Будущее российского кинематографа в зеркале современного дебютного кино
В 2017 году российский кинематограф порадовал зрителя несколькими яркими дебютными картинами, которые выступали на российской и международной фестивальной арене наравне с работами больших мастеров. Эксперты считают, что в ближайшие годы в кинематографе может произойти смена поколений. Интернет-портал «ПрофиСинема» проанализировал работы режиссеров-дебютантов последних двух лет и попытался определить тенденции, прослеживающиеся в дебютном кино, а также дать ответ, какое будущее ждет российский кинематограф.
«Теснота» Кантемира Балагова, «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» Александра Ханта, «Жги!» Кирилла Плетнева, «Рок» Ивана Шахназарова, «Нашла коса на камень» Ани Крайс, «Девушка с косой» Ольги Поповой — вот несколько ярких дебютных картин минувшего года, отмеченных призами престижных фестивалей или просто тепло встреченных критиками и зрителями.
Прошлогоднюю дебютную активность можно было бы назвать качественным скачком, но похоже, что она только положила начало обновлению российского кино, в том числе жанровому и тематическому. Почти 40 дебютных разнообразных проектов получили поддержку Министерства в 2016-2017 годах. Молодые авторы не боятся экспериментировать, миксовать жанры, переосмыслять стиль своих кумиров и мастеров. Среди них много тех, кто пришел в режиссуру из других профессий в зрелом возрасте, в том числе кинематографических, и принес весь свой предыдущий уникальный опыт. Есть и темы, к которым наблюдается повышенное внимание — начинающие режиссеры все чаще обращаются к проблемам взросления и отношений отцов и детей.
Больше жанров, хороших и разных
Открытый российский фестиваль «Кинотавр» зачастую становится стартовой площадкой для многих российских постановщиков. Из актуальных примеров — здесь в 2009 году состоялась премьера фильма «Непрощенные» тогда еще никому не известного режиссера Клима Шипенко, чей блокбастер «Салют-7» накануне получил гран-при премии «Золотой Орел».
«В этом году «Кинотавр» ожидает немалое количество дебютных фильмов, так как за последние годы около 40 заявок начинающих режиссеров получили финансирование от Министерства культуры, отвечающего за дебютную политику. Я как член экспертной комиссии Минкультуры имела возможность читать все сценарии и присутствовать на публичных питчингах. Поэтому, кроме очевидного прилива молодой энергии людей, которые хотят говорить с миром на языке кинематографа, могу отметить и связанные с этим тенденции. Прежде всего - желание работать с жанрами, чего в предыдущие десятилетия не наблюдалось», — отмечает программный директор «Кинотавра» Ситора Алиева.
Общий тренд растущего интереса к хоррору и смежным жанрам, наблюдавшийся на питчинге в Фонде кино, проявляется и среди начинающих авторов. Так, актриса Надежда Михалкова дебютирует в режиссуре с молодежным слэшером «Проигранное место» по сценарию Олега и Владимира Пресняковых.
«Исторически жанр teen slasher – хоррора с элементами детектива – популярен у подростков и молодежи 16-25 лет, а они сегодня являются самой активной кинотеатральной аудиторией. Пока между мной и ними не образовалась "возрастная пропасть", мы говорим на одном языке, хочется сделать то, что будет по-настоящему интересно этому зрителю. То, в чем он не увидит фальши», — комментировала Надежда Михалкова свой выбор летом 2017 года, когда проходили съёмки.
Интересно, что за хоррор в грядущих дебютах «отвечают» женщины. Выпускница ВГИК Наталья Першина сняла на Киностудии им. Горького мистический триллер «Мертвые ласточки»:
«Моя связь с жанром началась с диссертации, посвященной морфологии сказок, способах использования архаичных сказочных сюжетов в несказочных произведениях. Исследуя эту тему, я обнаружила, что лучше всего сказки ложатся в основу триллеров и хорроров. Скажем, «Молчание ягнят» — это идеальная «Красная шапочка». «Мертвые ласточки» можно отнести к направлению сказки про инициацию, например, «Морозко». Только, грубо говоря, в моей картине Марфушеньку не отправляют восвояси, немножко пожурив — в хорроре тот, кто не проходит инициацию, просто не возвращается, — рассказала «ПрофиСинема» режиссер. — Тем не менее на сказки хорошо «ложатся» не только фильмы ужасов, но и мелодрамы, комедии. У меня есть еще много идей в жанре хоррор, но я не планирую на нем зацикливаться, в планах есть и проекты иного рода».
Другие авторы двигаются еще в более смелом направлении, делая экспериментальные жанровые миксы. В этом плане любопытен проект «Папа, сдохни» — кровавая черная комедия режиссера Кирилла Соколова, в котором в качестве оператора выступает Дмитрий Улюкаев, сын бывшего главы Минэкономразвития (этот факт в СМИ почему-то затмил все остальные особенности картины). Кирилл Соколов — выпускник ВКСР, но по первому образованию физик-нанотехнолог. Еще учась в СпбГУ Политех, он снимал на любительскую технику комедийные скетчи и короткие фильмы по собственным сценариям.
«Мои короткометражки были близки по духу к «Папа, сдохни». Хотя, конечно, сложно отнести их к одному жанру. Все мои фильмы достаточно зрительские, в них есть аттракционы, саспенс, нагнетание, а также ирония, несмотря на драматичность происходящих событий. — поделился Кирилл Соколов. — Если говорить о том, на каких режиссеров я ориентировался, снимая «Папу», можно назвать многих. Например, Тарантино — он мне близок в плане подхода к драматургии, когда ломается трехактная структура и создается более сложная конструкция. Но это больше техническая сторона вопроса. Что же касается референсов визуальных и настроенческих, то в последние годы я увлечен корейским кино, оно оказало сильное влияние, а с самого детства — спагетти-вестернами. Мы уже устраивали фокус-группы из людей разных возрастов, никак не связанных с кино. Думаю, что аудитория вполне готова к таким фильмам. Дело в том, что зритель может смотреть любое кино, если его держит история».
В декабре 2017 года в прокат вышла «совсем не черная комедия» «Девушка с косой», дебют режиссера Ольги Поповой, дочери Веры Сторожевой, которая выступила на картине продюсером. Фильм был отмечен призом фестиваля «Окно в Европу» за «Лучший актерский ансамбль». Несмотря на мрачное название и соответствующие образы, лента представляет жанр новогодней комедии и выступила, как экспериментальная альтернатива «Елкам».
«Мне интересно снимать жанровые вещи, комедийные. В последнее время зрители жалуются, что устали от «Ёлок», говорят, что хотят что-то новенькое. Вот «Девушка с косой» и будет проверкой, готова ли аудитория воспринимать что-то новенькое», — говорила Ольга Попова в интервью «ПрофиСинема» накануне релиза.
А Вера Сторожева в той же беседе признавалась в сомнениях по поводу выбора жанра:
«Честно говоря, не была вполне уверена, что это удачная идея для дебюта. И даже в какой-то мере удивилась, что Ольга выбрала этот жанр. Мне казалось, что она захочет снимать что-то авторское, что это будет фестивальное кино. Но сейчас иные времена, и это уже другое поколение режиссеров, со своим видением».
Ситора Алиева считает, что большое количество дебютантов и разнообразие их проектов позволяет говорить о начале смены поколений:
«Сегодня молодые авторы не боятся «упаковывать» проблемы, которые их волнуют, в жанровую форму. Это хорроры, где мы видим не зомби или вурдалаков, а в первую очередь живых людей. Есть детективные истории, серьезные социальные драмы, биографические картины и мелодрамы. Эта разножанровая палитра и есть отличие последних двух-трех лет в дебютном секторе. Здорово, что молодые авторы стали искать не только способ самовыражения, но своего зрителя. Пока говорить о какой-то «новой волне» рано, но поколение явно меняется и обновляется. Причем диапазон стилей достаточно широк: одни авторы следуют традициям отечественного кинематографа, рассказывая истории с внятным нарративом, другие ищут новые, ненарративные, инновационные способы рассказа».
Одни режиссеры, экспериментируя с жанрами ориентируются на опыт мирового кинематографа, другие продолжают традиции советского кино. К примеру, режиссер картины «Звезды» от Продюсерского центра «ВГИК-дебют» Александр Новиков-Янгинов вдохновлялся творчеством Георгия Данелии. Виктор Сухоруков в этом фильме играет учителя русской словесности из Узбекистана, который отправляется в Россию, чтобы заработать денег на лечение дочери.
«Во время учебы во ВГИКе, сценарий «Звезды» Леши Житовского первым из режиссеров показали мне, потому что главный герой здесь — выходец из Узбекистана, а я сам из Ташкента. Автор защитил по своей истории диплом, а спустя 5 лет сценарий вновь нашел меня», — рассказал режиссер.
Однако Александр Новиков-Янгинов отметил, что в будущем не планирует развиваться в определенном жанровом и тематическом направлении. Кроме мастеров советского кино, он признает своими кумирами таких режиссеров, как Джеймс Кэмерон и Стивен Спилберг, способных работать совершенно в разных жанрах.
Ученики и учителя. Отцы и дети
Одно из необходимых условий обновления киноиндустрии — преемственность и покровительство. И это вовсе не значит, что опытные режиссеры должны плодить свои модернизированные копии, а ученики — перенимать у мастеров стиль и почерк. С одной стороны, часто начинающим талантливым авторам просто нужна опора или проводник в индустрию, а только умудренные опытом визионеры могут разглядеть драгоценный талант и задать ему правильное направление. Отличным примером этому служит история Кантемира Балагова, которого Александр Сокуров взял сразу на третий курс своей режиссерской мастерской. Сейчас над полнометражным фильмом «Глубокие реки» работает еще один ученик мастера, Владимир Битоков — в отличие от «Тесноты», эта картина снималась при финансовой поддержке Министерства культуры.
Как и Кантемир Балагов, Битоков посвящает свой дебют семейной теме. Картина расскажет о непростых взаимоотношениях в уединенно живущей семье. Старик, его старший сын и племянник живут на берегу реки и зарабатывают на жизнь рубкой деревьев, младшего сына еще в детстве увезли в город. После того, как с дедом случается несчастье и он попадает в больницу, брат и племянник пишут письмо младшему брату с просьбой вернуться домой.
«Проекты российских дебютантов на международных питчингах оказываются вполне в русле мировых тенденций, где тема взросления сегодня одна из самых актуальных. Отражение взаимоотношений отцов и детей в разных стилях и разных комбинациях действительно имеет для молодых авторов принципиальное значение – таким образом они говорят с молодой аудиторией на общем языке, об актуальных проблемах. Раньше такого серьезного внимания к отношениям поколений внутри семьи у наших дебютантов не наблюдалось», — выявляет еще одну тенденцию программный директор «Кинотавра».
Выпускник мастерской Константина Лопушанского Евгений Татаров свою работу в жанре социальной драмы «Ничей», участвовавшую в фестивале «Окно в Европу», посвятил теме «ненужных детей, взросления, юношеского максимализма и одиночества».
«Я поступил в СПбГИКиТ уже в 35 лет — у меня была своя жизнь, другая работа, но с 30 лет я снимал любительские ленты в качестве хобби. В один момент твердо решил, что хочу заниматься режиссурой, но для этого нужно учиться, причем на очном отделении. Сценарий фильма «Ничей» предложил мне Константин Сергеевич Лопушанский — тема ненужных детей очень зацепила, я с удовольствием взялся за проект», — поделился режиссер с «ПрофиСинема».
Любопытна история режиссера Исмаила Сафарали — в прошлом банкира из Баку, который решился заняться кинематографом и поступил в Московскую школу нового кино, в мастерскую Дмитрия Мамулии. Его короткометражная работа «Море спокойствия» участвовала в конкурсе фестиваля «Движение», а полнометражный фильм «Ночной прилив» он впервые представил на рынке проектов «Кинотавра» в прошлом году, где его и заметил продюсер Александр Роднянский.
«Александр Ефимович подошел ко мне после презентации проекта на питчинге “Кинотавра”, поздравил с выступлением, сказал, что ему понравилась история, и дал номер телефона для связи в Москве. У меня до сих пор сохранилась эта записка с номером. Возможность сотрудничать с ним и командой «Нон-стоп продакшн» — действительно большая и невероятная удача для меня. — признался Сафарали. — Я пришел к режиссуре в тот самый момент, когда это должно было случиться. Не считаю, что режиссером должен быть только умудренный опытом человек, но накопленный с возрастом багаж знаний, умений, впечатлений и историй из жизни окружающих людей очень помогает. Мне кажется, начинающему режиссеру авторского кино нужно иметь историю, которую он хочет рассказать так сильно, что никто не может его остановить. Историю, которую он как будто прожил и которую он знает до мельчайших подробностей. И надо рассказать эту историю так, как не смог бы никто другой».
Также режиссер подчеркивает, что ему очень интересны «семейные истории, взаимоотношения детей с родителями и родителей с детьми». В центре сюжета «Ночного прилива» — четырнадцатилетняя Сара, отец которой пропадает во время рыбалки. Девушка отказывается верить, что его больше нет, так как тело не найдено, и в попытке доказать свою правоту идет против воли семьи и обычаев целой деревни, уверенной, что пропавший рыбак стал причиной несчастий, обрушившихся на деревню.
Валерий Тодоровский выступил покровителем другого дебютанта — выпускника ВГИКа, мастерской Владимира Хотиненко, Антона Коломейца. Режиссер «Стиляг», «Оттепели», «Большого» заинтересовался сценарием фильма «Ваш репетитор» и выступил его продюсером. Картина расскажет историю молодого человека, влюбленного в своего репетитора, женщину старше его.
«Я увлекся кино еще в школе. Смотрел все подряд, что попадалось на видеокассетах, вроде фильмов «Я знаю, что вы сделали прошлым летом». И снимал на домашнюю видеокамеру какие-то ролики, которые монтировал с помощью двух видеомагнитофонов. Я жил в Якутии, но поступать решил в театральное училище в Новосибирске, потому что, если честно, даже не был в курсе, что есть какой-то университет для режиссеров. По окончанию обучения сразу попробовал поступить во ВГИК. Написал, естественно, какую-то ерунду и даже творческий конкурс не прошел. Меня пригласили работать в Новосибирский театр «Красный факел». Пока я там играл, еще трижды пробовал поступать во ВГИК. На третий раз получилось. Я сразу уволился и поехал в Москву», — рассказал дебютант.
Еще один интересный дебют в режиссуре — фильм «Кислота» 25-летнего Александра Горчилина, ученика Кирилла Серебренникова, актера «Гоголь-центра», снимавшегося у своего мастера в «Ученике», у Валерии Гай Германики в «Да и да», у Ивана И. Твердовского в «Зоологии».
Это история о двух молодых начинающих музыкантах, запутавшихся в собственных жизнях, которые переживают смерть общего знакомого. Режиссер посвятил свою дебютную картину ощущениям своего поколения, проблемам взросления: «Я хотел поговорить о нас сегодняшних, о самоопределении личности, об одиночестве, наполненном любовью, которую все пытаются скрыть, спрятать в себе, о боязни жизни».
Что касается будущего, Александр Горчилин не строит строгих планов и не загадывает: «В дальнейших планах не останавливаться. Будет ли это кино или театр, актерство или режиссура — не так важно. Главное получать удовольствие и не врать себе. Жизнь — длинная и интересная, можно много чем заниматься. Планировать что-то в творчестве можно только в условиях свободы, иначе все превратиться в местечковое подпольное искусство, а массы так и будут довольствоваться жанрами «военно-исторической драмы» или «спортивно- исторической драмы». Мы все хотим и достойны большего».
Внутренняя миграция
Достаточно часто в режиссуре дебютируют люди уже с богатым бэкграундом в другой кинематографической или театральной профессии.
«Прошлогодний «Кинотавр» показал, что в кино приходят люди из разных областей — врачи, музыканты, кинокритики и так далее. Кроме того, внутри профессии есть передвижения: сценаристы, актеры, операторы, писатели, журналисты сегодня тоже стремятся в режиссуру. Не могу судить о закономерностях, касающихся качества работ и наличия кинематографического бэкграунда у автора, поскольку только экран может позволить оценить в полной мере тему и способ ее раскрытия. Однако опыт и знания режиссера важны и необходимы. В прошлом году мы получили более 500 заявок в программу короткого метра, и, к сожалению, многие авторы заявленных фильмов просто не имеют представления о том, как работает кинематограф. Я не считаю, что большое количество картин говорит о художественном и эстетическом взрыве, это всего лишь революционные технологии», — отмечает Ситора Алиева.
Мы уже упоминали режиссерские дебюты актеров Надежды Михалковой и Александра Горчилина. Режиссер «Кислоты» признался, что актерский опыт и помогал, и мешал ему в работе над фильмом:
«Будучи актёром я мысленно проигрывал каждую роль в истории, то есть много Саш Горчилиных в моей голове за всех все сыграли. С одной стороны, это помогало в разборе. С другой, нужно было напоминать себе, что на площадке играют артисты с собственными переживаниями и опытом, отказываться от своего эго и пытаться слушать, доверяться тем, кто в кадре. В конечном счете, я выбрал этих людей на роли, чтобы они наполнили персонажей и сделали кино лучше, интереснее. Этому доверию мне пришлось учиться в процессе».
Среди проектов, поддержанных Министерством культуры за последние два года, достаточно много любопытных проектов профессионалов других кинематографических специальностей.
Например, известный оператор Олег Лукичев, тоже работавший с Кириллом Серебренниковым, снимает картину под названием «Тубабу». На сегодняшний день прошел московский блок съёмок, а продолжение планируется в Африке, в Бенине. Мадс Миккельсен, ранее заявленный на роль главного злодея, принимать участие в проекте не будет. Создатели решили сделать антагониста женщиной, сейчас ведут переговоры с рядом английских и французских актрис.
«Снимать режиссеру-дебютанту можно только о том, что его по настоящему волнует. Я написал этот сценарий 2 года назад. Мне было интересно рассказать историю о русском враче, который в результате трагических событий, остался один в Африке и не может вернуться домой на Родину. Действие фильма происходит в начале 90-ых годов, СССР распался, заброшенный судьбой в далекую чужую страну, он оказался никому не нужен. Как остаться человеком в ситуации, когда вопрос стоит о физическом выживании?», — рассказал Олег Лукичев.
По его словам, операторский опыт подсознательно помогает в режиссуре, хотя больше приходится обращать внимание на другие моменты — на актеров, развитие истории, ритм фильма. «Я не стремлюсь к красивым картинкам, мне важнее человеческие эмоции», — подчёркивает автор.
Сценарист Наталья Назарова («Измена», «Мой парень - ангел», «Слушая тишину», «Дура») снимает уже вторую картину, но если «Дочь» делалась в паре с Александром Касаткиным, то «Простой карандаш» — ее самостоятельный проект, получивший финансирование от Минкульта.
Автор рассказала, что заняться режиссурой ее сподвигла вечная неудовлетворенность результатом из-за различий образа в голове автора сценария и режиссера, даже если постановщик очень талантливый. «Я работала с очень талантливыми режиссерами, и они делали очень интересное по-своему кино. Сценарий «Дочери» я писала под себя и решилась реализовывать вместе с Александром Касаткиным. Идея нового фильма родилась от образа, как бы ни было очевидно, простого карандаша. Я очень люблю тему простых вещей — она же вдохновила на создание новеллы «Просто концерт», которая входит в альманах «Петербург. Только по любви». Захотелось сделать историю о простом карандаше, с помощью которого меняются человеческие судьбы», — поделилась режиссер.
Автор проекта под рабочим названием «Двое» Тимофей Жалнин, чья первая короткометражная работа «F5» имела большой успех на фестивалях, пришел в кинорежиссуру из театра. Он был руководителем и режиссером танцевально-театральной студии в Новокузнецке. Именно актрисы пластического театра стали главными героинями его короткометражки. Новый проект же посвящен совсем иной тематике — фильм расскажет о выживании супругов, в кризисе семейных отношений, в тайге.
Несмотря на положительный прежний опыт автора, фильм получил финансирование только с третьего раза:
«Эту историю о двух людях в тайге я придумал еще когда был студентом. Долгое время накапливал материал, вдохновение, собирал таежные случаи из чужих рассказов, вспоминал моменты из своей жизни — ведь я сам вырос в Сибири и много ходил по тайге. Процесс был длительный, параллельно я занимался другими историями. Несколько раз перерабатывал сценарий, подавая заявку в Министерство культуры. Когда появились продюсеры Александр Котелевский и Андрей Новиков судьба фильма сложилась окончательно. У нас была экспедиция в Сибирь, сложные условия, все снимали на природе, а климат там, конечно, суровый. С другой стороны, все компенсировала красота и энергетика природы». В будущем Тимофей Жалнин хотел бы попробовать себя в научной фантастике, также ему интересна драма и музыкальное кино.
В ожидании перехода
Большинство проектов, получивших финансирование Минкультуры, прошли через съёмочный период, завершают пост-продакшен и готовятся к премьерам в 2018-2019. Только 4 картины из получивших поддержку в 2016-2017 году уже добрались до экранов: дебют Кирилла Плетнева «Жги!» участвовал в конкурсе «Кинотавра» в прошлом году, получил приз и вышел в прокат, «Девушка с косой» Ольги Поповой была в Выборге и в кинотеатрах, «Ничей» Евгения Татарова тоже отметился на фестивале «Окно в Европу», а альманах «2017» продюсера Натальи Мокрицкой был показан на Санкт-Петербургском международном культурном форуме.
Ситора Алиева считает, что именно в ближайшее время может быть зафиксирован «переходный момент смены поколений»:
«Думаю, вопрос фестивалей актуален для всех авторов, так как это верный путь к зрителю. Конечно, молодые режиссеры мечтают попасть в программу «Кинотавра», и это очень лестно. Дело не в том, что у нас мания величия, просто хочется дать площадку для старта талантливым режиссерам.
Раньше когда «Кинотавр» длился две недели, была возможность собирать отдельную дебютную программу, благодаря количеству дней и фильмов. Конечно, это поднимает статус дебютов, дает авторам больше внимания, но говорить о ее возрождении рано, поскольку мы находимся на первой стадии отбора. Неизвестно, какое количество картин будет готово и сколько захотят участвовать в «Кинотавре», а сколько будут ждать Венеции. Здесь также встает вопрос нашего с авторами взаимного диалога. Дебютов много, но не будем забывать, что и мастера сегодня достаточно активны. Мне кажется, только к апрелю будет понятна общая расстановка сил. В целом, я рада тенденциям, которые можно наблюдать уже сегодня».