Тренды европейского кино: инклюзивность и особенности медиарынка Великобритании
ПрофиСинема продолжает публиковать результаты исследования ключевых трендов медиа- и кинорынка, проведенного Европейской аудиовизуальной обсерваторией / European Audiovisual Observatory. В девятом материале речь пойдет о разнообразии и инклюзивности в медиандустрии, также в фокусе Обсерватории оказалась Великобритания, аудиовизуальный рынок которой является вторым по величине в Европе.
Разнообразие и инклюзивность на экране и за камерой
Вопросы разнообразия и инклюзивности в последние годы все чаще поднимаются в аудиовизуальной индустрии в частности и в мире в целом. Они касаются репрезентации женщин, расовых меньшинств и представителей ЛГБТК+ сообщества как на экране, так и в самой отрасли.
Что касается разнообразия и инклюзивности в отрасли, то здесь важна не только работа на равных условиях с точки зрения заработной платы, развития карьеры и возможностей, но также доступ к обучению, пропорциональному представлению всех разнообразных групп общества на руководящих должностях — от творческих руководителей и уполномоченных по вопросам кино и телевидения до программных директоров фестивалей и сотрудников отборочных комитетов по государственному финансированию.
Обсерватория отмечает, что люди из недостаточно представленных в аудиовизуальной индустрии групп должны не только появляться на экранах, но и активно вовлекаться в производство. Разнообразие за кадром на всех этапах производственного процесса является непременным условием для достижения разнообразия и на экране.
В Великобритании высокий процент женщин в индустрии
Сбор данных о соблюдении требований разнообразия и инклюзивности в индустрии имеет основополагающее значение для понимания масштабов проблемы и разработки решений. В Великобритании наиболее полную информацию дают отчеты, подготовленные компанией Creative Diversity Network, их отчет 2018-2019 годов показывает, что, хотя был достигнут определенный прогресс – например, процент женщин в индустрии высок, как на экране - 52,4%, так и за экраном - 53,7%, чернокожих, азиатских и других этнических меньшинств (BAME) на экране тоже достаточно много (22,7%), но иные группы по-прежнему отсутствуют на многих главных творческих позициях в отрасли: люди с ограниченными возможностями, старше 50 лет и так далее.
Аудиовизуальная индустрия еще испытывает сложности с трудоустройством инвалидов. Общий показатель Великобритании для инвалидов трудоспособного возраста составляет 17%, но инвалиды составляют только 5,2% за кадром и 7,8% на экране.
Что касается принимаемых решений, то существует широкий спектр инструментов для устранения разрыва в разнообразии и инклюзивности, которые внедряются или продвигаются государственными учреждениями (министерствами, фондами кино, регулирующими органами, вещателями), частными учреждениями, отраслевыми ассоциациями и гражданским обществом. Они направлены на оценку ситуации (исследования, отчеты), разработку планов и стратегий, установление обязательных или гибких требований, содействие доступу определенных групп населения к работе в аудиовизуальных отраслях (наставничество, обучение, установление квот) и повышение осведомленности об отсутствии разнообразия и инклюзивности.
Аудиовизуальный рынок Великобритании – второй по величине в Европе
Великобритания является вторым по величине (21,5 млрд евро) аудиовизуальным рынком Европы, уступая только Германии. В расчете на душу населения рынок Соединенного Королевства более развит, чем в других крупных европейских странах, и имеет отличительные особенности:
- меньшая доля доходов, получаемых от телевизионной рекламы (интернет-реклама занимает гораздо более высокую долю в Великобритании, чем в среднем по Европе);
- более высокая доля доходов от платных услуг, в частности — VoD.
Основную долю доходов от платного телевидения в Великобритании обеспечивает спутниковое телевидение (78% от общих доходов), в то время как доля доходов от интерактивного телевидения IPTV остается сравнительно небольшой (и стагнирует).
Три ведущие телевизионные группы – BBC, ITV и Sky
Среднее время, затрачиваемое в день на просмотр телевизора в Великобритании – 3 часа 2 минуты, это ниже среднего значения по Европе (3 часа 25 минут). Соединенное Королевство также является одной из европейских стран, где просмотр телевизора сократился в период с 2015 по 2019 год больше всего (-15%). Две ведущие телевизионные группы – общественный вещатель BBC и частная группа ITV – вместе «забирают» около 58% аудитории, за ними следует вещательная компания Sky, которая была приобретена Comcast в сентябре 2018 года. BBC, ITV и Sky входят в топ-10 крупнейших аудиовизуальных европейских компаний.
К концу декабря 2019 года, то есть непосредственно перед Brexit, некоторые телеканалы вынуждены были передислоцироваться, в основном, в Нидерланды и Испанию. Тем не менее, Великобритания остается на сегодняшний день ведущей европейской страной по количеству телевизионных каналов и основным центром для телевизионных каналов, обслуживающих другие европейские страны.
Генератор производства фильмов и сериалов
Великобритания входит в пятерку ведущих европейских стран по количеству выпущенных игровых фильмов и является основным производителем высококачественных (как упоминалось в других материалах, так называемых high-end) сериалов, этому способствуют крупные инвестиции вещательных компаний и копродукция во многих проектах с США, а также специальная схема стимулирования производства. Однако недавно наметилась проблема: бум телевизионного производства в Великобритании может иметь нежелательные последствия, такие как раздутие бюджетов, нехватка квалифицированных кадров и превращение британских продюсеров в исполнительных продюсеров, которые зачастую не могут контролировать доходы от продажи прав.
В любом случае, высокое качество производства контента в Великобритании приводит к увеличению экспорта, в частности, в том, что касается сериалов для VOD-платформ (на Великобританию приходится около 50% всего контента, доступного по подписке на VOD-платформах в Европе).
Другие публикации о ключевых трендах медиа- и кинорынка, выявленных Европейской аудиовизуальной обсерваторией (исследование 2021 года):
- Тренды европейского кино: тяжелое положение общественных вещателей и консолидация медиакомпаний
- Тренды европейского кино: консолидация на аудиовизуальном рынке
- Тренды европейского кино: стриминговые сервисы переживают поворотный момент
- Тренды европейского кино: рынок домашнего видео уходит в цифровой формат
- Тренды европейского кино: развитие кинотеатральной инфраструктуры до пандемии
- Тренды европейского кино: устойчивость вещателей в пандемию зависит от модели финансирования
- Тренды европейского кино: инклюзивность и особенности медиарынка Великобритании
- Тренды европейского кино: европейский ТВ-рынок сильно фрагментирован
- Тренды европейского кино: экспорт европейских фильмов вырос в США
- Тренды европейского кино: распространение контента на TVOD и SVOD
- Тренды европейского кино: пересмотр Директивы об аудиовизуальных медиауслугах
- Тренды европейского кино: рост кинопроизводства до пандемии
- Тренды европейского кино: в Европе продолжается бум мини-сериалов
- Тренды европейского кино: женщин-режиссеров сравнительно мало
- Тренды европейского кино в докладе Европейской аудиовизуальной обсерватории
Подписывайтесь на ProfiCinema.ru в Instagram и Телеграм и узнавайте первыми о главных новостях кинобизнеса