Итоги 2018 года: от «Движения вверх» к «Временным трудностям»
По традиции, редакция интернет-портала ПрофиСинема публикует обзор ключевых событий, произошедших в российской киноиндустрии за год и, опираясь на мнения экспертов, делает прогнозы на ближайшее будущее.
Безусловно, 2018 войдет в историю индустрии. Для кого-то этот год станет «Движением вверх» российского кино, кассовые сборы которого неуклонно растут. Для кого-то - «Временными трудностями» общего бокс-офиса, снизившего показатели впервые за историю современного кинопроката. Кому-то год запомнится реорганизацией и кадровыми перестановками в Фонде кино, кому-то - тяжбами с прокатными удостоверениями, а еще кому-нибудь - победой в «войне бесконечности» с Яндексом.
История одного назначения в Фонде кино, триумф Минкульта
над плюшевым мишкой Паддингтоном и другие «достижения»
О фестивалях
В 2018 году наиболее остро индустрия отреагировала на реформы Минкульта, которые подчеркнули отсутствие системной стратегии развития кинематографии. Пожалуй, одним из самых обсуждаемых в 2018 году стал законопроект, ужесточающий правила показа фильмов на фестивалях. Профессионалы индустрии расценили это нововведение как попытку «ручного» государственного регулирования и стремление контролировать все фильмы, выходящие в прокат, тем самым мешая свободному развитию отрасли.
Принятие закона, который, по мнению Минкультуры России, либерализировал бы порядок доступа фильмов к зрителю, встретило волну бурной критики среди профессионалов индустрии. Российские кинематографисты направили открытое письмо Владимиру Путину, выразив крайнюю обеспокоенность ситуацией.
Они обратились к президенту с просьбой отправить законопроект на доработку с привлечением представителей киноиндустрии и подчеркнули, что ограничение количества дней проведения фестивалей и показа фильмов не учитывает «международную практику, специфику российского рынка и масштабов страны».
28 ноября президент РФ подписал закон, смягчающий требования к показу фильмов в рамках международных кинофестивалей. Согласно поправкам, из определения кинофестиваля, имеющего право показывать фильмы без прокатного удостоверения, были исключены введенные ранее пункты об обязательной конкурсной программе и наличии жюри. Кроме того, увеличилось количество дней проведения киносмотра и показов картин: продолжительность кинофестиваля должна составлять уже не менее 3 дней и не более 15, а количество показов каждой ленты - не превышать пяти. Также прокатные удостоверения не понадобятся для фильмов в случае их показа в культурно-просветительных целях или в рамках межгосударственного культурного сотрудничества. Несмотря на то, что эти поправки можно назвать неким шагом навстречу, профессионалы отрасли не поменяли своего негативного отношения к закону.
Кирилл Разлогов, программный директор ММКФ:
«История создания этого закона иллюстрирует выражение «благими намерениями вымощена дорога в ад». Изначально он был задуман для поддержки, однако потом в нем появились необоснованные запреты. Когда готовился законопроект, я предложил ввести специальный раздел о клубном показе, на который бы не распространялась необходимость получения прокатного удостоверения, но он не был поддержан. Можно сказать, что с новыми поправками в проект вошло мое предложение. Смягчающий закон выровнял ситуацию, но при этом сохранился сам запретительный момент - необходимость включения фестивалей в официальный список, который утверждает Министерство культуры. В свою очередь, это может привести к коррупции: думаю, чиновники не преминут воспользоваться желанием организаторов пойти в обход официальных процедур. Кроме того, я считаю, этот закон может закрыть путь к зрителю многим новаторским проектам».
Олег Березин, председатель совета Ассоциации владельцев кинотеатров, управляющий директор кинокомпании Невафильм:
«На мой взгляд, вся эта история со смягчающими поправками - некая пиар-акция нового председателя комитета по культуре. Главное ограничение, которое возникло с принятием закона и сохранилось после поправок - создание реестра кинофестивалей и право Министерства культуры определять критерии включения киносмотра в этот список. Думаю, очевидно, что введение этого закона напрямую связано с идеологией ведомства. При этом, до сих пор неясно, можно ли, к примеру, провести какой-либо показ фильмов, имеющих прокатные удостоверения, не включая их в упомянутый реестр. В этом и во многих других отношениях законопроект крайне невнятный, требующий тщательной доработки».
О Фонде кино
В 2018 году Минкульт провел реформы и в Фонде кино. В желании контролировать рынок высокобюджетных фильмов (а не только авторского, экспериментального, детского, документального кино) Министерство решило усилить свою власть над организацией. Согласно новому уставу, был введен еще один орган - совет фонда, состав которого, а также кандидатуру на должность исполнительного директора утверждает правительство России по представлению Минкульта сроком на три года. Совет фонда формирует бюджет и принимает решения о поддержке организаций.
Вследствие нововведений после пяти с половиной лет плодотворной работы пост исполнительного директора Фонда кино покинул Антон Малышев, несмотря на то, что ранее продюсеры и руководители нескольких телехолдингов обращались к Владимиру Мединскому с просьбой сохранить действующую команду фонда во главе с Малышевым. В сентябре в ряде российских СМИ появилась новость о возбуждении уголовного дела по фактам мошенничества и хищения бюджетных средств в Фонде кино, однако сотрудники организации утверждают, что хищений не было: под ними подразумевались не выплаченные кинокомпаниями возвратные средства, которые не смогли выполнить обязательства перед фондом.
«Тот факт, что письмо в поддержку руководства фонда подписали практически все участники индустрии, говорит об отсутствии в Фонде кино коррупции. Все решения принимаются в интересах российского кино в целом, а не исходя из чьих-то личных предпочтений», - отметил продюсер Александр Роднянский в интервью для интернет-портала Медуза.
9 ноября стало известно, что исполнительным директором фонда назначен Вячеслав Тельнов, только недавно покинувший департамент кинематографии Министерства культуры РФ, чтобы возглавить Госфильмофонд.
Пока все эти нововведения существенным образом не отразились на отрасли, однако эксперты прогнозируют их тяжелые последствия в будущем: современная киноиндустрия не сможет плодотворно развиваться во всех областях в условиях тотального контроля.
О прокатных удостоверениях
В 2018 году волну критики в киносообществе вызвал инцидент с отзывом прокатного удостоверения у фильма «Смерть Сталина». Сатирическая комедия британского режиссера Армандо Йаннуччи стала первой в истории кинопроката картиной, у которой был отозван уже выданный документ. Она должна была выйти в российских кинотеатрах 25 января. На момент выдачи прокатного удостоверения (17 января) никаких претензий к фильму у Минкульта не было. Перед премьерой состоялся общественный просмотр ленты, на котором присутствовали деятели кино, депутаты Госдумы, представители Российского исторического общества, а также члены Общественного совета при Минкультуры. Некоторые из них попросили Министерство отозвать прокатное удостоверение.
В русской культурной традиции, к сожалению, не было и нет места сатире: ирония, а тем более самоирония всегда вызывала у наших соотечественников чувство необъяснимого страха. В ироничной сатирической комедии, высмеивающей глупость и эгоизм власти, многие чиновники и общественные деятели увидели признаки идеологической борьбы и экстремистской пропаганды. Основанием для отзыва прокатного удостоверения, как пояснила директор департамента кинематографии Минкультуры Ольга Любимова, стал подпункт «д» пункта 20 Правил выдачи, отказа в выдаче и отзыва прокатного удостоверения на фильм, утвержденных постановлением правительства России 27 февраля 2016 года. Он гласит, что прокатное удостоверение может быть отозвано в случае «выявления при публичной демонстрации фильма материалов, содержащих информацию, распространение которой запрещено законодательством Российской Федерации».
После объявления об отзыве документа кинотеатры убрали картину из расписания. Единственной площадкой, которая решилась показать фильм, несмотря на отозванное удостоверение, стал Пионер. Минкульт направил в суд три административных иска по факту трех показов фильма без прокатного документа кинотеатром, в результате чего Пионер был оштрафован. В апреле кинотеатр подал ответный иск – о незаконности отзыва прокатного удостоверения, однако он не был удовлетворен.
Сегодня нападки должностных лиц и СМИ на фильмы, еще не вышедшие в прокат, продолжаются, встречая бурное осуждение профессионалов отрасли. 15 октября замглавы Совета Федерации и член партии «Единая Россия» Андрей Турчак обратился к Владимиру Мединскому с просьбой не выдавать прокатное удостоверение фильму «Праздник» режиссера Алексея Красовского, снятого в жанре черной комедии и повествующего о вымышленных событиях, произошедших во время блокады Ленинграда. В ответ Гильдия киноведов и кинокритиков России опубликовала открытое письмо, в котором заявила, что общественное обсуждение фильма допустимо лишь после его первого публичного показа. Несмотря на это картина продолжает подвергаться критике. 24 октября стало известно, что депутат законодательного собрания Ленинградской области Владимир Петров хочет выкупить все права на комедию Алексея Красовского, чтобы не допустить ее выхода на экраны. В начале декабря режиссер картины опубликовал на своей странице в Facebook пост, в котором сообщил о намерении разместить фильм в открытом доступе в интернете 31 января. «За прокатным удостоверением я не пойду, - пишет Алексей. - Решать, получать удовольствие от просмотра или нет, должен сам зритель». Премьера комедии «Праздник» пройдет в ночь с 31 декабря на 1 января на YouTube канале Алексея Красовского.
О переносе дат релизов
В этом году насущной проблемой для киносообщества оставался вопрос о переносе Минкультом дат релизов. Так, в начале года кинокомпания Вольга запланировала премьеру британско-французской ленты «Приключения Паддингтона 2» на 18 января, однако Министерство перенесло выход фильма на две недели, выдав прокатное удостоверение с 1 февраля. Вероятнее всего, передвижка релиза была вызвана успехами в прокате картины российского производства «Движение вверх» (дистрибьютор - ЦПШ) и стартом другой отечественной ленты «Скиф» от СТВ. Также Минкульт перенес премьеру молодежной антиутопии «Бегущий в лабиринте: Лекарство от смерти» (20 век Фокс СНГ), однако позже вернул запланированную дату картине, которая могла бы составить конкуренцию российскому фильму «Селфи» от кинокомпании Art Pictures Studio, стартовавшему 1 февраля. Реакция последовала незамедлительно. 18 января Ассоциация владельцев кинотеатров выступила с критикой решения Минкульта, назвав его «грубым вмешательством в хозяйственную деятельность коммерческих предприятий». В их обращении содержится и прямая критика министра Владимира Мединского: деятели кино считают, что его работа на этом посту «наносит вред развитию российской киноиндустрии».
На 23 мая был намечен другой релиз компании Вольга - анимационный фильм «Распрекрасный принц». Минкульт направил уведомление прокатчику о невозможности выдать картине прокатное удостоверение на эту дату, поскольку в тот же день в кинотеатрах стартовал российский анимационный фильм «Садко» от СТВ (дистрибьютор - Наше кино) и предложил прокатчикам договориться между собой. Поскольку сделать это им не удалось, после заседания экспертного совета по выдаче прокатных удостоверений при Минкульте, прошедшего за день до предполагаемого релиза «Распрекрасного принца» (22 мая), дату выхода картины определило Министерство культуры. В итоге, премьера фильма состоялась только 28 июня.
Вопрос о датах релизов вызвал жаркую полемику экспертов отрасли на деловой встрече, прошедшей в рамках форума и выставки Кино Экспо. Продюсер Сергей Сельянов отметил, что Минкульт, оказывая давление на отрасль, всеми способами стремится к увеличению доли российского кино, тогда как кинотеатры продолжают считать основным источником дохода голливудское кино. Во избежание инцидентов с переносом дат он предложил раз в полгода проводить заседания, итогом которых должно стать установление точных сроков релизов на ближайшие три месяца или десять недель. По предложению продюсера, убрать фильм с определенной даты будет возможно, а закрепить новый релиз - нет. Также Сельянов призвал кинотеатры сформулировать свое мнение по этому вопросу и принять участие в обсуждении дат выходов фильмов: «Когда Минкульт за неделю до проката меняет даты релиза - это недопустимо. Но в остальных случаях можно договориться. Сейчас дискуссия идет между продюсерами, прокатчиками и Министерством, тогда как кинотеатры молчат. Попытайтесь занять разумную позицию и вступить в диалог. Мне хотелось бы, чтобы на рынке существовали правила, и все мы должны участвовать в их создании».
В декабре 2018 года главной проблемой оставался график релизов второй половины месяца. Киносообществу удалось развести крупные премьеры, и за две недели до Нового года, в интересах российского кино был создан буфер без единого зарубежного блокбастера.
Изначально 27 декабря планировался выход двух масштабных отечественных фильмов, поддержанных телехолдингами: военная драма «Т-34» от Марс Медиа, ВГТРК и компании ТриТэ (дистрибьютор - ЦПШ), а также киноверсия «Полицейский с Рублевки: Новогодний беспредел» (Каропрокат). Помимо того, что картины должны были стартовать в прокате в один день, в обеих снялся Александр Петров. Марс Медиа и ВГТРК на протяжении нескольких месяцев пытались убедить руководителей ТВ-3 и «Газпром Медиа» перенести премьеру «Полицейского с Рублевки». В итоге продюсеры киноадаптации согласились на более раннюю дату: комедия переместилась на 20 декабря. При этом, дата выхода фильма была «расчищена» - комедия стала единственным крупным релизом недели. Начало проката «Т-34» тоже сдвинулось на несколько дней - фильм стартует в кинотеатрах с 1 января 2019. В этот же день в кинотеатрах появится другой проект ЦПШ - анимационная картина «Снежная королева: Зазеркалье».
На дате 27 декабря остался завершающий фильм франшизы «Елки» - «Елки. Последние» от Базелевса, а также очередные анимационные «Три богатыря и Наследница престола» от Нашего кино. Предыдущая восьмая часть «Три богатыря и принцесса Египта» вышла в конце декабря 2017 года и собрала 805.221.237 руб./$14.226.524 (на уровне «Трех богатырей и Морского царя» - 802.374.282 руб. в январе 2017 года.).
В связи с перестановками с новогодних каникул ушла комедия «Бабушка легкого поведения 2. Престарелые мстители» от ЦПШ. Теперь комедия появится в кинотеатрах с 24 января.
В результате переносов отечественных релизов, голливудские премьеры передвинулись на первую половину месяца. 6 декабря в прокате стартовали фантастические «Хроники хищных городов» от UPI, а 8 декабря - приключенческий «Щелкунчик и четыре королевства» от WDSSPR. Из-за выхода «Полицейского с Рублевки» 20 декабря, прокатчики договорились переставить семейную анимационную комедию «Гринч» (UPI) о зеленом ворчливом человечке с 20 на 13 декабря. В этот день в кинотеатрах выходили «Человек-паук: Через вселенные» (WDSSPR) с тем же возрастным рейтингом и яркие спин-оффы: «Аквамен» от студии DC (Каро Премьер) и «Бамблби» (ЦПШ). С 3 января на 14 февраля 2019 был перенесен релиз фантастического боевика «Алита: Боевой ангел» (20 век Фокс).
Таким образом, в силу протекционистской политики Минкульта, зарубежные релизы в не полной мере оправдали ожидания прокатчиков: некоторые из них претендовали на сборы в миллиард и более.
О программе кинофикации
Одно из направлений государственной поддержки российского кино - программа кинофикации малых городов, стартовавшая в 2015 году. К концу 2018 планируется открытие 700 современных кинозалов в регионах России, которые должны отдавать не менее 50% сеансов отечественным фильмам в каждом квартале календарного года. В общей сложности до 2024 года предполагается модернизировать до 1200 кинозалов.
Несмотря на то, что программа отвечает важной социальной функции, приобщению жителей малых городов к кино, она остается экономически неэффективной. К специфическим особенностям регионов можно отнести меньшее количество молодежи, людей, активно посещающих кинотеатры, существующих в другом режиме дня и образе жизни. Поэтому увеличение количества площадок в регионах дает незначительный рост числа зрителей (по данным comScore, которые приводит Невафильм Research, в 2017 за счет прироста кинотеатров общероссийская посещаемость увеличилась лишь на 2%), а следовательно, и кассовых сборов.
Председатель совета Ассоциации владельцев кинотеатров Олег Березин считает, что к программе развития кинопроката и поддержке российского кино необходимо подходить системно: «Программы поддержки кинопроката очень важны. Однако, я считаю, необходимо разрабатывать комплексную программу, а не увеличивать количество кинотеатров. Не навязывать зрителю отечественное кино за счет ограничений зарубежного, а стимулировать киносмотрение в целом. Проводить больше кампаний, промоакций, ТВ-программ, направленных на популяризацию российского кино, при этом, не создавая привилегий муниципальным учреждениям в ущерб частному бизнесу. В реализации таких программ государство не сможет справиться без помощи предпринимателей, которые являются двигателями индустрии. Чиновники должны повернуть голову в сторону предпринимателей и увидеть, что состояние рынка зависит от частного бизнеса, а не от количества ограничений».
О других причинах, повлиявших на бизнес кинотеатров
В 2018 году не только протекционистская политика Минкульта, но и другие факторы оказали влияние на кинотеатральный бизнес. 25-26 марта в Кемерово в ТРК «Зимняя вишня» произошел пожар, в котором погибли 60 человек. Пожар начался на четвертом этаже, где находились детский развлекательный центр и кинотеатр. После трагедии и освещения происшествия в СМИ резко упал поток посетителей в торговых комплексах. Вследствие усилившегося контроля, повлекшего за собой многочисленные проверки МЧС, многие торгово-развлекательные центры приостанавливали свою деятельность. В свою очередь, это отрицательно сказалось на настрое зрителей и, как следствие, на бизнесе кинотеатров.
Негативные последствия для дистрибьюторов и кинотеатров за собой повлекло и главное спортивное событие 2018 года. Чемпионат мира по футболу перетянул внимание значительной части аудитории: зрители активно болели за нашу сборную, которая показывала небывалые результаты в матчах, и редко посещали кинотеатры. В результате «футбольной лихорадки» резко уменьшились показатели кассовых сборов, а июнь и июль стали худшими месяцами в году по посещаемости.
Эксперты в области дистрибьюции и кинопоказа отмечают ряд других трендов прошлых лет, которые продолжились в этом году: снижение покупательной способности населения, взросление аудитории, а также конкуренцию с другими способами просмотра контента и проведения досуга.
Движение вверх национального кинематографа
Нельзя отрицать, что успехи нашего кино в прокате связаны в том числе и с естественным развитием отрасли: повышением профессионализма кинематографистов, качества производства и маркетинга, более четким пониманием аудитории продюсерами. Конечно, одной из важных причин роста доли российского кино в прокате является государственная поддержка высокобюджетного национального кино. Благодаря государственному финансированию, в целом, и политике Фонда кино, в частности, в 2018, по сравнению с прошлым годом, в прокат вышло больше прибыльных фильмов в разных жанрах. Интересно, что в этом году, как и в прошлом, лучшие результаты бокс-офиса показала картина на спортивную тему: мюзикл «Лед» при бюджете 150 млн заработал 1,5 млрд. Спортивной драме «Тренер» с результатом 860 млн. удалось занять третье место в рейтинге самых кассовых фильмов года. Одним из популярных у российского зрителя жанров продолжает оставаться комедия. Среди прибыльных комедийных лент - сразу пять фильмов: «Я худею», «Женщины против мужчин: Крымские каникулы», «Днюха!», «Все или ничего», «О чем говорят мужчины. Продолжение». Из триллеров окупились две части популярной франшизы «Гоголь» - «Гоголь. Вий» и «Гоголь. Страшная месть», а также фильм «Селфи». Картине «Русалка. Озеро мертвых» удалось побить рекорд бокс-офиса для российского хоррора: она заработала в прокате более 100 млн рублей. Отличные результаты по кассовым сборам показала драматическая картина «Непрощенный»: она попала на девятую строчку рейтинга самых кассовых фильмов года.
Также в этом году в рамках проекта Кино России, созданного Ассоциацией продюсеров кино и телевидения (АПКиТ) и Агентством стратегических инициатив при поддержке Министерства культуры РФ, Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и Министерства экономического развития РФ, был организован ряд новых региональных кинокомиссий, которые, с одной стороны, направлены на продвижение региона, а с другой – на развитие кинематографии в разных субъектах страны с помощью целевых грантов, а также организационных возможностей. В 2018 к регионам, которые подписали соглашения с Ассоциацией продюсеров кино и телевидения и Агентством стратегических инициатив, добавились семь новых территорий, среди которых Москва, Республика Крым, Северный Кавказ (включающий шесть республик и Ставропольский край), Вологодская область, Республика Адыгея, Свердловская и Ярославская области. В рамках программы в этом году первая в истории России субсидия на возмещение затрат по кинопроизводству была выплачена в Приморском крае: ее получила кинокомпания Марс Медиа, снявшая во Владивостоке фильм «На районе». В Калининградской области объем средств на компенсацию кинокомпаниям возрос с прошлого года с 20 до 30 млн рублей, а в Ульяновской - с 3,2 млн - до 20 млн рублей. Московская Кинокомиссия создана в этом году по инициативе мэра города Сергея Собянина. Она отвечает за продвижение образа современной российской столицы за рубежом и помогает в организации съемок кино- и телепроизводителям. Благодаря ее работе на сегодняшний день оказано содействие в съемках более 33 проектам. Кинокомиссия стимулирует интерес к созданию международных копродукционных проектов с участием России и в скором времени планирует выплачивать продюсерам в том числе и иностранным, процент от подтвержденных расходов на съемки в Москве.
Вне политики: государство и индустрия против интернет-пиратства
Одной из актуальных проблем в 2018 году оставалось интернет-пиратство. Наиболее обсуждаемой темой стал отказ Яндекса удалять из выдачи ссылки на сайты с нелегальным контентом.
Несмотря на то, что поправки к закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», которые обязывают поисковые системы удалять из выдачи ссылки на нелегальные ресурсы, вступили в силу с 1 октября 2017 года, не все поисковики выполняли требования. По исследованию, проведенному в начале 2018 года по заказу MPA, 60% ссылок с нелегальным контентом приходится на Яндекс, тогда как на Google - всего 20. По статье 12.53.1 Гражданского кодекса РФ, деятельность поисковиков квалифицируется как деятельность информационных посредников, и, соответственно, они должны нести ответственность за правонарушения. Этой нормы было достаточно, чтобы урегулировать отношения с Яндексом, однако на практике решить проблему оказалось сложнее.
Добиться от компании соблюдения требований закона удалось только в августе этого года, когда крупнейшие российские медиахолдинги «Газпром Медиа» и Национальная Медиа Группа, а также Первый канал сняли с главной страницы Яндекса онлайн-трансляции своих телеканалов до тех пор, пока поисковик не удалит ссылки на нелегальный контент. Поскольку представители компании не пошли «на мировую», заявив, что не могут фильтровать выдачу ответов на поисковые запросы (по их словам, это привело бы к злоупотреблениям со стороны правообладателей и нечестной конкуренции), один из крупнейших телевещателей, «Газпром Медиа», решил обратиться в суд. Телеканалы ТНТ, ТВ-3, 2х2 и «Супер», принадлежащие медиахолдингу, направили заявление о защите авторских прав в Мосгорсуд. Под угрозой блокировки Яндекс.Видео поисковик удалил ссылки, но по некоторым запросам пиратское видео было все еще доступно, и «Газпром Медиа» не отклонил иски.
В ноябре был подписан «антипиратский» меморандум, предусматривающий блокировку нелегальных сайтов во внесудебном порядке. Со стороны интернет-компаний, кроме Яндекса, документ подписали Mail.ru Group, Rambler&Co и Rutube, а со стороны правообладателей - «Газпром Медиа», Национальная Медиа Группа, Первый канал, ВГТРК, СТС Медиа, Кинопоиск, Ассоциация по стимулированию оборота легального контента в сети Интернет-видео, Руформ и Ассоциация продюсеров кино и телевидения.
После подписания документа Яндекс начал удалять из поисковой выдачи ссылки на сайты с пиратским контентом. Одно из условий, выдвинутых компанией при подписании меморандума - отказ «Газпром Медиа» от судебных исков. В декабре Яндекс и телеканалы Супер, ТВ-3, 2х2 и ТНТ, принадлежащие медиахолдингу, заключили мировое соглашение.
Подписание меморандума, безусловно, сыграло положительную роль в развитии отношений между правообладателями и поисковыми ресурсами. Тем не менее, эксперты считают, что эти меры недостаточны для решения проблемы, поскольку они распространяются только на компании, заключившие соглашение. Предполагается, что за срок действия меморандума, который продлится до 1 сентября 2019 года, досудебная блокировка ссылок по запросам правообладателей будет закреплена на законодательном уровне.
Юридический советник АПКиТ Сергей Семенов считает, что внесение законопроекта требует тщательной доработки положений временного меморандума. «На мой взгляд, закон должен быть шире положений меморандума. Думаю, в нем необходимо предусмотреть как возможности непосредственного обращения правообладателей, так и работу с реестром, который является техническим инструментом удаления ссылок на нелегальный контент. Кроме того, с моей точки зрения, в меморандуме допущена большая юридическая ошибка. Его положения действительны не только в отношении поисковых ресурсов, но и социальных сетей, тогда как их правовые статусы различны», - отмечает он.
По словам эксперта, к социальным сетям должно быть применено повышенное требование, обязывающее их не только прекращать правонарушение по факту его совершения, но принимать технические меры, которые предотвращали бы незаконное использование контента. Также при разработке законопроекта необходимо учитывать международный опыт. «В европейских странах сегодня происходит реформа авторско-правового законодательства. В октябре Европейский парламент вслед за Еврокомиссией одобрил новый проект директив. Самым острым вопросом на заседании стало положение о социальных сетях. В нем впервые говорится, что доведение до всеобщего сведения, осуществляемое соцсетями, является актом использования контента. Таким образом, в случае принятия законопроекта, в Европе будет установлено положение, обязующее социальные сети использовать контент на основании разрешений правообладателей. В России суды, как правило, стремятся освобождать соцсети от ответственности. Так, в ходе нескольких дел было выдвинуто предложение о привлечении к ответственности пользователей. Такое суждение в корне неправильно, поскольку соцсети осуществляют действия по незаконному использованию контента, как минимум в форме воспроизведения и доведения до всеобщего сведения», - рассказал Сергей Семенов.
Подписание «антипиратского» меморандума, несмотря на ряд недоработок, стало важным шагом на пути развития правовых отношений между правообладателями и интернет-компаниями, а также синхронизации российского цифрового законодательства с мировым, что, в свою очередь, улучшит состояние интернет-экономики и будет способствовать обмену информацией между странами.
* * *
В целом, 2018 продолжает тренды предыдущих лет, однако в этом году еще острее ощущается давление на отрасль со стороны Минкульта. Впервые за всю историю кинопроката было отозвано уже выданное прокатное удостоверение. Участились случаи переноса дат релизов. Поменялось руководство Фонда кино, над которым Министерство усилило контроль. Однако, вопреки всем сложностям, на экраны вышло много качественных российских новинок. Новую главу в борьбе с интернет-пиратством открыло подписание правообладателями и интернет-компаниями антипиратского меморандума. Поэтому в наступающем 2019 году хотелось бы пожелать кинематографистам не сдаваться, продолжать вести диалог с Министерством, приспосабливаться к изменениям и диктовать собственные правила игры.
Читайте другие материалы об итогах 2018 года:
Российское кино: новые рекорды и триумф спортивных драм
Зарубежное кино в прокате России и странах СНГ: год франшиз и продолжений