Второй пол: в прокат выходят «8 подруг Оушена»
«8 подруг Оушена» - спин-офф трилогии Стивена Содерберга, женский вариант истории о настоящей криминальной дружбе (в прокате с 21 июня, дистрибьютор – Каро Премьер). В главных ролях Кейт Бланшетт и Сандра Буллок. Не так давно первая возглавляла жюри Канн и участвовала там в акции против сексизма, а вторая дала большое интервью USA Today, где сообщила, в частности, что когда-то почти ушла из кино из-за все того же сексизма. Немного о надвигающемся на Россию спин-оффе, но в основном – о том, как меняется ситуация с женщинами в индустрии за последние годы.
Еще одно ограбление по-американски
Идея спин-оффа трилогии Содерберга (первая часть которой, в свою очередь, была основана на фильме 1960-го года), но с женским составом, находилась в активной разработке примерно с конца 2014 года. В итоге Содерберг стал продюсером проекта, а в режиссерское кресло пригласили Гэри Росса, четырежды номинанта на «Оскар», человека коммерчески вполне успешного и работящего, но при этом еще и с фантазией (то есть славного не только «Голодными играми», но и, например, замечательным «Плезантвилем»). Соавтором сценария стала Оливия Милч, создательница вышедшего на Netflix «Чувака», а теперь дебютировавшая и как сценаристка студийного проекта. В актерском составе – вышеупомянутые Буллок и Бланшетт, а также Энн Хэтэуэй, Хелена Бонем Картер и Сара Полсон, комик NBC и Fox Минди Кейлинг, певица и поэт Рианна, рэппер и политическая активистка Аквафина, то есть безусловные звезды самых разных миров.
Сюжет, естественно, связан с ограблением и с грабителями, в этом конкретном случае – с грабительницами. Дэбби Оушен, сестра Дэнни Оушена, освободилась из тюрьмы досрочно и планирует заговор с целью ограбления. Концепция ограбления имеет отчетливо женский колорит: героиня и ее компаньонки намерены проникнуть на Met Gala, и стырить легендарное ожерелье Картье стоимостью 150 млн. долларов.
Фильм с бюджетом 70 млн. долларов уже вышел в прокат в США и на некоторых зарубежных территориях и собрал 41,6 млн. в первую неделю только домашнего проката. На данный момент его сборы – более 79,1 млн. в Северной Америке и еще 37 млн. за границей. Впереди подсчеты минувшей недели по прокату, например, во Франции, а также такие крупные рынки, как Великобритания и Германия. Ну и Россия. Отзывы мировой критики пока сводятся примерно к следующему: актрисы прекрасны, и не их вина, что фильм получился не идеальный.
Тут можно вспомнить «Охотников за привидениями» Пола Фейга, новую версию культовой истории, разыгранной когда-то Биллом Мюрреем и Дэном Экройдом. Новый фильм опять же был с коллективом главных героев в исполнении актрис, а не актеров, а Айвен Райтман, режиссер знаменитого предшественника, продюсировал ребут. Даже упреки критики были похожие – «актрисы прекрасные, но…». Тоже летний блокбастер, собравший в первый уикенд более 46 млн. долларов. Правда, стоил он в два раза дороже «8 подруг Оушена».
Рейтинг на IMDB у «Охотников…» ниже, а вот критике он все же понравился больше, чем «8 подруг…». Неудивительно. Режиссером был не просто успешный коммерсант, а автор, систематически феминизирующий традиционные мужские жанры, а также «почетная женщина» - этим статутом наградил Пола Фига известный феминистский блог Jezebel.
И все же сравнение не совсем корректное: «Охотники за привидениями» Райтмана были именно что культовым фильмом, на котором выросло не одно поколение фанатов. Кое-кто из них возненавидел ребут уже на уровне концепции – не из-за смены пола персонажей, а в принципе из-за «покушения на святое». Так объяснял гнев фанатов в соцсетях и сам Райтман, говоривший об этом в интервью Mashable еще до релиза. Но взглянуть на время между двумя этими проектами интересно.
Ретроспектива
Конец 2014 г. В это время Пол Фейг был официально объявлен режиссером новых «Охотников за привидениями» (тогдашняя глава Sony Pictures Эми Паскаль настаивала на его кандидатуре и поддержала идею превратить героев в героинь). А в Голливуде разразился скандал со взломом серверов Sony, в сеть попало много чего интересного, в частности, финансовая информация. Так стало известно, что практически весь топ-менеджмент Sony – белые мужчины, что больше миллиона в год получает там только одна женщина, а гонорары за «Аферу по-американски» у Дженнифер Лоуренс и Эми Адамс были меньше, чем у Джереми Реннера.
В начале 2015 г. Фейг подтвердил главных актрис в своем фильме. На оскаровской церемонии Патриция Аркетт, получавшая статуэтку за лучшую роль второго плана в «Отрочестве», заявила о необходимости равной оплаты труда для женщин, и видно было, как она волновалась, хотя встретили ее спич аплодисментами, а Мерил Стрип даже встала. Эми Паскаль вскоре лишилась своего поста в Sony. Ее контракт истекал в мае 2015-го, но потом она скажет, что ее уволили из-за скандала со взломом серверов. Ее высказывания в обнародованной переписке с коллегами и правда были резкими, но, если честно, не ее одной. Своего высокого поста тогда лишилась только она.
В конце 2015 г., когда «Охотники за привидениями» уже практически были сняты, в The New York Times вышла огромная статья Морин Дауд о том, как обстоят дела с женщинами в индустрии. Она побеседовала с сотней человек и на конкретных примерах доказывала, насколько в американском студийном кино больше мужского (согласно исследованиям университета Южной Калифорнии, с 2007 по 2014 гг. в сотне самых кассовых фильмов женщины составляли меньше трети героев с собственными репликами и именами). А также насколько карьера по другую сторону камеры выстроена под мужчин и о том, как ведут себя пробившиеся в эту «высшую лигу» женщины. В мировой прокат «Охотники за привидениями» вышли в июле 2016 г. Через 15 месяцев начался «Харвигейт» и движение #MeToo.
«8 подруг Оушена» появляются на мировых экранах почти ровно через два года после фильма Пола Фейга, летом 2018-го. Совсем недавно одна из звездных актрис фильма Кейт Бланшетт возглавляла жюри Каннского кинофестиваля. Но дело даже не в этом, а в том, что тогда же программный директор Канн Тьерри Фремо подписал обязательство поддерживать гендерный паритет при отборе фильмов. То есть сдались даже Канны, которые только ленивый не упрекал в пренебрежении творчеством женщин-режиссеров. А еще несколькими месяцами ранее, в феврале, на очередной оскаровской церемонии Фрэнсис МакДорманд, получая статуэтку за главную роль в «Трех биллбордах на границе Эббинга, Миссури», говорила об inclusion rider, о необходимости гендерного и расового разнообразия на экране, говорила жестко и без особого волнения. И встала уже не только Мерил Стрип, а половина зала как минимум.
За минувшие два года случились не только громкие скандалы, связанные с харассментом. Выяснилось, что системно пренебрегают правами женщин в киноиндустрии в самых разных странах мира. Складывается впечатление, что ситуация начинает меняться, и не только в Америке, а вообще везде. Так считает, например, австралийка Джейн Кэмпион, все еще остающаяся единственной женщиной, выигравшей «Золотую пальмовую ветвь» Канн. В интервью The Guardian она даже сравнила нынешние времена с падением Берлинской стены и с концом апартеида в ЮАР.
Инициированное The New York Times расследование деятельности медиа-гиганта Vice касается не только подозрений в сексизме, но и обвинений в неравномерной оплате труда мужчин и женщин. Сопродюсерами Гильдии продюсеров Америки впервые стали сразу две женщины, Гэйл Берман и Люси Фишер. Появляются интересные спецпрограммы. Так, американская NBC, которой и без того есть чем гордиться (первая афроамериканка на ТВ, первый межрасовый поцелуй в эфире), учредила Alternative Directors Program, проект финансовой поддержки женщин-режиссеров телесериалов и их небелых коллег-мужчин. Во Франции Министерство культуры создает фонд для ежегодной поддержки от 10 до 20 фильмов от женщин-режиссеров по всему миру – деньги в него планируется получать от пожертвований, а инвесторам в ответ предоставят налоговые льготы. В США и Великобритании провели масштабные исследования деятельности женщин-сценаристок в кино и на телевидении. На ТВ, кстати, дела обстоят лучше: в США по итогам 2017 г. в списке 250 лучших фильмов лишь 11% были написаны женщинами, тогда как на ТВ женщины составили 33% сценаристов, в Великобритании этот показатель, соответственно, 16% и 28%. Но в среднем по палате все равно неудовлетворительно – женщинам не предоставляют равных возможностей, отмечает в своем докладе Writers’ Guild of Great Britain и тут же предлагает конкретный пакет мер для устранения этой диспропорции уже к 2020 г. Этим летом в североамериканском прокате фильмов с героинями-женщинами или снятых женщинами, уже больше, чем еще пару лет назад.
Культовый британский сериал «Доктор Кто» уже пошел на эксперимент: год назад стало известно, что тринадцатым Доктором, впервые за всю историю этого самого продолжительного научно-фантастического сериала мира, станет женщина. Роль досталась актрисе Джоди Уиттакер. Такими темпами доберутся и до последнего бастиона, до бондианы. Пару лет назад, когда стало известно, что близится конец эпохи Дэниэла Крэйга в роли Бонда, в сети появились предположения о том, что в следующий раз Джеймс может превратиться в Джейн. Самой популярной кандидаткой стала Джиллиан Андерсон. В сети появился ролик, сделанный фанатами из отрывков сериалов «Секретные материалы» и The Fall. А сама она даже разместила в твиттере фотожабу со своим изображением на постере 007 и подписью «Спасибо всем! Простите, не знаю, кто сделал этот постер, но я люблю его!».
«В лучшем мире, который сейчас надвигается на нас как локомотив, - пишет Variety, - идея сделать ремейк или сиквел любимого голливудского фильма и изменить при этом пол героев не покажется новаторской, или смелой, или бросающей вызов существующему статус-кво. Она не будет чем-то большим, чем просто нечто естественное». Кто знает, может, «8 подруг Оушена» могут приблизить этот лучший мир. Пусть даже это не великий фильм, а всего лишь выдающийся.
«8 подруг Оушена» Гэри Росса в российском прокате с 21 июня.