Тренды европейского кино: пересмотр Директивы об аудиовизуальных медиауслугах
Портал ПрофиСинема продолжает знакомить читателей с результатами исследования ключевых трендов медиа- и кинорынка, проведенного Европейской аудиовизуальной обсерваторией / European Audiovisual Observatory и опубликованного весной 2021 года. В пятом материале речь пойдет о статусах «национального» и «европейского» произведений; о проблемах, связанных с их дефиницией; а также о пересмотренной Директиве об аудиовизуальных медиауслугах (AVMSD). Ранее на портале ПрофиСинема выходили материалы о росте кинопроизводства в допандемийный период, о буме мини-сериалов и гендерном дисбалансе в киноотрасли.
Определение национальной принадлежности аудиовизуальных произведений (положение, по которому произведение должно считаться «национальным» или «европейским» согласно соответствующему законодательству) имеет большое значение для продюсеров, государственных кинематографических фондов, регулирующих органов и поставщиков услуг, так как напрямую влияет на структуру финансирования проектов.
Национальная принадлежность фильма или аудиовизуального произведения традиционно определяется властями на основе критериев, которые могут варьироваться в разных странах и даже между различными учреждениями в пределах одного государства.
Статус «европейского произведения» однозначно закреплен Статьей 1(1)n Директивы аудиовизуальных медиауслуг (AVMSD). Именно он имеет основополагающее значение при расчете квот на распространение, традиционно налагаемых на вещателей (более 50% времени эфира, за исключением новостей, спорта и других категорий, должно быть посвящено европейским произведениям). В пересмотренной версии Директивы аудиовизуальных медиауслуг эти условия распространяются и на услуги видео по запросу (VOD) (минимум 30% доли их каталогов).
Произведение, которое считается «национальным» в соответствии с правилами финансирования, утвержденными в том или ином государстве, не всегда может быть квалифицировано как «европейское» по правилам AVMSD. Например, Директива требует рассматривать в качестве производителей того или иного фильма только страны, которым принадлежит мажоритарная доля в проекте. Поэтому государства с миноритарным участием к числу создателей ленты отнесены не будут.
Недавний сравнительный анализ, проведенный Европейской аудиовизуальной обсерваторией на примере 28 стран-членов ЕС, показал, что подавляющее большинство гармонизировало национальное законодательство с положениями Директивы. Страны-участники обязаны каждые два года отчитываться перед Европейской комиссией о проделанной работе. Зачастую регулирующие органы полагаются на информацию, представленную компаниями, и доверяют полученным данным.
Результаты исследования показывают, что оценка национальной принадлежности фильмов производится на прецедентной основе - особенно в тех случаях, когда данные о проектах не выглядят достаточно достоверными. Основными проблемами здесь являются: большой объем информации, недостаток ресурсов для ее обработки у регулирующих органов, а также нехватка централизованных баз данных аудивизуальных работ, в которых были бы предусмотрены однозначные индикаторы данных производителей.
Другие публикации о ключевых трендах медиа- и кинорынка, выявленных Европейской аудиовизуальной обсерваторией (исследование 2021 года):
- Тренды европейского кино: тяжелое положение общественных вещателей и консолидация медиакомпаний
- Тренды европейского кино: консолидация на аудиовизуальном рынке
- Тренды европейского кино: стриминговые сервисы переживают поворотный момент
- Тренды европейского кино: рынок домашнего видео уходит в цифровой формат
- Тренды европейского кино: развитие кинотеатральной инфраструктуры до пандемии
- Тренды европейского кино: устойчивость вещателей в пандемию зависит от модели финансирования
- Тренды европейского кино: инклюзивность и особенности медиарынка Великобритании
- Тренды европейского кино: европейский ТВ-рынок сильно фрагментирован
- Тренды европейского кино: экспорт европейских фильмов вырос в США
- Тренды европейского кино: распространение контента на TVOD и SVOD
- Тренды европейского кино: пересмотр Директивы об аудиовизуальных медиауслугах
- Тренды европейского кино: рост кинопроизводства до пандемии
- Тренды европейского кино: в Европе продолжается бум мини-сериалов
- Тренды европейского кино: женщин-режиссеров сравнительно мало
- Тренды европейского кино в докладе Европейской аудиовизуальной обсерватории
Подписывайтесь на ProfiCinema.ru в Instagram и Телеграм и узнавайте первыми о главных новостях кинобизнеса