Итоги российской кинематографии 2019 года: и жизнь, и слезы, и рибейты
По традиции редакция интернет-портала ПрофиСинема публикует обзор ключевых событий, произошедших в российской киноиндустрии за год, и, опираясь на мнения экспертов, делает прогнозы на ближайшее будущее. 2019 год не был богат на громкие события, серьезных потрясений киноиндустрии он не принес, однако все равно запомнится профессионалам отрасли некоторыми нововведениями.
В целом уходящий год российской кинематографии можно охарактеризовать как стабильный, продолжающий или усиливающий тенденции прошлых лет. Крупных скандалов не было. Но ощутимее стало «закручивание гаек» Министерством культуры, которое в этом году серьезно взялось за продюсеров, требуя неукоснительно выполнять условия получения субсидий либо возвращать деньги назад. Фонд кино тоже продолжает судиться с должниками. Появившиеся онлайн-платформы в этом году продолжали наращивать контент и производить собственный, ломая при этом рынок. Российский зритель начинает сознательно платить за контент в интернете, однако антипиратский закон все еще не принят. Запущенная программа рибейтов, безусловно, стала одним из положительных моментов этого киногода.
Фонд кино ругает сценарии и судится с должниками
С начала этого года Фонд кино продолжил судиться с должниками и подал иск к ООО «Смешарики», которое входит в состав ГК Рики. Представители компании взяли у фонда 30 млн рублей на съемку полнометражного анимационного фильма «Смешарики. Дежавю» и не вернули. Спустя два месяца фонд подал иск на сумму 112,9 млн рублей к компании Enjoy Movies, которой эти средства были выделены на производство фильма «Аладдин». В июле Арбитражный суд Москвы принял решение о взыскании с кинокомпании Enjoy Movies по иску фонда. Съемки должны были начаться в октябре 2016 года, но фильм так и не сняли.
Фонд кино также взыскал долг с компании Инвиктус (4,67 млн рублей плюс неустойка 104 595 рублей и расходы по госпошлине 46 873 рублей). Средства были выделены компании в 2017 году на игровой полнометражный хоррор «Красные.Белые.Мертвые».
Чуть позже на официальном сайте фонда был опубликован список всех 24 должников. Каждая из имеющих задолженности компаний обязалась в установленный срок произвести кинопродукт, но выпуск фильмов был задержан или не состоялся вовсе.
Кроме того, в этом году произошел беспрецедентный случай: после весеннего питчинга кинокомпаний, не входящих в число лидеров отечественного производства, Вячеслав Тельнов заявил, что в связи с достаточно низким уровнем представленных на конкурс сценариев государственную поддержку на безвозвратной основе получили только 14 проектов, а остаток средств будет распределен на дополнительном конкурсе.
Экспертов Фонда категорически не устроило качество представленных заявок на получение субсидий. Они не были уверены, что картины с такими слабыми сценариями могут выйти в широкий прокат, поэтому решили дождаться других интересных проектов.
Минкульт начал спрашивать с продюсеров
В 2019 году Минкульт серьезно взялся за компании, получившие субсидии на производство фильмов и не вернувшие эти средства. В середине ноября по итогам прокурорских проверок было возбуждено шесть уголовных дел в отношении российских кинопроизводителей. Также проводились и процессуальные проверки по фактам уклонения кинокомпаний от возврата средств.
В результате судебных разбирательств за этот год Минкультуры России и Фонд кино вернули в бюджет около 700 млн рублей. При этом долг отдельных компаний перед ведомством колеблется в размере 300-400 млн рублей. Минкульт дал понять, что от ответственности не уйдет никто и что меры должны применяться еще более жесткие, так как «эти кинокомпании дискредитируют рынок в целом». Похоже, спрашивать с продюсеров не перестанут. Либо – готовый качественный продукт, который будет пользоваться спросом у аудитории, либо – деньги назад.
«Люди, которые хотели на господдержке в лоб заработать, должны закончить с этими фантазиями. Тем более сейчас, когда тема господдержки так широко обсуждается. Нам нужно [от тех, кто получает господдержку] либо денег, либо славы, а лучше и того и другого. А это получают те, кто не бросает свои релизы [после завершения кинопроизводства] и либо в кинотеатрах, либо на фестивалях собирает свою аудиторию», - выразила позицию Минкульта глава департамента кинематографии Ольга Любимова в интервью «Медузе».
У Минкульта оказалось много претензий к продюсерам, но и к ведомству возникли претензии со стороны Счетной палаты РФ. 31 октября на официальном сайте Минкульта был опубликован Бюллетень с описанием множества нарушений, в основном касающихся непрозрачности и неэффективности распределения средств. В ходе проверки Счетная палата вынесла ряд предложений Минкультуры и Фонду кино.
Будто подготовившись к таким заявлениям, в конце октября Министерство культуры представило открытую базу данных по государственной поддержке кинопроизводства. Проект реализован как дополнительный раздел ЕАИС. Были презентованы два раздела – «Кинозритель», который представляет собой трекер киноаудитории, и «Государственная поддержка», содержащий информацию об объемах и условиях государственной поддержки производства фильмов, начиная с 2015 года. Пользователям доступны данные не только об объемах и условиях выдачи денег на производство фильмов, но и о производственных бюджетах вышедших в прокат картин, созданных при господдержке.
Самое интересное, в разделе «Господдержка» теперь есть перечень «Неисполненные обязательства», где и будут перечислены все должники в порядке убывания объема выделенной государственной поддержки.
Новые конкурсы
На осень был намечен отдельный конкурс по детским и авторским полнометражным анимационным проектам, для которого сформировали отдельный экспертный совет. В марте на Правительственном совете по кино Владимир Мединский озвучил поручение Владимира Путина о выделении субсидий на поддержку семейного и анимационного кино в размере 1 млрд рублей.
Срок приема заявок на поддержку производства национальных фильмов для детской и семейной аудитории, а также уникальных авторских национальных анимационных фильмов переносили три раза. В итоге питчинг состоялся 10 декабря.
В конце декабря Фонд кино объявил, что из всех 22 представленных проектов к финансированию утверждены только пять: «Летучий корабль» от студии Рок, «Чук и Гек» от кинокомпании Метроном фильм, «Князь» от студии Панорама, «Мусор» от студии Метрафильмс и «Непокой» от студии Шар.
С этого года Министерство культуры проводит два параллельных конкурса дебютантов. В первую категорию входят режиссеры-дебютанты, независимо от возраста и полученного образования, а по отдельному списку идут выпускники государственных вузов моложе тридцати лет, получившие профильное высшее образование за счет федерального бюджета. Студенты и выпускники российских вузов, обеспокоенные нововведениями и критериями отбора (возраст дебютантов ограничивается 30 годами, кроме того, они должны отучиться на бюджетном отделении государственных вузов), написали открытое письмо Владимиру Мединскому. В Минкульте ответили, что с этого года существуют два параллельных конкурса: один – для выпускников вузов, второй – для тех, кто пришел в режиссуру после 30 лет. Предложение ввести отдельный конкурс, участниками которого стали бы выпускники госвузов бюджетных отделений в возрасте до 30 лет, было озвучено еще два года назад на встрече президента с кинодеятелями.
В декабре Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам встречи с мастерами, выпускниками и студентами ВГИКа им. С.А.Герасимова, которая прошла в октябре. В документе, опубликованном на сайте президента, помимо прочего, отмечается, что с 2020 года планируется увеличение общего объема субсидий из федерального бюджета на поддержку кинематографии для производства, проката и показа дебютных национальных игровых, документальных и анимационных фильмов.
Стагнация в антипиратском законодательстве
Еще в октябре 2018 года российские интернет-компании и правообладатели подписали меморандум о борьбе с пиратством, согласно которому, поисковики, работающие в России, должны удалять ссылки страниц с пиратским контентом в течение шести часов после их появления в антипиратском реестре. Стороны договорились о сроке действия меморандума до 31 октября 2019 года. За это время совместными усилиями было необходимо подготовить законопроект, который бы закреплял прописанные в меморандуме положения. Лишь 5 ноября 2019 года Минкульт представил в администрацию президента свои предложения по изменению антипиратского законодательства, только после их рассмотрения ведомство готово внести доработанную версию законопроекта.
Пример работы антипиратского меморандума показал, что крупнейшие интернет-компании и правообладатели научились-таки договариваться между собой по значимым вопросам. С момента действия меморандума были удалены сотни тысяч ссылок на пиратские ресурсы и их «зеркала», и сделано это было крупнейшими площадками добровольно, без решений суда, не дожидаясь, пока правообладатель пожалуется в суд, а к тому времени контент увидят миллионы человек.
Но проблема все же остается – новый антипиратский закон до сих пор не принят.
Введение системы рибейтов – первый шаг к интеграции в мировую киноиндустрию
Из года в год кинопроизводители сталкивались с одной из отраслевых проблем, которая тормозила участие России в международных копродукционных проектах - неразвитая система рибейтов. И наконец 7 ноября премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление, согласно которому иностранные кинокомпании получают возможность частично компенсировать средства, потраченные на съемки фильмов на территории России. Размер компенсации варьируется от 30 до 40%. Оператором проекта стал Российский экспортный центр.
Но, чтобы получить самую высокую компенсацию, организация должна выполнить ряд важных условий. Например, при съемках игрового полнометражного фильма съемочная группа должна состоять не менее чем на 80% из граждан РФ, либо объем средств, потраченных на территории России, не должен быть меньше 75 млн рублей, либо количество съемочных дней на территории РФ не должно быть менее 19.
Рибейты распространяются и на создание сериалов, но минимальная сумма расходов на территории РФ должна составить не менее 15 млн рублей. Система рибейтов будет работать только для иностранных производителей, но субсидию сможет получить и российская компания, выступающая подрядчиком для иностранной. Со следующего года рибейты распространятся и на совместное производство.
Некоторые иностранные компании еще до подписания постановления выражали интерес к съемкам в России при условии запуска программы рибейтов. Например, известный голливудский продюсер Ник Валлелонга заинтересовался совместным проектом с Александром Невским.
«Для меня очень интересный опыт работать с обладателем двух премий Оскар Ником Валлелонгой над совместным проектом - биографической картиной «Хеди». Он не только влюбился в проект о Хеди Ламарр, но и в Россию во время своего визита в Москву. И всерьез задумался о съемках здесь части фильма после новости о крупных рибейтах в следующем году», - сказал в ноябрьском интервью ПрофиСинема продюсер Александр Невский.
Когда полноценно заработает программа и кто к ней подключится – можно будет узнать только в следующем году. Пока Россия привлекла к съемкам только китайских кинематографистов, которые станут первыми, кто снимет фильм уже в 2020 году с применением рибейтов
Старая гвардия уходит
С осени начались перестановки в руководящем составе нескольких крупных организаций кинематографии.
В середине сентября генеральный директор киностудии Горького Сергей Зернов, руководивший организацией с 2010 года, ушел в отставку. Позднее, о причинах своего решения и работе киностудии Зернов рассказал в интервью ПрофиСинема. Восьмого октября стало известно о назначении Юлианы Слащевой, председателя правления киностудии Союзмультфильм, на должность генерального директора киностудии сроком на пять лет. Решение было принято Советом директоров, кандидатуру одобрил и Минкульт.
24 декабря на заседании совета директоров Ленфильма Эдуард Пичугин был отправлен в отставку с должности генерального директора киностудии, которую он занимал с октября 2012 года. О таком решении сообщил Владимир Мединский. Он также упомянул, что до назначения временного управляющего Пичугин будет и. о. гендиректора. В ходе заседания также огласили новый состав совета директоров киностудии, в который вошли директор Департамента кинематографии Минкульта Ольга Любимова, режиссеры Алексей Герман и Андрей Савельев, вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир Кириллов, советник Минкульта Александр Орджоникидзе и другие. Председателем остался режиссер Федор Бондарчук.
26 декабря министр культуры Владимир Мединский подтвердил, что совет директоров компании Роскино принял решение о смене ее генерального директора. Ранее издание Ведомости сообщило, что совет директоров Роскино рекомендовал Росимуществу назначить на должность гендиректора Евгению Маркову - директора по связям с индустрией компании Экспоконтент.
Незадолго до этой новости, совет директоров Роскино претерпел изменения: из него вывели пять человек, а пополнили состав знакомые персоны - режиссер Федор Бондарчук, руководитель СТВ Сергей Сельянов, Александр Орджоникидзе, генеральный директор кинокомпании Централ Партнершип Вадим Верещагин, а также предправления Союзмультфильма и генеральный директор киностудии Горького Юлиана Слащева.
Кинотеатры и Минкульт
В рамках министерской программы кинофикации, запущенной в 2015 году, в России были открыты более 800 переоборудованных кинозалов, а до 2024 года планируют открыть еще 1200. Согласно правилам предоставления субсидии на переоборудование кинотеатра, 50% фильмов, демонстрируемых в нем, должны быть российского производства.
В малых городах действительно появились современные кинозалы, но главная проблема в том, что программа эта была и остается экономически неэффективной, значительная часть открытых кинозалов не окупается. Этот факт подтвержден в начале июля на совещании Министерства культуры, на котором обсуждалась эффективность функционирования обновленных кинотеатров. Основная задача программы – оживление досуговой жизни в регионах – пока не реализована.
Спустя 4 года после запуска программы можно подводить некоторые итоги. В настоящее время около 300 переоборудованных кинозалов успешно работают, еще около 250 (включая коммерческие и некоммерческие организации) сотрудничают с дистрибьюторами и независимыми букерами и остаются на плаву. А вот оставшиеся примерно 250 залов убыточны. С ними и будет работать Фонд кино. Проблему нерентабельности этих залов планируют решать с помощью специально созданного прокатного отдела.
В конце ноября этого года Минкульт предложил ограничить количество сеансов каждого фильма в кинотеатрах. Согласно поправкам к закону о господдержке кинематографии, количество сеансов каждого фильма, демонстрируемого в течение дня в кинотеатре, имеющем более одного кинозала, не может превышать 35% от общего числа сеансов всех фильмов, показанных в кинотеатре за день. А в кинотеатрах с одним залом количество сеансов каждого фильма, который показывают в течение недели, не может превышать 35% от общего числа сеансов всех фильмов за неделю.
Главная цель данного ограничения - обеспечить многообразие демонстрируемых картин. Но крупные киносети не раз обращались в администрацию президента с просьбой не ограничивать число показов фильмов.
Чрезмерное регулирование негативно сказывается как на доходах, так и на развитии кинотеатров. К тому же подобные нововведения могут отпугнуть и основную киноходящую аудиторию, часть которой и вовсе уйдет в интернет.
Исполнительный директор сети кинотеатров Киноплекс Юлия Солдатова против любого вмешательства государства в частный бизнес:
«К сожалению, даже благая инициатива при таком подходе обычно становится бременем для кинотеатра. Так, например, получилось при вводе закона о тифлокомментировании, который оказался ненужным даже тем, кого этот закон защищает. Однако уже кинотеатры в отдельных регионах России проходят проверки прокуратуры в части исполнения этого нормативного акта и платят штрафы. А, например, у нас в кинотеатре несмотря на то, что уже есть оборудование, на сеансах не было ни одного желающего посмотреть фильм с этим устройством. Деньги потрачены бесполезно.
Такая же ситуация и с ограничением количества сеансов. Да, казалось бы, есть вероятность, что с помощью этого закона кинотеатр сможет быстрее договориться с дистрибьютором. Но разговор частной дистрибьюционной компании с частным кинотеатром короткий. Не можешь - не бери. В последние два года это стало нормой в росписи несетевых кинотеатров. Как это будет работать на практике, я пока не понимаю. И я не представляю, каким образом это увеличит долю сборов отечественного контента. Если, например, у нас отлично сработал «Полицейский с Рублевки 2», то у него больше 40% сеансов. Мы не враги себе, потому что надо платить аренду, зарплаты, налоги.
Государство бы занялось реальной поддержкой бизнеса. При ставке рефинансирования в 6,25% банки дают предприятиям малого бизнеса овердрафт под 69% годовых. О каком развитии в такой ситуации может идти речь. Хотелось бы самостоятельно управлять своим бизнесом без ручного вмешательства Министерства культуры, у которого, уверена, большое количество разных проблем без этой инициативы».
Дело «Седьмой студии»: сиквел истории
И в этом году не окончились тяжбы по делу «Седьмой студии», которое было возбуждено еще в 2017 году после обысков в Гоголь-центре. По нему проходят режиссер Кирилл Серебренников, бывший генпродюсер «Седьмой студии» Алексей Малобродский, бывший директор Российского академического молодежного театра Софья Апфельбаум и продюсер Юрий Итин.
В сентябре Мещанский суд Москвы поставил вопрос о возвращении в прокуратуру материалов предварительного следствия, так как в обвинительном заключении выявлены противоречия. С фигурантов дела была снята подписка о невыезде. Кирилл Серебренников, Софья Апфельбаум и Юрий Итин полностью поддержали предложение суда, а вот представители гособвинения высказались против возврата дела в прокуратуру.
В октябре дело «Седьмой студии» все-таки вернулось в суд, а с начала ноября возобновились слушания: дело рассматривается каждый рабочий день с десяти утра и до шести вечера, независимо от отпусков или командировок защитников. Защита и обвинение уже представили свои доказательства в конце ноября. И на протяжении всего декабря в Мещанском суде Москвы проходят заседания, на которых допрашивают свидетелей о том, как функционирует театр и ставятся спектакли. Некоторые из них признаются в том, что на стадии следствия давали показания под давлением.
Повторная экспертиза по делу «Седьмой студии», проведенная в августе, констатировала, что Минкультуры выделило на проект «Платформа» даже меньше денег, чем требовалось. Однако спустя четыре месяца прокуратура заявила о ее необъективности и подала ходатайство о проведении третьей экспертизы. 19 декабря Мещанский суд одобрил это ходатайство.
Когда наконец будет вынесен приговор – оправдательный или обвинительный – пока совсем непонятно. Каждый месяц весы перевешивают то в сторону защиты, то в сторону обвинения.
Кино о спорте – один из трендов российского кинематографа
В 2018 году с успехом отгремело несколько спортивных драм – картина «Движение вверх» Антона Мегердичева установила новый рекорд по сборам российского кино, собрав более трех миллиардов рублей, а «Тренер» Данилы Козловского заработал более 860 млн и занял четвертое место рейтинга самых кассовых фильмов за год.
После таких результатов жанр стал очень привлекательным для отечественных кинопроизводителей, и в 2019 году было запущено несколько спортивных драм, которые выйдут на экраны в 2020 году: «На острие» о противостоянии двух саблисток со Светланой Ходченковой и Стасей Милославской в главных ролях, «Стрельцов» про легендарного футболиста с Александром Петровым в роли Эдуарда Стрельцова, «Один вдох» про Наталью Молчанову, 23-кратную чемпионку мира по фридайвингу, «Лед 2» - продолжение истории любви фигуристки и хоккеиста.
«Идея фильма «На острие» принадлежит моему сопродюсеру Михаилу Дегтярю. В юности он занимался фехтованием, стал мастером спорта. Учитывая успех спортивных драм, таких как «Легенда №17», «Движение вверх», «Тренер», а также огромный фестивальный путь, который случился у нашего фильма «Коробка», посвященного дворовому футболу, Михаил предложил снять фильм про фехтование. В российском, да и в мировом кинематографе, практически не было фильмов об этом виде спорта. После «Коробки» мы очень хотели продолжить снимать с режиссером Эдуардом Бордуковым. В итоге все сошлось – и актуальность темы, и талантливая команда, которая работала над фильмом. К тому же мы нашли частных инвесторов, заинтересованных в продвижении фехтования в России. Спортивные драмы – это востребованный, зрительский жанр. В центре нашей истории - героини в исполнении Светланы Ходченковой и Стаси Милославской, которые восхищают и вдохновляют. Зритель любит такое кино», - отметила продюсер Елена Гликман.
Но сам по себе жанр и истории о достижениях советского прошлого и легендарных личностях не могут гарантировать успех картине. Например, спортивная драма «Лев Яшин. Вратарь моей мечты», вышедшая на экраны 28 ноября, не то что не повторила успеха «Движения вверх» и «Легенды №17», но и провалилась в прокате. При бюджете в 360 млн рублей она собрала чуть более 110 млн. Но, тем не менее, это очень высокий показатель, который в данном случае обеспечили именно жанр и тема.
Главное, чтобы производство спортивных драм не стало опасной тенденцией. Выпуск нескольких неудачных фильмов может снова надолго подорвать доверие зрителя к российскому кино.
Успехи женского кино
Если говорить о других трендах в отечественном кинематографе – так это развитие женского кино. Фильмы о женщинах (и не только), снятые самими женщинами. На юбилейном 30 Кинотавре практически половина режиссеров основного конкурса были представительницы прекрасного пола. Этот тренд не новый, но, пересекаясь с мировыми тенденциями и находя поддержку у киносообщества, он получает все бóльший вес в российском кинематографе.
«Женские фильмы Кинотавра показали отличные результаты в прокате: «Верность» Нигины Сайфуллаевой и «Давай разведемся!» Анны Пармас собрали более 100 млн рублей каждый. Это доказывает, что темы, характеры и сюжеты, представленные женщинами-режиссерами, отвечают запросам времени и волнуют зрителя. Не могу не отметить многогранную и актуальную драму «Воскресенье», представленную на 41 Московском кинофестивале, талантливого режиссера Светланы Проскуриной, неоднократного призера Кинотавра», - отметила программный директор фестиваля Ситора Алиева.
Женские фильмы этого года получают внимание как со стороны российских, так и международных кинофестивалей. «Верность» Нигины Сайфуллаевой вошла в основную программу Voices 49 Международного Роттердамского кинофестиваля и отмечена Специальным дипломом жюри Кинотавра. Драма «Однажды в Трубчевске» Ларисы Садиловой участвовала в программе Особый взгляд Каннского кинофестиваля, получила главный приз на юбилейном X Международном фестивале кинофильмов и телепрограмм «Свидание с Россией». Лента «Давай Разведемся!» Анны Пармас получила две награды на Кинотавре - Приз зрительских симпатий и награду за лучший дебют, стала лучшей на ХХ Юбилейном российском фестивале кинокомедии «Улыбнись, Россия!». Фильм «Мысленный волк» Валерии Гай Германики получил Приз им. М. Таривердиева за лучшую музыку на Кинотавре.
Становление рынка стриминговых сервисов в России
2019 год войдет в историю еще и как начало ожесточенной борьбы стриминговых сервисов, правда не в нашей стране, а за рубежом, но волна дошла и до нас. Две крупнейшие корпорации запустили свои платформы – AppleTV+ и Disney+, и они ставят своей целью конкурировать с мастодонтами Netflix и Amazon Prime. В случае стриминговых платформ играет роль как количество, качество и новизна контента, так и системная работа с подписчиками, локализация для разных стран. Здесь по всем параметрам пока побеждает Netflix, некоторым продуктам которого сулят даже премию Оскар. Если сравнивать отечественные стриминговые сервисы с зарубежными, то у нас относительно спокойная конкуренция, хоть есть и свои проблемы. Российские онлайн-платформы очень бурно развиваются в последнее время, не только наращивая количество подписчиков и контент, но и производя свой. Однако этот бизнес сейчас функционирует в сложных условиях, так как проблема с интернет-пиратством пока не решена.
Минкульт пытается взять под пристальный контроль работу онлайн-кинотеатров. В ноябре этого года Министерством культуры были разработаны поправки в Закон о кинематографии, согласно которым с 2021 года государство начнет собирать данные о просмотре фильмов и сериалов во всех онлайн-кинотеатрах. Информацию стриминговые сервисы будут обязаны передавать в систему учета ЕАИС, где сейчас собираются данные о зрителях традиционных кинотеатров. Минкульт заявляет, что им нужны данные о просмотрах в интернете, чтобы оценить, насколько была эффективна государственная бюджетная поддержка кино.
Онлайн-кинотеатры отреагировали на эту инициативу резко отрицательно, ссылаясь на дополнительные расходы, как в свое время сделали кинотеатры. Но, когда в статью Кодекса об административных правонарушениях, предусматривающую ответственность за непредставление сведений в ЕАИС о показах фильмов в кинозалах, были внесены изменения, кинотеатры вынуждены были сдаться. Видимо, аналогичная история ждет и онлайн-кинотеатры.
Результаты исследования компании Mediascope, представленные в ноябре на Национальном рекламном форуме в Москве, говорят о том, что отечественный зритель все еще сомневается, стоит ли ему переходить на платные платформы. Согласно опросу, 63% зрителей не понимают, зачем платить за контент, если почти все можно посмотреть бесплатно в интернете; 61% готов смотреть рекламу, если это позволит получить доступ к контенту бесплатно, а 17% зрителей предпочитают оплатить подписку, чтобы смотреть видео без рекламы.
Можно сделать вывод, что к росту платящей аудитории должны привести антипиратские меры, снижение цен на подписку, качественный и интересный контент. А в случае с российскими сервисами еще и улучшение самих ресурсов. Качество показа, простота подписки, интерфейс и т. п. пока оставляют желать лучшего.
«Перезагрузка» Российского кинорынка
Ближе к концу года разгорелся скандал вокруг двух кинорынков. Дирекция Российского кинорынка разослала открытое письмо участникам, в котором выступила с обвинениями в недобросовестной конкуренции в адрес своего бывшего программного директора Екатерины Бордачевой, ставшей организатором нового отраслевого мероприятия - Российский кинобизнес.
Бордачева заявила, что главной причиной стала острая необходимость радикальных перемен. Российский кинорынок перестал удовлетворять потребностям участников рынка, количество которых резко сократилось - с 1500 до 700, а количество экспонентов - с 100 до 30.
Из-за того, что Российский кинобизнес планировался в те же даты, дирекция 109 Российского кинорынка в ноябре объявила об отмене мероприятия, так как несколько крупных дистрибьюторских компаний не подтвердили свое участие в нем.
Стоит также заметить, что Фонд кино выступил как стратегический партнер нового проекта Российский кинобизнес.
Несколько слов цензуре и самоцензуре
Итак, несколько слов о цензуре, которая запрещена Конституцией, гарантирующей всем свободу слова, но незримо присутствует в российском медиапространстве. Государство четко дает понять, что поддержку могут не получить те, кто открыто и свободно выражает свое мнение. Можно вспомнить недавнее интервью для РИА Новости Владимира Мединского, где он сказал: «Если ты выражаешь активное публичное недовольство действующей государственной властью, то, наверно, не очень логично утром, проснувшись, после завтрака идти к этой же власти с протянутой рукой за грантом и за государственной поддержкой. Не надо пытаться одновременно кормиться с руки и при этом так исподтишка покусывать».
Поэтому остается только либо угождать Министерству культуры и получать финансирование, либо искать инвесторов, в том числе и за рубежом.
Одной из самых главных проблем современного российского кинематографа можно назвать самоцензуру.
Главный редактор интернет-портала Нина Ромодановская считает, что самоцензура еще большее зло, нежели цензура:
«В условиях отсутствия внятных правил игры между государством и продюсерами, когда нет идеологических ориентиров и экономических обоснований, и продюсеры, и режиссеры стремятся «подстраховаться» и занимают конформистские позиции, для того чтобы гарантированно получить господдержку, которая, к сожалению, зачастую становится единственной возможностью реализовать проект. Госчиновники используют эту ситуацию, чтобы решить свои проблемы – отсечь инакомыслящих и усилить пропагандистские позиции».
Например, режиссер Лариса Садилова призналась, что Минкульт не поддержал пять ее сценариев (все про жизнь российской глубинки) подряд, без объяснения причин. Однако ей удалось все-таки найти частное финансирование, и фильм «Однажды в Трубчевске» был с успехом показан в этом году в рамках программы «Особый взгляд» в Каннах.
Государству не нужно остросоциальное кино, вскрывающее проблемы и ставящее нежелательные вопросы. Финансирование чаще получают патриотические блокбастеры, которые «поднимают» народный дух.
«Дурак» Быкова и «Левиафан» Звягинцева были сняты при государственной поддержке, однако следующие свои фильмы «Завод» и «Нелюбовь», соответственно, режиссеры уже снимали на частные деньги.
В нашей стране «свободны» только развлекательные каналы, но стоит только сделать шаг в сторону – жди беды. В этом году телеканал ТНТ посмел затронуть тему политики, показав в эфире украинский сериал «Слуга народа», главную роль в котором исполнил президент Украины Владимир Зеленский. Сериал был снят с эфира, показать успели только три серии, причем в одной из них для зрителей Центральной России (на Дальнем Востоке показали полную версию) вырезали шутку про часы Владимира Путина.
Но представители телеканала объяснили, что на ТНТ изначально не планировали показывать больше трех серий проекта, первый сезон предназначался для показа целиком только на онлайн-сервисе Premier, и «Слугу народа» использовали исключительно для продвижения стриминговой платформы.
Онлайн-площадки до сих пор также считались территорией свободы. Но, как говорится, времена меняются.
Сериал «Эпидемия», основанный на романе «Вонгозеро» Яны Вагнер, вышел в ноябре 2019 года на Premier. Однако в середине декабря показ антиутопии был приостановлен, и с платформы удалили пятую серию, которая полна недвусмысленных ассоциаций: в ней есть сцены ожесточенного противостояния мирных жителей и силовиков. И хотя представители стримингового сервиса заверяли, что удаление серии стало бизнес-решением, «Медуза» со ссылкой на источники, близкие к Минкульту и ТНТ, представила весьма вероятную версию случившегося. Вернуть сериал к показу помогал Владимир Мединский. Они вместе с главой холдинга Газпром Медиа Дмитрием Чернышенко приняли компромиссное решение. В появившихся на платформе 20 декабря пятой и шестой серии действительно ничего не вырезали (за этим зорко следили наблюдатели и подтвердил сам Костомаров), но… добавили. В начале шестой серии закадровый голос сообщает, что зачисткой мирного населения занимаются на самом деле не силовики, а «представители незаконных вооруженных формирований».
Кто или что заставило руководство холдинга снять пятый эпизод остается неизвестным, но очевидно, что при формальном отсутствии цензуры в нашем медиапространстве процветает «телефонное право».
Российское кино на международной арене
Если вспомнить прошедший год, то российское кино за пределами страны выступало легкой поступью, почти не оставив следов. Победами на международных фестивалях прогремел лишь Кантемир Балагов со своим фильмом «Дылда». Картина взяла две награды в Каннах – приз за лучшую режиссуру в секции Особый взгляд и Приз ФИПРЕССИ; в Брисбене (победа в номинациях Лучший оператор и Лучший сценарий); главный приз ХХV Женевского международного кинофестиваля, Гран-при Международного кинофестиваля Зеркало, Гран-при IX Сахалинского международного кинофестиваля; вошла и в программы других международных смотров (например, в программу Modern World Cinema 44 Международного кинофестиваля в Торонто и в секцию «Жемчужины» 67 Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне), попала в шорт-лист Оскара 2020 в категории Лучший международный фильм.
2019 год для России ознаменовался получением особого статуса на MIPCOM наряду с Китаем, Японией и Аргентиной, наши фильмы и анимация снова оказались в фокусе. В октябре в Канны отправилась большая делегация из России - более 150 отечественных компаний. С большим успехом на MIPJunior прошла презентация отечественных анимационных проектов студий Союзмультфильм, Аэроплан, Паровоз и еще 11 компаний. По откликам уже после мероприятия можно было сделать вывод, что российская анимация вызвала большой интерес у международных байеров и продюсеров из разных стран.
Осенью в Россию приехали зарубежные дистрибьюторы из 25 стран Европы, Азии, Латинской Америки и США. В рамках форума Key Buyers Event международным закупщикам и дистрибьюторам презентовали более ста проектов, среди которых были и полнометражные игровые фильмы, и сериалы, и анимация.
* * *
Постепенно индустрия начинает приобретать цивилизованные черты – введение ЕАИС стало необходимо для нормального функционирования индустрии и для эффективной работы всех ее игроков, а запуск программы рибейтов поможет российской киноотрасли полноценно интегрироваться в мировую экономику.
Однако распределение средств федерального бюджета и внебюджетных средств на развитие кинематографии до сих пор не отличается прозрачностью и эффективностью. Даже в такой ситуации кинематографистам не стоит сдаваться, необходимо кооперироваться и продолжать вести диалог с Минкультом, который в этом году старался быть вездесущим. Но в условиях чрезмерного регулирования и контроля индустрия может просто задохнуться. Поэтому хотелось бы пожелать взаимопонимания между государством и участниками российской киноиндустрии и больше свободы в наступающем году.
Читайте также:
Зарубежное
кино в России и СНГ в 2019 году: новые рекорды и расцвет франшиз
Российское
кино 2019: количество растет, а касса - падает
Короткий метр 2019: победы в России, участия в
европейских фестивалях, альманахи
Подписывайтесь на наш Instagram и узнавайте первыми о главном в сфере кинобизнеса