Россия бьет рекорды по кинотеатральной посещаемости
25 февраля в рамках 70 Берлинского кинофестиваля, который проходит в столице Германии с 20 февраля по 1 марта, Европейская аудиовизуальная обсерватория / European Audiovisual Observatory представила новый отчет о посещаемости кинотеатров за 2019 год в странах ЕС и других странах Европы, не входящих в Евросоюз. Исследование показало, что Россия занимает первое место среди европейских рынков по кинотеатральной посещаемости.
На российском рынке зафиксировано самое высокое количество продаж билетов в кинотеатры - в общей сложности 219,4 миллиона (+9,5% к 2018 году) - новый рекорд, закрепляющий позицию России как крупнейшего кинорынка по количеству зрителей среди стран ЕС. По этому показателю Россия опережает Францию, которая уже много раз занимала первую позицию в рейтинге. В 2019 году во Франции продано 213,3 млн билетов (+6% к 2018 году). В пятерку крупнейших стран ЕС по кинотеатральной посещаемости в 2019 году также вошли Великобритания (176,1 млн), Германия (118,6 млн) и Италия (104,7).
Из стран ЕС и стран, не входящих в ЕС, самое сильное снижение посещаемости зафиксировано в Турции - с 70,4 миллиона в 2018 году до 59,4 миллиона в 2019 году.
По оценкам обсерватории, после двух лет падения общей кинотеатральной посещаемости, в 2019 году в ЕС она увеличилось на 5,5%, преодолев таким образом барьер в 1 миллиард билетов. Это на 52,6 миллиона проданных билетов больше, чем в 2018 году, что является лучшим результатом, зарегистрированным в ЕС с 2004 года. Рост посещаемости кинотеатров зафиксирован и в странах, не входящих в ЕС: с 1,25 миллиарда в 2018 году до 1,31 миллиарда. Это рекорд по крайней мере за последние два десятилетия.
В отличие от 2017 и 2018 годов, в 2019 году рост посещаемости кинотеатров был относительно однородным: она увеличилась в 19 странах и снизилась только в 5 из 25 кинорынков ЕС, по которым имелись предварительные данные, оставаясь относительно стабильной в одной стране. Рост посещаемости в 2019 году наблюдался в Германии (+12,6%), Италии (+14,2%), Франции (+6,0%) и Испании (+4,7%). Из пяти основных рынков ЕС только в Великобритании зафиксировано снижение посещаемости кинотеатров по сравнению с 2018 годом, общее количество проданных билетов в 2019 году - 176,1 млн. Тем не менее, это по-прежнему второй самый высокий показатель в Великобритании с 1970-х годов, после рекордного 2018 года. Рост зафиксирован также в Польше (+1,5%), Нидерландах (+6,4%), Чехии (+12,1%) и Румынии (+7,1%).
Рост числа посещаемости кинотеатров, по оценкам специалистов, главным образом обусловлен ежегодным увеличением числа выходящих в прокат американских блокбастеров. В 2019 году было выпущено несколько мегахитов, таких как «Король Лев», «Мстители: Финал», «Холодное сердце 2» и «Джокер».
Практически во всех странах наблюдался рост объема бокс-офиса. Среди стран ЕС наибольший рост кассовых сборов зафиксирован в Италии – 668 млн евро (+15,3% к показателям 2018 года), Румынии – 2,6 млрд чешских крон (+15,3%), Румынии – 300 млн румынских леев (+14,2%) и Германии – чуть более 1 млрд евро (13,9%). В России в 2019 году объем бокс-офиса составил 55,5 млрд рублей, что превышает на 10,3% показатель 2018 года.
По сравнению с 2018 годом доля национального рынка фильмов в странах ЕС увеличилась в 11 и снизилась в 13 из 24 стран ЕС, по которым были доступны данные за 2019 год. В Великобритании зафиксировала самая большая доля национального рынка среди всех стран ЕС - 48,4% (это даже выше значения 2018 года – 46,1%). На втором месте оказалась Франция с долей национального рынка 35% (но она ниже значения 2018 года – 39,3%), опередив Польшу с показателем 28,2% (в 2018 году – 33,1%). За пределами ЕС Турция подтвердила свое лидирующее положение с точки зрения доли национальных фильмов в прокате - 56,9% в 2019 году. У России этот показатель 23,1% (в 2018 году – 28,9%).
Подписывайтесь на наш Instagram и узнавайте первыми о главном в сфере кинобизнеса