В прокате «Омерзительная восьмерка» Квентина Тарантино
14 января 2016 года в широкий российский прокат выходит фильм Квентина Тарантино «Омерзительная восьмерка» (дистрибьютор – компания ЦПШ). В кинотеатрах США он идет с конца декабря 2015. Сборы бойкие, но не сказать, что роскошные, критика тоже неоднозначная. Зато по-прежнему обсуждают историю о том, как и зачем Тарантино за пару месяцев до премьеры поссорился с американскими полицейскими.
Полиция против Тарантино. Майкл Мур – за
Создатель «Бешеных псов», «Криминального чтива» и «Убить Билла» выступал на протяжении всего предыдущего года. Ругал Кейт Бланшетт, сериал «Настоящий детектив», Walt Disney Company. А в октябре 2015-го появился в Нью-Йорке на митинге против полицейского произвола и даже выступил с речью о копах-убийцах, сказал, что он на этом митинге, чтобы поддержать семьи убитых. И продолжил в том же духе, дав затем несколько интервью журналистам, заинтересовавшимся его речью. Он, правда, уточнил, что не против полиции вообще, но лишь против убийства безоружных людей. Но это делу не помогло, на режиссера обиделись крупнейшие полицейские профсоюзы США и несколько полицейских управлений. Все они призвали своих коллег в знак протеста бойкотировать «Омерзительную восьмерку».
Джим Паско, один из руководителей профсоюза The Fraternal Order of Police (FOP), заявил, что Тарантино хорошо устроился, сделал себе карьеру на насилии в кино, тогда как «наши сотрудники зарабатывают на жизнь, пытаясь остановить насилие реальное» и «время придет, мы постараемся причинить ему боль единственным способом, каким, кажется, можно на него воздействовать, то есть экономически». Патрик Линч, президент Благотворительной организации Policemen's Benevolent Association (PBA), в свою очередь заявил, что «полицейские, которых Тарантино называет убийцами, не живут внутри своих развратных фантазий на экране, они рискуют и жертвуют собой, чтобы защитить общество от настоящей преступности и беспредела». И также призвал бойкотировать фильмы Тарантино, как «Омерзительную восьмерку», так и все остальные. Скандал был растиражирован. Телеведущий FOX даже заметил, что этой историей Тарантино разрушил свою карьеру.
Зато в защиту режиссера немедленно выступил Майкл Мур. «Тарантино – смелый человек и настоящий американец, - написал он на своей странице в инстаграме. – Теперь некоторые, защищающие полицию, которая убивает невооруженных гражданских, начали поучать его, они призывают бойкотировать его фильмы. В самом деле? Думаю, все должно быть наоборот, думаю, миллионы не только должны стоять рядом с Тарантино, мы должны пойти на его фильм. Кто со мной? Держись, Квентин! Они просто шокированы тем, что уважаемый белый парень осмелился высказаться».
Тарантино поддержал и давно с ним работающий Харви Вайнштейн. В специальном заявлении Weinstein Company было отмечено, что «Мы не говорим за Квентина, он может и должен иметь право высказываться от своего имени».
«Слово на букву N» и другие мишени
Обычно не Тарантино обвиняет кого-то в насилии, а наоборот кто-то обвиняет в этом его. Частенько достается ему за активное употребление в фильмах слова «ниггер», которое в западных СМИ цитируется как «слово на букву N» («N» word). Этого слова, кстати, хватает и в «Омерзительной восьмерке». Яркая дискуссия в связи с этим словом разгорелась еще после выхода в прокат «Джанго освобожденного». Интересно, что фильм был популярен среди афроамериканцев – по данным The Hollywood Reporter, в первые недели проката темнокожие составляли до 42% аудитории. Хотя «слово на букву N» употреблялось там более сотни раз. Резко высказались писатели Ишмаэль Рид, Сесил Браун и, конечно же, режиссер Спайк Ли. Последний заявил, что Тарантино не уважает печальную страницу американской истории, что «американское рабство не было спагетти-вестерном, оно было Холокостом».
Дополнительным источником раздражения стала серия игрушек-персонажей фильма - National Entertainment Collectibles Association (NECA) выпускала фигурки персонажей и из других фильмов Тарантино, например из «Убить Билла». Но когда в продаже появилось шесть восьмидюймовых героев «Джанго…», с подвижными конечностями, в полном обмундировании и ценой 300 долларов за комплект, некоторые черные активисты назвали этот акт «пощечиной нам и нашим предкам» и призвали фанатов бойкотировать еще и сувениры.
За Тарантино вступились темнокожие актеры, например, Антуан Фукуа и непосредственно Джейми Фокс, который играл в «Джанго…». Еще один актер фильма, Сэмюэл Л. Джексон в эфире FOX отказался комментировать эту тему до тех пор, пока ведущий не произнесет «слово на букву N» целиком, ведущий засмущался, в результате тему так и не обсудили.
Фильм даже всколыхнул старую дискуссию лингвистов и историков. Как известно, в США «N» word изымается не только из употребления, но даже из творчества Джозефа Конрада и Марка Твена. И, например, профессор Гарварда Рэндалл Кеннеди считает, что оно - «ядерная бомба межрасовых отношений» и должно быть полностью запрещено, а профессор Калифорнийского университета Тодд Бойд утверждал то же самое, что и Тарантино: что оно – неотъемлемая часть американской истории и культуры, и никуда от этого не деться.
Были проблемы и с «Бесславными ублюдками». Съемки начались осенью 2008 г. на студии Бабельсберг в Германии. Но еще до того в немецкой прессе появились гневные отзывы по поводу самой идеи. Последствия скрещивания бульварного жанра и преступлений нацизма показались некоторым аналитикам, в частности, Тобиасу Книбе из Süddeutsche Zeitung, непредсказуемыми.
А уж «Бешеные псы» упоминали в криминальной хронике даже спустя годы после их проката. В 2000 году в Ливерпуле трое 16-летних парней были признаны виновными в убийстве своего сверстника. На суде один из обвиняемых сказал, что пытался отрезать жертве ухо бутылкой, как это происходило в одной из сцен «Бешеных псов». Интересно, что за Тарантино на суде вступился как раз сотрудник правоохранительной системы. Расследовавший это дело детектив Боб Марсден отклонил предположение адвокатов, что фильм спровоцировал обвиняемых на убийство, сказал, что параллели с фильмом есть, но и парни без того прикончили бы свою жертву, потому что просто почуяли вкус к убийству и уже не могли остановиться. Что не помешало либеральному демократу и известному борцу за цензуру в медиа Дэвиду Олтону в очередной раз высказаться по поводу того, что пора пересматривать законы о прокате фильмов и беспощадно резать ужасные сцены.
Скандалы отдельно, сборы отдельно
Как очередной скандал с Тарантино сказался на сборах его «Омерзительной восьмерки»? Критика, надо сказать, неоднозначная. Рейтинг на Rottentomatoes – 75%. Некоторые критики отмечают, что фильм вышел вторичным, вялым. New York Post даже предположила, что неожиданная политическая активность режиссера связана прежде всего с желанием возбудить интерес зрителей к новому фильму. И если Харви Вайнштейн хочет показать всем, что не имеет отношения к столь диковатому маркетинговому ходу, то продюсеру стоит немедленно и громко об этом заявить. И, дескать, теперь большой вопрос, будут ли Вайнштейн и Тарантино работать дальше. Но, как мы уже знаем, продюсер от режиссера не отрекся.
Многие эксперты считают, что особого влияния на сборы не оказывают ни скандал, ни угрозы бойкота. Вспоминают, как совсем недавно расисты в твиттере предлагали бойкотировать «Звёздные войны: Пробуждение силы», так как одного из главных героев сыграл темнокожий Джон Бойега, но ведь продолжение знаменитой саги поставило рекорды в прокате. «Сомневаюсь, что этот скандал будет иметь влияние на посещаемость» (IndieWire); «Тарантино не привыкать к спорам и скандалам, в конце концов, лишние разговоры о фильме – это тоже реклама» (BoxOffice.com). Но есть и иное мнение. «Нет никакого способа узнать, как вообще такие вещи влияют на кассу, – считают в аналитическом отделе Rentrack. – Но они точно добавляют головной боли. Это не то, с чем хочется связывать свой фильм, когда в рождественское время кинотеатры переполнены. Так что тезис «нет плохой прессы» не всегда верен».
Ну а ситуация с кассой пока такова. 24 декабря, за сутки до выхода «Омерзительной восьмерки» в ограниченный прокат в 100 кинотеатрах США, Boxofficemojo прогнозировал сборы фильма на уровне 3,8 млн. долларов. Стартовал он лучше: 4,6 млн. За первый уикенд широкого проката в США он собрал 15,7 млн. На 10 января домашние сборы «Омерзительной восьмерки» составляли 41,5 млн. (при производственном бюджете в 44 млн.). Впереди основные иностранные территории.
«Омерзительная восьмерка» Квентина Тарантино 14 января выходит в широкий российский прокат.