Тренды европейского кино: тяжелое положение общественных вещателей и консолидация медиакомпаний
ПрофиСинема продолжает публиковать результаты исследования ключевых трендов медиа- и кинорынка, проведенного Европейской аудиовизуальной обсерваторией / European Audiovisual Observatory. В заключительном, пятнадцатом, материале речь пойдет о консолидации и интернационализации в телевизионном производстве, о снижении бюджетов общественных вещателей в Европе, а также о том, как европейская аудиовизуальная индустрия справляется с последствиями пандемии.
Конкуренция и неравенство среди крупнейших аудиовизуальных компаний мира
Несколько европейских общественных вещательных компаний (PSB) входят в число 50 крупнейших аудиовизуальных компаний по всему миру. Но консолидация и появление новых игроков существенно влияет на распределение мест в этом списке, и со временем общественные вещатели теряют свои позиции в глобальной таблице лидеров.
В 2019 году общая выручка общественных вещателей в 38 странах, по которым у Обсерватории имелись данные, составила 36,1 млрд евро. На 28 стран-членов ЕС пришлось 93% (33,44 млрд евро) этой суммы. Самыми большими в 2019 году были бюджеты общественных вещателей в Германии (28% от общего объема доходов в ЕС-28), Великобритании (20%) и Франции (14%). Вместе их совокупная выручка составила 20,85 млрд евро – 62% от общего дохода в 28 странах ЕС.
Пять компаний PSB, попавшие в топ–50 2019 года, – немецкая ARD, британская BBC, французская France Télévisions, итальянская RAI и японская NRK – столкнулись с конкуренцией, преимущественно с США. Более половины из 50 крупнейших аудиовизуальных компаний мира – американские, они обладают значительным финансовым потенциалом. Компания Comcast, занимающая первое место в топ-50, имеет годовой оборот в более чем 67,40 млрд евро, что в 10 раз больше, чем у ARD (20 место).
Снижение бюджетов общественных вещателей
Четвертый год подряд инфляция опережает темп среднего роста ежегодной выручки общественных вещателей: в 2019 году – 0,8% (264,9 млн евро) в 28 государствах-членах ЕС, 0,7% в других странах, по которым у Обсерватории имелись данные (261,7 млн евро). Исключение составляет Германия, здесь рост за 2019 год был нулевым.
С 2018 по 2019 год в двух третях стран темпы инфляции были выше роста выручки общественных вещателей, это приводило к сокращению бюджета. За этот период произошли сокращения бюджетов на общую сумму 136,7 млн евро в 28 государствах членах ЕС и всего на 159 млн евро во всех странах, по которым у Обсерватории имелись данные. Самое значительное снижение наблюдалось в Боснии и Герцеговине, Португалии и Румынии.
Различия в госфинансировании
Выручка общественных вещателей в разных странах сильно различается – не только в абсолютном выражении, но и в размерах поступлений с каждого домохозяйства/жителя: в Дании в 2018 году это показатель составил 170,8 евро, а в Грузии - 4,6 евро.
Стагнация финансирования объясняется проблемами с госфинансированием и кризисом рекламы, поскольку общественное вещание полагается на эти два ресурса, хоть и в разной степени: в 2019 году в 28 странах ЕС государственное финансирование составляло 77% источников средств компаний (78% в 38 странах, по которым у Обсерватории имелись данные), но эта доля варьируется от 98% в Финляндии до 31% на Мальте.
Особенности производства телевизионного контента в Европе
В период с 2015 по 2019 год в Европе в общей сложности 1165 компаний выпустили по крайней мере один телевизионный сериал, но только 8% из них были активны в течение каждого из пяти лет. Между тем, 94% компаний выпустили за этот период один или два телевизионных проекта. 471 компания была активна в производстве телевизионного контента в 2019 году.
На 15 ведущих компаний приходилось 37% наименований сериалов и 52% часов контента, произведенного в период с 2015 по 2019 год. К примеру, компания ARD выпустила 7% европейских сериалов за пятилетний период, а RTL Group обеспечила 9% от общего количества часов телевизионного контента, произведенного в Европе в период с 2015 по 2019 год.
Что касается высококачественных (high-end) сериалов длительностью от 2 до 13 эпизодов, то 712 компаний активно производили их в период с 2015 по 2019 год, но только 6% были активны каждый год. В 2019 году 310 компаний выпустили high-end-контент. Топ-10 компаний были поставщиками почти трети высококачественных сериалов. И наоборот, половина всех сериалов данной категории была произведена 5% всех компаний.
На пути к большей консолидации
В 2019 году ведущие производственные компании – сюда входят дочерние компании крупных вещательных корпораций и независимые производители, не занимающиеся или ограниченные деятельностью в области вещания, – производили в основном телевизионный контент, а не фильмы. Все большее число этих компаний совмещают разные виды деятельности: производственную, дистрибьюторскую, вещательную и другую техническую деятельность.
Консолидация продолжается, и все больше медиакомпаний объединяют свои силы на рынке. Недавние значительные слияния и поглощения включают: сделку основателя Mediawan с американским инвестором KKR по объединению компании в общеевропейский альянс Mediawan Alliance (сюда же вошла студия Lagardère, или Good Mood); приобретение KKR группы Tele München; приобретение компанией Banijay EndemolShine (сделка завершена в июле 2020 года); приобретение Sony Pictures Television компании Eleven; приобретение All3Media (Discovery/Liberty Global) студии Silverback Films.
Независимые группы и дочерние компании вещателей
В 2019 году в рейтинг ведущих производителей телевизионных сериалов вошли: дочерние компании крупных вещательных корпораций, производящие контент в основном для себя (ARD, BBC Studios, Telefónica) или для других вещателей (ITV Studios, Vivendi, Bambú Producciones,TF1, Newen, Bonnier Group); независимые производственные компании без или с ограниченной вещательной деятельностью (Banijay, 2 Mediawan, Leonine Holding, Mediapro, Beta Film, JLA Productions); а также дочерние подразделения американских компаний (All3Media Discovery, Warner Media).
Уровень интернационализации этих ведущих компаний значителен: в период с 2015 по 2019 год RTL Group и Warner Media производили контент в 11 странах ЕС, Banijay – в 10, EndemolShine – в 9, а ITV – в 7.
Как европейская аудиовизуальная индустрия справляется с последствиями пандемии
Аудиовизуальная индустрия серьезно пострадала от пандемии коронавируса и общих ограничительных мер, принятых во всем мире. Кризис привел к падению кассовых сборов и доходов от рекламы, проблемам с ликвидностью и резкому росту уровня безработицы.
На национальном, европейском и международном уровнях государственными учреждениями (правительствами, национальными киноагентствами, регулирующими органами средств массовой информации...) и заинтересованными сторонами отрасли были приняты различные меры для поддержки аудиовизуального сектора в период кризиса. Меры включают все - от создания новых чрезвычайных фондов, смягчения требований и сроков предоставления кредитов и гарантий, расширения выплат по поддержке и адаптации налогов и выплат по социальному обеспечению до предложения новых услуг и горячих линий, выпуска новых стандартов производства и др.
Европейский парламент и Совет ЕС 10 ноября 2020 года достигли исторического соглашения о долгосрочном бюджете ЕС. Оно должно стать инструментом восстановления, который поможет устранить экономический и социальный ущерб, причиненный пандемией, и запустить процесс восстановления. Этот бюджет составляет 1,8 трлн евро. Также 3 декабря 2020 года был запущен план действий по поддержке восстановления и трансформации медиа-и аудиовизуального секторов. В нем основное внимание уделяется 10 конкретным действиям в трех областях деятельности: облегчение и расширение доступа к финансированию; стимулирование инвестиций; расширение прав и возможностей европейских граждан и компаний.
Другие публикации о ключевых трендах медиа- и кинорынка, выявленных Европейской аудиовизуальной обсерваторией (исследование 2021 года):
- Тренды европейского кино: тяжелое положение общественных вещателей и консолидация медиакомпаний
- Тренды европейского кино: консолидация на аудиовизуальном рынке
- Тренды европейского кино: стриминговые сервисы переживают поворотный момент
- Тренды европейского кино: рынок домашнего видео уходит в цифровой формат
- Тренды европейского кино: развитие кинотеатральной инфраструктуры до пандемии
- Тренды европейского кино: устойчивость вещателей в пандемию зависит от модели финансирования
- Тренды европейского кино: инклюзивность и особенности медиарынка Великобритании
- Тренды европейского кино: европейский ТВ-рынок сильно фрагментирован
- Тренды европейского кино: экспорт европейских фильмов вырос в США
- Тренды европейского кино: распространение контента на TVOD и SVOD
- Тренды европейского кино: пересмотр Директивы об аудиовизуальных медиауслугах
- Тренды европейского кино: рост кинопроизводства до пандемии
- Тренды европейского кино: в Европе продолжается бум мини-сериалов
- Тренды европейского кино: женщин-режиссеров сравнительно мало
- Тренды европейского кино в докладе Европейской аудиовизуальной обсерватории