Непривычно нежный, ностальгический и личный: станет ли девятый фильм Тарантино блокбастером?
8 августа в российский прокат выходит новый, девятый фильм Квентина Тарантино «Однажды в… Голливуде» (дистрибьютор WDSSPR), объединивший таких звезд, как Леонардо ДиКаприо, Брэд Питт, Аль Пачино, Марго Робби, Дэмиэн Льюис, Дакота Фаннинг. Мировая премьера картины состоялась на 72 Международном Каннском кинофестивале. Фильм, вошедший в основной конкурс, вызвал овации и собрал множество положительных отзывов кинокритиков. Стартовав на прошлой неделе в американском прокате, «Однажды в… Голливуде» уже стал самым успешным по кассовым сборам фильмом режиссера. За первый уикенд лента собрала 40 млн долларов. Портал ПрофиСинема проанализировал данные по сборам предыдущих фильмов режиссера, вышедших в России и СНГ, опросил экспертов и сделал предположения о возможных результатах новой ленты.
После перестройки в России фактически не существовало кинопроката. 90-е годы для отечественного кинематографа характеризуются процветанием пиратства. В свободном доступе были видеокассеты с огромным количеством фильмов. Записи порой были сомнительного качества, но за небольшие деньги можно было получить киноновинку, а иногда и не одну. В, тогда еще немногочисленные, кинотеатры зрители почти не ходили, а сами кинотеатры превращались в мебельные и автосалоны. Соответственно, сборы кинопроектов, вышедших в 90-е, в России или СНГ были очень низкими.
В 90-е в прокате стартовали три фильма Тарантино – «Бешеные псы» (1991), оскароносный «Криминальное чтиво» (1994) и «Джеки Браун» (1997). Картина «Криминальное чтиво» получила множество наград, пользовалась популярностью у публики, стала важной вехой в истории кинематографа, закрепила успех режиссера и заслужила статус культовой. Сборы фильма в первые выходные в РФ и СНГ составили 623 тыс. рублей, а общая касса - чуть больше трех миллионов. Данных по сборам остальных двух проектов режиссера того периода нет.
В нулевые начали активно строиться новые кинотеатры и постепенно они привлекали все больше зрителей. В то же время менялись фильмы Тарантино: сюжеты становились сложнее и глубже, бюджеты росли, а вместе с ними росла и зрелищность. Почти все картины, вышедшие после 2000, успешно выступали в прокате.
Первая часть криминальной дилогии «Убить Билла» вышла в российский прокат в 2003 году. История наемной убийцы Черной Мамбы в исполнении Умы Турман, желающей найти предателей и безжалостно им отомстить, в первый уикенд заработала 26,5 миллионов рублей. Общая касса составила почти 90 млн. рублей.
Боевик «Убить Билла 2» вышел в прокат годом позже и повторил успехи своего предшественника. Стартовые сборы составили 30 млн. рублей, а общая касса – 88 млн.
Дилогия «Убить Билла» ознаменовала начало новой эры для Тарантино. Имея на тот момент самый большой бюджет в своей карьере (по 30 миллионов долларов на каждую часть), он смог сделать фильмы именно такими, какими хотел их видеть. В итоге «Убить Билла» стал одним из самых ярких и запоминающихся боевиков всех времен.
Не слишком хорошие результаты показал боевик о приключениях чирлидерш «Доказательство смерти» 2007 года. На старте он собрал менее 12 млн. рублей, а за все время проката – 41 млн, что почти в два раза меньше, чем у двух предыдущих картин режиссера. Ни участие в основном конкурсе Каннского кинофестиваля, ни присутствие в касте Курта Рассела, Розарио Доусон и Роуз МакГоуэн не смогли привести зрителей в кинотеатры. Кассовые сборы во всем мире также были невысокими – около 30 млн. долларов. «Доказательство смерти» оказался наименее финансово успешным проектом Тарантино.
Следующий фильм Тарантино – «Бесславные ублюдки» (2009) – стал настоящим прорывом. Сложный, захватывающий сюжет, высокий бюджет (70 млн.долларов), зрелищная картинка, а также звездный каст, в составе которого Брэд Питт, Кристоф Вальц, Мелани Лоран, Даниэль Брюль, Дайан Крюгер, Майкл Фассбендер, Тиль Швайгер и другие, сделали свое дело: фильм получил восемь номинаций на Оскар и одну награду (Лучшая мужская роль второго плана - Кристоф Вальц). В России и СНГ на старте фильм заработал 81,7 млн. рублей. Общая касса составила 191,4 млн.
«Джанго освобожденный» 2012 года о беглом рабе и эксцентричном охотнике за головами на данный момент является самым коммерчески успешным фильмом Тарантино в России и СНГ как по результатам первого уикенда, так и за все время. На старте он собрал 167 млн. рублей, а в сумме – 484 млн. Картина получила ряд наград, в том числе два Оскара – за Лучшую мужскую роль второго плана (Кристоф Вальц) и Лучший сценарий. Одну из главных ролей сыграл Леонардо ДиКаприо.
В 2015 году в прокат вышла «Омерзительная восьмерка», снова со звездным кастом: роли сыграли Курт Рассел, Сэмюэл Л. Джексон, Тим Рот и Майкл Мэдсен. Несмотря на средние результаты на старте (22,7 млн. рублей), суммарная касса в РФ и СНГ составила 426,5 млн. рублей. Этот показатель является вторым для картин Тарантино.
Несмотря на успешный старт нового фильма в американском прокате и ожидания большого мирового успеха, некоторые российские эксперты высказываются не оптимистично. Многие отмечают, что проекты Тарантино слишком сложные для широкого зрителя. Они привлекательны для более взрослой аудитории и, конечно, поклонников творчества режиссера. В то же время релиз приходится на август, время отпусков, а не походов в кинотеатры, а сам режиссер наиболее популярен в столице и других мегаполисах, так что, по мнению многих, слишком высоких результатов от фильма по стране ждать не стоит.
Но нельзя забывать о касте. В самом кассовом фильме Тарантино «Джанго освобожденный» главную роль сыграл Леонардо ДиКаприо, а в «Бесславных ублюдках» – Брэд Питт. Фильмы с обоими актерами почти всегда приносят большую кассу. Многие эксперты, ожидающие высоких сборов, в первую очередь говорят именно об актерском составе и считают, что, если ДиКаприо с Тарантино заработали почти полмиллиона, то Тарантино, ДиКаприо и Питт могут рассчитывать на сумму в полтора, а то и в два раза большую.
Заявление Тарантино о планах уйти из кино после десятого фильма создает интригу, подогревает зрительский интерес и еще раз подтверждает тщательный подход режиссера к работе над своими проектами. По этой причине выход его фильмов всегда превращается в событие.
Важно отметить и жанровые изменения: предыдущие фильмы Тарантино были жестокими, кровавыми боевиками и триллерами. «Однажды в… Голливуде» же, судя по отзывам кинокритиков, - непривычно нежная, мягкая, ностальгическая, более чувственная драма, уже не отталкивающая многих бесконечными потоками крови, а способная привлечь новых зрителей.
Несмотря на специфику работ Тарантино, не слишком близкую массовому зрителю, на этот раз многие факторы позволяют надеяться на успех. Легендарный актерский состав, сюжетная интрига, имя режиссера, ставшего культовым и завоевавшего огромную армию поклонников в России и во всем мире, более универсальный жанр, работа дистрибьютора WDSSPR и даже погода, располагающая к походам в кинотеатры, должны принести новой ленте Квентина Тарантино высокие сборы и новых поклонников.
Подписывайтесь на наш Instagram и узнавайте первыми о главном в сфере кинобизнеса