Полезный для здоровья: В прокате «День независимости: Возрождение»
23 июня 2016 года в прокат выходит «День независимости: Возрождение» Роланда Эммериха, вероятно, самый ожидаемый фильм лета (дистрибьютор – компания 20 Век Фокс). Спустя 20 лет после бившего кассовые рекорды «Дня независимости» зрителя ждет продолжение, первый сиквел в карьере режиссера, славного своей способностью очень тщательно продумать и отснять конец света и финальное торжество выжившей и непременно сплотившейся части человечества.
«День независимости» вышел в прокат в 1996 году, при бюджете в 75 млн. долларов собрал в мире 817 млн., вошел в сотню самых кассовых фильмом всех времен и задал каноны жанра. В этом году торжественно отметят его юбилей, 22 сентября в Альберт-Холле Королевский симфонической оркестр исполнит музыку к фильму, а композитор Дэвид Арнольд выступит с речью о своей работе над фильмом. «Это то кино, которое не претендует ни на что иное, кроме как быть великим кинематографическим удовольствием, с персонажами, которых вы научитесь любить, с плохими парнями, которых вы научитесь ненавидеть, со зрелищем, которое удовлетворит вашего внутреннего ребенка, жаждущего что-нибудь расколотить», - отмечается в заявлении композитора, опубликованном на сайте Альберт-Холла.
Продолжение обсуждали давно, правда, в 2004 году Эммерих заявил, что они со сценаристом Дином Девлином отказались от этой мысли. Но спустя пять лет выяснилось, что все же не отказались, а еще через пару лет была, наконец, сформулирована идея. Кто-то из актеров первого фильма попал и в сиквел и сыграет уже известных нам персонажей. В частности, Джефф Голдблюм (ученый, который когда-то и спас человечество, придумав заразить компьютеры инопланетян вирусами) и Билл Пуллман (экс-президент США, ныне слегка чокнувшийся от контакта с пришельцами). Сильно подорожавшего Уилла Смита в проект не взяли, зато в кадре появятся Лиам Хемсворт и Шарлотта Генсбур. Дело происходит через два десятилетия после событий первого «Дня независимости», поредевшее человечество освоилось на слегка опустевшей Земле и налаживает оборону, но и пришельцы не дремлют. От успеха сиквела, как говорил режиссер, будет зависеть то, какой станет третья часть, которую в любом случае зрителям не придется ждать так долго, как вторую. Пока же нам обещают, что корабль пришельцев будет размером с Атлантический океан, а Дубай упадет на Париж, причем, в прямом смысле слова. Хотя как это согласуется хотя бы с тем, что Земля круглая, пока не очень понятно. Станет ли сиквел таким же явлением, как первый фильм – скорее всего, нет. Но в любом случае это прекрасная возможность лишний раз порадоваться фантазии Эммериха. Тем более, что это еще и полезно для здоровья. Вспомним лучшее в его творчестве.
Светлый путь
Роланд Эммерих – уроженец ФРГ, чьи фильмы собрали в сумме более 3 млрд. долларов. С немецкой практичностью он снимает фильм в сроки более короткие, чем планировал изначально и соглашается на бюджеты, более низкие, чем просили бы на такое другие режиссеры. Он живет на несколько городов, коллекционирует странные произведения искусства типа портретов диктаторов и известных коммунистов. А еще честно борется с глобальным потеплением, расизмом и гомофобией – перечисляет деньги в разнообразные фонды, открыто говорит о политическом давлении индустрии, например, о том, как сталкивался с откровенным расизмом производителей, когда пробивал Уилла Смита в «День независимости» или был лишен возможности показать межрасовую пару в «Послезавтра». Когда его критикуют за клише, шаблонность персонажей и псевдонаучность, он утверждает, что делает попкорновые развлечения и на большее не претендует.
Эммерих экспериментировал с разными жанрами, снимал фильмы, ставшие важнейшими в фильмографии их главных актеров, такие как «Универсальный солдат» с Жан-Клодом Ван Даммом или «Патриот» с Мелом Гибсоном. Но все это меркнет в сравнении с главным и, безусловно, самым прекрасным в его творчестве, с его фильмами-катастрофами.
После «Дня независимости» был фильм «Годзилла» (1998), где разрушению подвергся на весь мир, а только Нью-Йорк, и даже после победы американской военщины в руинах Мэдисон-сквер-гарден выжило то, что со временем могло бы превратиться в новое чудовище. Несмотря на масштабную маркетинговую кампанию, фильм имел очень умеренный успех у публики (мировые сборы – 379 млн. долларов при бюджете 130 млн.), а критика его вообще разнесла. «Вам придется тщательно подавлять свой интеллект во время просмотра», - писал Роджер Эберт. «Годзилла» получил всего 16% положительных отзывов на Rotten Tomatoes и две «Золотые малины». Эммерих признавался, что никогда не был поклонником истории Годзиллы, а Дин Девлин во всех неудачах винил свой сценарий.
Затем, в 2004 году, был блокбастер «Послезавтра» с Деннисом Куэйдом в роли ученого-климатолога, спасающего человечества от глобальной экологической катастрофы. При бюджете 125 млн. и дополнительных 50 млн. на маркетинг он собрал в мире 544,3 млн. «Послезавтра» снимали в Торонто и Монреале, и он стал тогда самым кассовым фильмом, снятым на территории Канады. Критика его хвалила – за спецэффекты. Даже некоторые экологи признавали его полезность, несмотря на множественные научные неточности (оппоненты, впрочем, говорили не о неточностях, а о глупостях и пропаганде). Все это, впрочем, не отменяет детской радости при просмотре, особенно у российских зрителей на фразе, почти дословно повторяющей знаменитое отечественное «вы не подскажете, как пройти в библиотеку?»
В 2009-ом состоялся релиз его главного фильма, если оценивать его работу с точки зрения масштаба разрушений – «2012», фильма о том, как в полном соответствии с календарем Майя на Земле начинается конец света, все рушится и тонет, люди делят билеты на спасательные ковчеги, либо пытаются проникнуть туда нелегально, а фаталисты предпочитают наслаждаться последним и главным в своей жизни зрелищем. Фильм с бюджетом в 200 млн. собрал в мире 788,6 млн. и стал вторым самым кассовым проектом в карьере Эммериха после «Дня независимости».
В 2013 году в прокат вышел «Штурм Белого дома» о том, как как некие боевики попытались захватить главный дом Соединенных Штатов. Он обошелся в 150 млн., но собрал всего 205,4 млн. Что лишний раз доказывает: совершенно непонятно, чем еще в этом жанре, после «2012» с его всепланетным масштабом, может заняться Эммерих. Упражнение о конце света в одном отдельно взятом доме – явно не вариант. И, похоже, режиссер взялся за переосмысление собственной фильмографии. Кроме сиквела «Дня независимости» и планов третьего фильма, у Эммериха и Девлина есть и давнишняя идея о возвращении к «Звездным вратам», которые когда-то задумывались, как полнометражная трилогия.
Средство против страха
Существует несколько важных и множество экстравагантных гипотез, объясняющих любовь зрителя к фильмам-катастрофам. Есть даже теория о том, что это во многом именно американское явление. Кевин Розарио, культуролог, доктор философии Йельского университета, написал книгу The Culture of Calamity: Disaster and the Daking of Modern America. Он отмечает, что бедствия сцементировали американцев как нацию, стали важнейшей частью национальной поп-культуры и до сих продолжают оставаться главным аргументом для укрепления федеральной власти и борьбы с угрозами. В эту теорию вписывается и внедрение особых мер безопасности после 11 сентября. Хотя, разумеется, все это не американское ноу-хау. Но, так или иначе, Голливуд обрабатывает то, на что есть спрос.
Но главная, более широкая и самая здравая теория – человеческие страхи, персональные, групповые и глобальные. Не в силах побороть их в реальности, устранить их причину, человеческое сознание стремится проиграть их – на экране, в собственном творчестве, в снах – и таким образом освободиться или получить кратковременный отдых. «Апокалиптические убеждения были на подъеме в последние полвека, — пишет в своей книге «Апокалиптика и мессианство» профессор Университета Конкордия в Монреале Лоренцо ДиТоммасо. — Разрозненные фобии слились воедино и привели к ощущению, что человек не способен решить проблемы. Должна быть какая-то иная сила, которая со всем справится. С библейской точки зрения бог будет решать проблемы, с атеистической — различные катастрофы».
«В неспокойном и непредсказуемом мире созерцание катастрофы на экране для нас как якорь, и помимо прочего мы убеждаемся в том, что наша собственная жизнь не так уж и плоха», — считает Джули Норэм, профессор психологии Уэллсли-колледжа, автор книги The Positive Power of Negative Things, она убеждена в практической пользе таких прививок страха. Так что в нашей неспокойной ситуации масштабные фильмы-катастрофы можно воспринимать даже как лекарство или хотя бы как витамины. Это очень приятный аргумент для тех, кто ценит хорошее, качественное кино о наступлении какого-нибудь очередного конца света.
«День независимости: Возрождение» Роланда Эммериха выходит в российский прокат 23 июня в IMAX, 2D и 3D.