пиратских сайтах и будет неактуален для проката офлайн.
«Все, что нарушает права на интеллектуальную собственность, можно только негативно расценивать. Я понимаю мотивацию людей, которые всерьез рассматривают принудительное лицензирование в сложившемся отчаянном положении, но не принимаю ее. Нельзя одновременно производить контент и рассчитывать на его монетизацию и при этом легитимизировать нечто, «полученное на халяву». Продавать данный контент. Это рушит все устои», – отметил в недавнем интервью ПрофиСинема Антон Сиренко.
Как российская киноиндустрия становится изолированной
В этом году все перевернулось не только в кинопрокате, но и во всей отрасли. Между российскими и иностранными организациями началось обоюдное прекращение сотрудничества, годами выстраиваемые международные отношения стали рушиться.
Среди наиболее показательных примеров: Национальная академия кинематографических искусств и наук РФ решила не выдвигать фильм на Оскар в этом году, не спросив мнения членов Оскаровского комитета; Совет Ассоциации владельцев кинотеатров, не дожидаясь решения об исключении от Международной ассоциации кинотеатров, объединяющей европейские национальные ассоциации кинотеатров и владельцев кинотеатров (UNIC), решил выйти из организации «на фоне санкций в адрес РФ в целом и той риторики, которая преобладает в отношении России», а компании Централ Партнершип и Белые ночи прекратили сотрудничество с Comscore, предоставляющей данные о прокате фильмов в американскую систему Rentrak.
В связи с обострением геополитической обстановки продажи на западные территории стали невозможны.
Продюсерам и дистрибьюторам в этом году пришлось осваивать новые рынки, преимущественно восточные, на других континентах (планы нарастить сотрудничество с таким крупным партнером, как Китай, пока не увенчались успехом). Компании вынуждены выделять дополнительные средства на дубляж на большее количество языков. А прибыли больше не становится. Так Сергей Сельянов отметил, что, например, цена на российский анимационный контент снизилась почти вдвое – это в тех странах, где отечественная анимация сейчас продается.
Авторское российское кино оказалось в самой сложной ситуации, совсем без продаж в другие страны, даже то, которое принимало участие в международных фестивалях. С февраля многие западные киносмотры выступили с заявлениями по поводу происходящих событий и стали отказывать российским проектам в конкурсном участии. Более жестко отреагировали крупнейший кинорынок контента MIPTV и Европейская киноакадемия, объявившие о бойкоте российских участников. Международная Федерация ассоциаций кинопродюсеров (FIAPF) приостановила аккредитацию Московского кинофестиваля и «Послания к человеку».
И если в прошлом году более двадцати российских фильмов стали участниками и лауреатами престижных международных кинофестивалей, то в этом году их – единицы, и в основном до событий в Украине – в январе–феврале российские фильмы показали в программах Берлинского и Роттердамского фестиваля («Брат во всем» Александра Золотухина, «Призрачно-белый» Марии Игнатенко, «Рядом» Тамары Дондурей). Скорее, исключением можно считать фильм «Жена Чайковского» Кирилла Серебренникова, вошедший в конкурс Каннского кинофестиваля.
Недавно стало известно о включении фильма «Один маленький ночной секрет» Наталии Мещаниновой в одну из секций Роттердамского кинофестиваля, который пройдет в начале следующего года.
С марта многие российские продюсеры оказались в незавидном положении – у одних сорвались зарубежные съемки, у других ушли утвержденные прокатчики, понизились прогнозы по сборам. Все копродукционные проекты были приостановлены на неопределенный срок.
Исходя из сложившегося положения, Минкульт пошел навстречу продюсерам и продлил сроки производства тех фильмов, которые получили господдержку и пострадали из-за санкций, и дофинансировал проекты, лишившиеся иностранных инвесторов.
Однако у господдержки есть и обратная сторона. Государство в этом году особенно интенсивно пытается диктовать свои условия, заявляя, что теперь будет вкладываться только в «правильное кино».
Акцент в приоритетных направлениях Минкульт, например, делает на «защите семейных ценностей, патриотическом воспитании, противодействии попыткам фальсификации истории и современным проявлениям идеологии нацизма, героизме и самоотверженности российских воинов в ходе спецоперации». В приведенном списке можно найти также и такие темы, как «Популяризация службы в Вооруженных силах России», «Деградация Европы». А в конкурсе Президентского фонда культурных инициатив теперь выделено отдельное направление «Мы вместе», посвященное патриотизму и героизму, а также «интеграции Донбасса и освобожденных территорий в единое культурно-образовательное, просветительское и цивилизационное пространство». Все эти темы сформулированы во исполнение ряда президентских указов, например, ноябрьского «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
Российские продюсеры уже взяли «курс на патриотизм», что наглядно продемонстрировал недавний питчинг в Фонде кино для организаций кинематографии, не входящих в число лидеров отечественного производства. Подавляющее число проектов посвящены освоению современных, наиболее конъюнктурных сюжетов. Некоторые из них в активной стадии производства, а следовательно, выйдут в следующем году.
На повестке дня – разработка сценариев фильмов о «противодействии загнивающей Европе» (Фонд кино уже взялся за сценаристов, запустив стипендиальную отраслевую программу «Автор», где каждый из стипендиатов будет работать «с редакторской группой Фонда кино в рамках написания сценария»).
Вместе с тем Россия налаживает сотрудничество в области культуры и искусства с одной из самых «радикальных и проблемных» стран в плане свободы творчества и свободы слова – с Ираном. Много лет иранских кинематографистов – Джафара Панахи, Мохаммада Расулофа, Мостафа Аль-Ахмада и других – арестовывают и обвиняют в «пропаганде против правительства и подрыве национальной безопасности». В августе Россия и Иран подписали меморандум о сотрудничестве в области кинематографии между министерствами культуры. Иранская делегация выдвинула ряд конкретных предложений по таким направлениям, как поддержка проектов детско-юношеского кино, расширение взаимодействия с российскими онлайн-платформами и совместное кинопроизводство.
Как подметил генеральный директор МТС Медиа Игорь Мишин на декабрьском отраслевом мероприятии, «с осени 2023 года появится много одинакового по смыслам и по эмоциям российского контента, но творческих людей нельзя заставить маршировать стройными рядами в одну сторону».
Дальше – больше: изменения законодательства в сфере кино, запреты, переносы
«Отстаивание традиционных ценностей и патриотизм» в этом году решено закрепить законодательно. В приоритете оказалось детское кино – законопроект о полном финансировании производства и проката национальных игровых фильмов для детей и юношества был одобрен в декабре. Фильмы дебютантов тоже получат стопроцентное финансирование от государства, однако очевидно, что и те, и другие должны следовать определенным приоритетным направлениям, озвученным ранее.
Каких тем точно не будет в будущих российских картинах – о любых нетрадиционных сексуальных отношениях. В конце ноября Госдума единогласно приняла в финальном чтении закон о запрете пропаганды ЛГБТ, а в декабре он уже вступил в силу. Фильм с упоминанием ЛГБТ-отношений теперь не сможет получить прокатное удостоверение. Как и не смогут получить продюсеры, прокатчики и демонстраторы фильмов госфинансирования, если они выступают против «спецоперации, в также создают отрицательные настроения у граждан и нагнетают обстановку» – правда, данный законопроект пока дошел только до первого чтения в Госдуме.
И если эффект от принятых законопроектов можно будет увидеть только в ближайшем будущем, то волна «негласных» запретов и переносов фильмов, для которых сейчас «не место и не время» накрыла нас уже в 2022 году.
Начиная с конца февраля релизную сетку стали покидать фильмы, среди которых такие, как «Капитан Волконогов бежал» Наташи Меркуловой и Алексея Чупова, включенный в программу кинофестиваля в Карловых Варах и охарактеризованный организаторами, как «косвенная, но весьма отчетливая критика нынешнего российского государственного режима»; картина якутского режиссера Владимира Мункуева «Нуучча», в основе которого рассказ «Хайлак» польского этнографа Вацлава Серошевского про конфликт якутских супругов и подселенного к ним русского. Следом Минкульт отозвал прокатное удостоверение у картины «Ампир V» по одноименному роману Виктора Пелевина. (Одну из ролей в фильме исполняет рэпер Oxxxymiron (Мирон Федоров), внесенный Минюстом в список физлиц-иноагентов.)
Релиз многострадальной антиутопии «Мы», отложенной сначала из-за пандемии, теперь перенесен на неопределенный срок. Фильм по роману Евгения Замятина должен был выйти 1 декабря, однако ему, возможно, сейчас «не место и не время» на экранах России. Как и не место на онлайн-экранах остросатирическому проекту «Горемыки», причиной переноса которого обозначили «неудачное для премьер время».
Отмены коснулись и документального кино. Так, в ноябре Минкульт решил отозвать прокатное удостоверение у ленты «Голод» режиссера Татьяной Сорокиной по сценарию Александра Архангельского. Фильм был охарактеризован как «неуместный для показа».
Онлайн-сервисы теряют зарубежный контент, но укрепляют свои позиции
Онлайн-кинотеатры, особенно те, что являются частью больших экосистем, кризис 2022 года затронул не так сильно, как офлайн-кинотеатры. Хотя зарубежный контент стал пропадать из библиотек. Это связано, по словам представителей платформ, с невозможностью продления действующих контрактов с иностранными компаниями.
Киностудии-мейджоры приостановили продажу лицензий на новинки российским стриминговым сервисам еще в марте, поэтому российские онлайн-кинотеатры в отсутствие премьер голливудских и европейских студий увеличили закупки контента южнокорейского и турецкого производства. Часть из них (например, турецкий) периодически попадает в топ по просмотрам. Однако приоритетным для платформ все-таки остается собственный оригинальный контент, на котором в настоящее время сервисы строят свою идентичность и цепляют внимание аудитории. Главы стриминговых сервисов утверждают, что финансирование оригинальных проектов не только не будут снижать, но и планируют наращивать. Однако, как показывает статистика, общее количество отечественных сериалов, вышедших в этом году на 10% меньше, чем прошлом, также снизилось и количество must-see-originals.
По количеству новых подписчиков в этом году все было нестабильно: и если ко второму кварталу темпы роста становились ниже (в сравнении с прошлым 2021 годом), то третьем квартале зафиксирован рост, который далее стал опять замедляться.
Ландшафт рынка стриминга также изменился: сначала сервис Megogo в марте остановил всю деятельность в России, онлайн-кинотеатры Wink и more.tv начали процесс объединения, Okko вышел из экосистемы Сбера, попавшего под санкции, перейдя к АО Новые возможности и скрыв данные о составе своих владельцев.
В этом году влияние и вес онлайн-кинотеатров в киноиндустрии увеличились: они участвуют в производстве крупных проектов, получающих господдержку, при этом входя в производство на ранних этапах; для получения госсубсидии теперь необходима гарантия показа фильма в кинотеатре. Дистрибьюторы делают ставку на взаимодействие с онлайном: одни уже заключили договоры о стратегическом сотрудничестве, как Каропрокат с Kion; другие планируют работать, как Атмосфера кино, взявшая в свой пакет проект «Беспринципные в деревне», основанный на комедийном сериале Кинопоиска, или только думают об этом, как Контент-клуб.
«Онлайн-платформы сейчас становятся центрами контентной экспертизы. Как и любой многозальный кинотеатр, онлайн-кинотеатр работает с разными категориями зрителей, на разные вкусы и запросы. В ближайшем будущем онлайн-кинотеатры станут еще больше влиять на качество и объемы производства в России», – так обрисовал будущее онлайн-сервисов Игорь Мишин.
Один за другим: смены руководителей
Этот год принес не только много потрясений, но и перестановок в организациях – от ухода ключевых фигур «по личным обстоятельствам» до полной или частичной смены руководства.
Одним из самых громких изменений стало назначение нового главы Департамента кинематографии и цифрового развития Министерства культуры РФ – на смену Светлане Максимченко, которая занимала этот пост с августа 2020 года, пришел продюсер Дмитрий Давиденко.
Все изменения в руководящем составе организаций так или иначе касались двух основных причин.
Уход одних был связан с драматическими событиями, происходящими в Украине – Олег Березин сложил с себя полномочия председателя Ассоциации владельцев кинотеатров, Александр Роднянский* вышел из состава учредителей Нон-Стоп Продакшен, а Антон Долин* покинул пост главного редактора журнала Искусство кино. Другие покинули компании, «чтобы сосредоточиться на новых проектах» – так сделали основатель сервиса IVI, один из тех, кто стоял у истоков становления российского бизнеса онлайн-кинотеатров, Олег Туманов, а также Валерий Федорович и Евгений Никишов, уйдя из 1–2–3 Production и продолжив работу как независимые продюсеры и режиссеры.
Громкими «увольнениями года» также стали уход Вячеслава Муругова из Национальной Медиа Группы и телеканала СТС (а затем и его исключение из состава совета Фонда кино) и Александра Мамута из Совета директоров Объединенной сети кинотеатров.
***
К концу 2022 киноиндустрия подходит с большими потерями и сломленным духом – в первую очередь кинотеатров. Попытки реанимировать прокат в самый (пока что) кризисный год (а мы-то думали, что в пандемию было плохо!) тщетны, так как контента как не хватало с февраля, так и не хватает по сей день. Пара потенциально кассовых релизов, вступивших в новогоднюю битву, протянут до конца января, а в феврале, если не будет прямой поддержки, кинотеатры планомерно будут закрываться либо прибегать к радикальным мерам – пиратству – но, как говорят самураи, «лучше достойная смерть, чем позорная жизнь».
Кинопроизводство, дистрибьюция, кинопоказ – звенья одной неразрывной цепи. Стоит помнить, что если кинотеатры пойдут ко дну, то потянут за собой остальных – фильмы просто негде будет показывать. Ждать 7–10 лет, когда появится достаточное количество российского контента, на который сейчас государством выделяются деньги, площадки не смогут. Закрытие кинотеатров приведет к прекращению функционирования всей киноотрасли.
*Фигурируют в реестрах организаций и лиц, признанных Минюстом иноагентами