Тренды европейского кино: распространение контента на TVOD и SVOD
Портал ПрофиСинема продолжает знакомить читателей с результатами исследования ключевых трендов медиа- и кинорынка, проведенного Европейской аудиовизуальной обсерваторией / European Audiovisual Observatory и опубликованного весной 2021 года. В шестом материале речь пойдет о контенте VOD-сервисов; характерных особенностях продвижения фильмов и сериалов на онлайн-платформах, а также о зависимости количества продаж на иностранные интернет-площадки от кинотеатральной посещаемости картин в домашнем прокате.
Предварительно стоит оговорить значение аббревиатур TVOD и SVOD. Речь идет о двух моделях монетизации на рынке легальных видеосврвисов: TVOD (Transactional Video On Demand) – пользователь получает возможность просмотра единицы контента в течение ограниченного времени, арендуя указанный контент; SVOD (Subscription Video On Demand) — по подписке пользователь получает доступ к библиотеке контента на определенное время без ограничения числа просмотров.
Европейская аудиовизуальная обсерватория на постоянной основе мониторит соотношение фильмов и телевизионного контента на VOD-сервисах. С каждым годом эта работа становится все актуальнее, поскольку подобные платформы набирают популярность, а Директива об аудиовизуальных медиауслугах (AVMSD) обязывают их руководство заполнять европейскими произведениями не менее 30% каталога.
Из стран-членов ЕС Франция — основной поставщик фильмов на TVOD
В мае 2020 года среднее количество фильмов на сервисах транзакционного видео по запросу (TVOD) составляло 5126, на SVOD — 1031. Также на TVOD-платформах доля европейских фильмов оказалась чуть выше, нежели на SVOD — 31% против 29% соответственно.
Из 27 стран-членов ЕС основным поставщиком фильмов на TVOD стала Франция с долей 30%. За ней следуют Германия (22%), Италия (9%), Испания (7%). Также на эти страны приходится 66% от всего произведенного в ЕС контента, доступного в каталогах SVOD-сервисов. На долю Великобритании пришлось 8% всех фильмов доступных на TVOD-платформах и 6% — на SVOD.
SVOD предлагает более свежий телеконтент, на TVOD бОльшая доля европейской ТВ-продукции
Как правило, на SVOD размещаются более новые сериалы, в основной массе не старше пяти лет. В мае 2020 на SVOD-платформах был более широкий ассортимент сериалов, а TVOD-каталоги содержали бОльшую долю европейской телепродукции. Основными производителями европейского телевизионного контента среди стран-членов ЕС являлись Германия, Франция, Испания и Италия — на их долю приходилось 75% от всей продукции. Сезоны немецких сериалов доминировали в общей массе телеконтента, произведенного в ЕС и опубликованного на TVOD-сервисах, а на SVOD основным производителем телеконтента из членов Евросоюза являлась Франция.
Европейские VOD-сервисы предлагают порядка 150 тыс единиц телевизионной продукции, большая ее часть приходится на SVOD. Европейский контент составляет 37% каталога на TVOD-платформах и 23% — на SVOD. Без учета британского контента на долю продукции 27 стран-членов ЕС приходится 24% содержания TVOD- и всего 10% SVOD-каталогов.
Национальные VOD-сервисы предлагают больше европейского контента, в особенности это касается TVOD-платформ, где данный показатель составляет 43%. Международные платформы в бОльшей мере ориентируются на продукцию США.
Продвижение фильмов на TVOD-сервисах: рекламные компании сосредоточены на малой доле проектов
Бизнес-модель TVOD-платформ в первую очередь опирается на прокат ограниченного количества свежих высококлассных фильмов. При этом в каталогах подобных сервисов присутствует и множество более старых картин и телешоу, о которых почти не рассказывают в рекламных компаниях. Небольшое число высококлассных фильмов агрессивно продвигается с помощью рекламы, в надежде на то, что зрители могут обратить внимание и на остальной контент.
Каждый месяц всего 1%-2% тайтлов из каталогов TVOD-платформ активно продвигают в массы. В октябре 2020 года рекламировалось 1800 тайтлов, однако 44% рекламного времени было отдано 10 наименованиям.
Из этого небольшого числа наиболее активно продвигаемых произведений 75% приходилось на новые фильмы и сериалы, произведенные в 2019 и 2020 году. При этом 94% рекламных спотов посвящено фильмам и всего 6% — телевизионному контенту (в основном сериалам).
Также стоит отметить, что бОльшая часть (87%) продвигаемых фильмов с TVOD-платформ изначально выходила в домашний кинотеатральный прокат, 2% демонстрировались за ее пределами, а оставшиеся 11% не выходили в кинотеатрах ни в одной стране и создавались специально для премьеры на VOD-сервисах (в отдельных случаях — для выпуска на DVD).
В общей массе продвигаемых произведений сравнительно высокая доля приходится на продукцию ЕС и Европы в целом (из них 26% и 39% проектов соответственно были поддержаны рекламой). Тем не менее, данный контент, как правило, рекламируется менее интенсивно, нежели фильмы из США. На произведения, созданные в ЕС, пришлось 18% рекламных спотов; на контент, созданный на европейском континенте в целом — 37%.
При этом продвижение европейских картин оказались более точечным по сравнению с общими показателями, приведенными выше. На 10 самых рекламируемых европейских фильмов пришлось 76% всех рекламных спотов.
Международные TVOD-сервисы, как правило, продвигают меньше фильмов производства ЕС и европейских стран в целом (11% и 25% рекламных спотов соответственно). При этом у подобных платформ на 10 самых рекламируемых европейских фильмов приходится 84% от общего числа спотов.
Больше половины картин, выходивших в кинотеатрах, становятся доступны на VOD
По состоянию на май 2020 из всех фильмов, вышедших в кинотеатрельный прокат на территории ЕС и Великобритании с 1996 по 2019 годы, 62% представлены на VOD-сервисах хотя бы в одной европейской стране. Отметим, здесь и далее под терминами «Европа» и «европейский» подразумеваются страны-члены ЕС и Великобритания. Для фильмов европейского производства данный показатель составляет 56%. При этом число европейских картин, попавших в библиотеки VOD-сервисов после кинотеатрального проката, в 2,6 раз выше аналогичного показателя фильмов из США.
На фильмы, доступные на VOD хотя бы в одной стране, приходится 98% всех посещений кинотеатров. Чем больше зрителей ходит на ту или иную ленту в кино, тем более вероятно она окажется на стриминге. Большая часть картин, присутствующих на VOD-платформах, привлекала в прокате порядка 10 тыс зрителей.
В среднем, выходя на VOD, фильмы становились доступны в 6,9 европейских странах. Для европейских фильмов этот показатель равен 4,6. Релизы чаще на TVOD-, нежели на SVOD-сервисах (59% против 41% соответственно). Тем не менее, на SVOD доля выложенных фильмов с высокими показателями кинотеатральной посещаемости оказывается выше, нежели на TVOD.
Как правило, VOD-платформы обеспечивают бОльшую доступность фильмов по странам, нежели кинотеатральный прокат (6,9 и 5,4 стран соответственно). Из 6,9 стран, где лента вышла на VOD, около половины не показывали ее в кинотеатрах. В случае с европейским кино наибольший прирост числа территорий на VOD по сравнению с кинотеатральным прокатом наблюдается у фильмов, которые посетило менее 50 тыс зрителей.
Другие публикации о ключевых трендах медиа- и кинорынка, выявленных Европейской аудиовизуальной обсерваторией (исследование 2021 года):
- Тренды европейского кино: тяжелое положение общественных вещателей и консолидация медиакомпаний
- Тренды европейского кино: консолидация на аудиовизуальном рынке
- Тренды европейского кино: стриминговые сервисы переживают поворотный момент
- Тренды европейского кино: рынок домашнего видео уходит в цифровой формат
- Тренды европейского кино: развитие кинотеатральной инфраструктуры до пандемии
- Тренды европейского кино: устойчивость вещателей в пандемию зависит от модели финансирования
- Тренды европейского кино: инклюзивность и особенности медиарынка Великобритании
- Тренды европейского кино: европейский ТВ-рынок сильно фрагментирован
- Тренды европейского кино: экспорт европейских фильмов вырос в США
- Тренды европейского кино: распространение контента на TVOD и SVOD
- Тренды европейского кино: пересмотр Директивы об аудиовизуальных медиауслугах
- Тренды европейского кино: рост кинопроизводства до пандемии
- Тренды европейского кино: в Европе продолжается бум мини-сериалов
- Тренды европейского кино: женщин-режиссеров сравнительно мало
- Тренды европейского кино в докладе Европейской аудиовизуальной обсерватории
Подписывайтесь на ProfiCinema.ru в Instagram и Телеграм и узнавайте первыми о главных новостях кинобизнеса